Урок биологии в 8 классе "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Грецов Александр Васильевич

В конспекте урока представлен учебно-методический материал для изучения зрительного восприятия, нарушений работы зрительного анализатора и гигиены зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обоснование урока по теме:

                      «Зрительное восприятие. Гигиена зрения»

Биология, как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание»,  вносит значительный вклад в достижение целей общего образования,  обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие  интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

     Урок составлен в соответствии с требованиями  Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на учебник:  Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс.  

Курс «Биология. Человек»  является наиболее интересным  для изучения учащимися  8-х классов с практической точки зрения. Данная тема урока  направлена на понимание сути функционирования  анализатора, особенностей  зрительного восприятия. Изучаемая тема является логическим продолжением раздела «Зрительный анализатор», развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях.

     Урок имеет практическую направленность, расширяет знания учащихся по

     вопросу сохранения и укрепления здоровья, учит общению, помогает учащимся

     раскрыть свой творческий потенциал.  

           На уроке используются информационно – коммуникационные технологии,                здоровьесберегающие  технологии, учебно–исследовательская деятельность,

     элементы технологий проблемного обучения, технологии сотрудничества.

     Разнообразные задания,  работа по слайдам презентации способствуют

     совершенствованию знаний учащихся по теме «Зрительный анализатор».

             Структура, содержание, технологии, формы, методы, применяемые на        уроке  способствуют успешному осуществлению  учебно- педагогической

     деятельности, направленной   на достижение желаемого результата.

      План - конспект урока по биологии в 8 классе

 Тема урока: «Зрительное восприятие.  Гигиена зрения»

Цель урока: совершенствование имеющихся и формирование новых знаний о 

 особенностях зрительного восприятия  человека; обоснование  соблюдения правил гигиены зрения.

Планируемые результаты

1.Формирование предметных умений:

- сформировать понятие «зрительные ощущения и восприятия»;

- сформировать знания о нарушениях  зрительного анализатора;

- сформировать знания о дальнозоркости близорукости

- сформировать знание об основных особенностях гигиены зрения;

- раскрыть причины нарушения функций зрительного анализатора.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные:

-принимать и осваивать роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

- организовывать учебную деятельность и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- определять и формулировать цель учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- отличать верное выполнение задания от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- определять границы знаний, незнаний;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные:

- внимательно слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Материально – техническое обеспечение: модель глаза, проектор, ПК, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (8 мин.)

Цель данного этапа урока:  воспроизвести знания полученные учащимися при изучении строения зрительного анализатора, скорректировать наиболее трудные для понимания вопросы данного раздела темы.

Вступительное слово учителя (постановка вопроса проблемного содержания) (слайд №1).

Одна из турецких пословиц гласит: «Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами». Красивая пословица, но верна ли она с точки зрения физиологии?

Прогнозируемый ответ:  Не верна, т.к. глаз – это воспринимающая часть зрительного анализатора, а соответствующая зона коры больших полушарий – анализирующая.

Зрение - удивительная совместная работа глаза и мозга. Мы видим благодаря не только глазам, а всему зрительному анализатору.

Ответьте на вопрос: Из каких частей он состоит?

Прогнозируемый ответ:  Рецепторный орган, нервный путь, зрительная зона коры больших полушарий. (Слайд № 2)

Задание № 1.Выполнение интерактивного задания «Строение зрительного анализатора» (№150870, Единая коллекция ЦОР).

Рецепторным органом является глаз. Вспомним его строение. Часть класса работает с заданием №2, часть класса с заданием №3.

Задание №2.Выполнение терминологического диктанта   (слайд №3).

Закончите мои предложения.

  1. Снаружи глаз защищен белочной оболочкой или………………….  склерой. 
  2. Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку…………роговицу.
  3. Позади которой находится радужная оболочка или……… ……….радужка. 
  4. Свет проникает в отверстие, находящееся в центре радужки………...зрачок.
  5.  За зрачком располагается прозрачная природная линза ………....хрусталик. 
  6. Световые лучи, отражающиеся от предметов, фокусируются на внутренней оболочке глаза………………………………………………………...сетчатке. 
  7. Здесь расположены световые рецепторы – палочки и ……………...колбочки. 
  8. Под белочной оболочкой располагается……………….сосудистая оболочка.
  9. Полость глазного яблока заполнена…………………….стекловидным телом.

  Задание № 3.Выполнение интерактивного задания «Внутреннее строение глаза» (№150812, Единая коллекция ЦОР).

И так,  мы с вами вспомнили основные структуры глаза.

 Ребята, повернитесь лицом друг к другу и загляните в глаза своего одноклассника. Какие части глаза вы можете увидеть?

Прогнозируемый ответ:  Склеру, роговицу, радужку, зрачок.

А что еще можно увидеть в глазах человека? Согласны вы с выражением что: «Глаза – это зеркало души»? (слайд №4).

Беседа с учащимися  на тему: «Глаза – зеркало души» с использованием литературного фрагмента из произведения Н. Заболоцкого.

 Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах (слайд №5, 6).

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана.

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза как два обмана,

Покрытых мглою неудач. Писал  Н. Заболоцкий.

III. Актуализация знаний (2 мин.)

Цель данного этапа урока:  показать актуальность изучаемого материала, использовать   для развития мотивации учащихся педагогические технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление.

Мы живем с вами в мире красок. Не всем обитателем нашей планеты даровано это чудо (слайд №7,8). Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. 90 % информации об окружающем нас мире дают человеку органы зрения. Представьте, какой ничтожно малой информацией мы обладали бы при полном отсутствии зрения.

Эпиграфом к нашему уроку я взял высказывание М. Горького «Ничто не может быть страшнее, чем потеря зрения, - это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира».  О какой проблеме говорят эти данные? Как вы думаете,  чему будет посвящена  тема  нашего урока?

Прогнозируемый ответ:  зрительное восприятие окружающего мира, нарушение работы зрительного анализатора.

 Как мы видим мир, о причинах возникновении  нарушений зрения и о том, как сохранить наше зрение пойдет речь на нашем уроке.

IV. Изучение нового материала (12 мин.)

Цель данного этапа урока: создание условий для мотивации учебной деятельности учащихся, изучение особенностей зрительного восприятия окружающего мира, выявления распространённых нарушений зрения, формирование у учащихся мотивации  соблюдения правил гигиены зрения.

  Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.

   «Не верь глазам своим» - иногда, говорим мы,  сталкиваясь со зрительными иллюзиями. Например, предметы в воде кажутся нам увеличенными и деформированными (демонстрация опыта «Преломляющая способность воды»: чайная ложка, помещенная в стакан воды).

Это примеры оптического обмана. (Слайд №9).

 Перед вами двойственные изображения (слайд № 10). Что вы видите на этом рисунке?

 Прогнозируемый ответ: Мы наблюдаем смену образов при восприятии.

Это происходит благодаря тому, что мы не только видим, но и бессознательно рассуждаем. Учеными раскрыты еще далеко не все тайны человеческого глаза.

 Эксперементальные задания.

Задание № 1. Определение слепого пятна.  Инструкция  на странице 247 учебника.

( индивидуальная работа).

Задание № 2. Определение жёлтого пятна, Инструкция на партах. (Работа в парах). Результаты работы, выводы оформляются в рабочих тетрадях.

Что же, нужно сделать, для того чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира?  Решить поставленную,  проблему поможет нам наш урок.

       Рассмотрим  с вами вопрос о том, что же может способствовать нарушению зрения? У детей часто возникает воспаление слизистой оболочки глаза – коньюктивит, что связано с несоблюдением правил личной гигиены. Ушибы, ранения, термические и химические ожоги могут стать причиной помутнения роговицы  и  образования бельма, что может привести к полной потере зрения. С возрастом, вследствие кристаллизации может нарушиться прозрачность хрусталика, вследствие чего,  развивается катаракта.  Хрусталик  удаляют, заменяют искусственным или приписывают пациентам очки с большими диоптриями. Человек может быть слабо видящим потому,  что соотношение между преломляющей силой оптических сред глаза и длиной глаза бывают различными.

Задание № 3.  Вспомните, какие среды глаз являются преломляющими?

 Прогнозируемый ответ:  роговица, хрусталик.

Лучи света не всегда фокусируются (собираются) на  сетчатки. Поэтому и возникают дефекты зрения.

 Задание №4. Ответьте на вопрос: Какие наиболее распространенные нарушения зрения встречаются у людей?

Прогнозируемый ответ: Дальнозоркость и близорукость.   

  Дальнозоркость или гиперметропия  особенно развита у пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не контрастными.

  Близорукость или миопия может быть врожденной и приобретенной.  При ней лучи света фокусируются  перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видятся нечетко. (Слайд №11).

 Выявить дефекты зрения помогают таблицы Браиля.  А исправить их  можно с помощью правильно подобранных очков. Близоруким -  назначают двояковогнутые линзы с отрицательными Д, рассеивающими свет. Дальнозорким – двояковыпуклые линзы с положительными Д, усиливающими преломление лучей. Д (диоптрии)  – единицы измерения, преломляющей силы линзы. Например,  рецепт очков для близорукого ОД – 5 Д, ОS – 4Д (слайд №12).

 Близорукость может носить как приобретенный характер, вследствие не соблюдения режима освещенности в кабинете, недостатка витамина  А,  осложнения после перенесенного заболевания, так и наследственный характер. Еще одним наследственным нарушением функций зрения является неспособность многих людей воспринимать все спектральные цвета.

Явление цветовой слепоты было описано в 1794 году англичанином Джоном Дальтоном и названо по его имени? …дальтонизмом.  В 26 лет он вдруг обнаружил, что не различает по цвету красные ягоды от зеленых листьев. Дальтонизм чаще проявляется у мужчин и связано это с особенностями наследования гена дальтонизма. Посмотрите на слайд №13 и № 14.  

 Таблицы, изображенные на слайдах, позволяют определить нарушение цветоощущения.

 Задание № 5. Проведите исследование.  Какие числа и фигуры спрятаны на картинках. Результаты и выводы исследования оформите в тетрадях.

Задание № 6. Ответьте на вопрос: Какая профессия противопоказана  людям с нарушением цветоощущения?

Прогнозируемый ответ: Водитель.

Люди с нарушениями цветоощущения должны выбирать профессии не связанные с необходимостью иметь хорошее цветовое зрение.

 Релаксация. (2 мин.)

Цель данного этапа урока: Снятие утомления мышц опорно-двигательной системы, профилактика  сколиозов и нарушений в работе органов зрения (использование  здоровьесберегающих технологий).

Мы живем с вами в век компьютерных технологий.

Ребята как вы считаете, что в настоящее время является основной причиной нарушения в работе органов зрения?

Прогнозируемый ответ: Увлечение компьютером.

 Просматривая презентацию, работая за компьютером, при длительной нагрузке на глаза мы испытываем усталость, рассеянность, снижение внимания. Нам необходимо расслабится, т.е. снять нагрузку. Я предлагаю вам проделать гимнастику для глаз.

Упражнение №1: .Сидя  закроем глаза на 3-5 сек, затем откроем, их на 3-5 сек. Повторим упражнение  3-4 раза.

Упражнение №2: Мысленно опишите глазами  «8».

 Повторим упражнение  3-4 раза.

Упражнение №3: Стоя, смотрим перед собой 2-3 секунды. Возьмем в руки ручку. Отведем  ее на расстояние 25- 30 см от глаз, смотрим на верхний кончик ручки несколько секунд.  А теперь посмотрите на ручку попеременно то правым, то левым глазом. Что вы наблюдаете? Предмет   как бы смещается в поле зрения. Это упражнение доказывает нам наличие у человека стереоскопического зрения.

V. Воспроизведение знаний, умений и навыков (9 мин.)

Цель данного этапа урока:  Овладение учащимися разнообразными способами учебной деятельности, развитие навыков работы с тестовыми заданиями.

(Использование технологии интерактивного обучения», работа в группах по заданиям).  Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа должна выполнить задание. В конце работы  каждая группа должна представить по данному ей заданию свой мини - проект.  Сформируем 3 группы.

Работая,  не забывайте о следующем: есть идея – не молчи, дослушал – потом говори, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается истина.  

Предлагаемые варианты заданий:

Задание для группы №1

 Приготовьте сообщение на тему: “Как помочь Мартышке”. Для этого  вспомните басню Крылова “Мартышка и очки».

Определите, какой дефект зрения приобрела мартышка к старости,  и подберите ей очки для правильной коррекции зрения.

Eyeglasses Очки с двояковогнутой линзой

       AG00208_                                           Рецепт очков:

                                                                                                OD             - 1.5 D

                                                                                                OS              - 2, 0 D

Eyeglasses Очки с двояковыпуклой линзой

Задание  для группы № 2

 

     Установите соответствие между понятием и его смысловым значением.

 Ознакомьтесь с таблицей понятий, к которым необходимо подобрать смысловые значения.

Понятие

Смысловое значение

1.Глаз

 А.Устройство, корректирующее недостатки зрения

2. Дальнозоркость

Б. При этом дефекте зрения  фокус лежит перед сетчаткой

3. Линза

 В. Оптическое тело, имеющее сферическую поверхность

4. Хрусталик

 Г. Расположен за зрачком, похож на собирающую линзу

5.Близорукость

 Д. При этом дефекте зрения фокус лежит за сетчаткой

6.Очки

 Е. При этом дефекте зрения фокус лежит за сетчаткой

7.Сетчатка

 Ж. Иногда называют “живым” фотоаппаратом

        

Задание для группы № 3

Прочитайте текст «Гигиена зрения». Найдите в нем ошибки  и вычеркните их из текста, используя маркер. Сформулируйте и озвучьте правила гигиены зрения. Дайте им обоснование.

Гигиена зрения

 При чтении необходимо подносить книгу близко к глазам.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить так, чтобы свет падал слева.

Расстояние до книги при чтении должно быть 30-35 см

Рекомендуется читать лежа.

Читать можно при любом освещении, т.к. у нас есть рецепторы и светового и сумеречного зрения.

Нельзя читать в движущемся транспорте.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор – прекрасный отдых для глаз.

Можно читать в движущемся транспорте, любуясь одновременно видом из окна.

Нельзя читать лежа, т.к. при этом постоянно меняется расстояние от глаза до книги и зрительные мышцы быстро утомляются.

Никотин, алкоголь и различные токсические вещества  НЕ могут вызвать тяжёлые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.

Необходимо ограничивать ежедневный просмотр телепередач и занятия за дисплеем компьютера.

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы и потери зрения.

Проведем контроль знаний в форме тестирования. ЦОР №140630

 VI. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков (3 мин.)

Цель данного этапа урока:   формулировка учащимися  ответа на проблемный вопрос, заданный в начале урока, подведение итогов  урока, определение индивидуальной степени результативности.

Вернемся к вопросу, с которого мы начинали наш урок: Что же, нужно сделать, для того чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира?

Прогнозируемый ответ: соблюдать гигиену органов зрения, беречь глаза от травм, выполнять все назначения врачей.

 Рефлексия (1 мин) Подведем итоги урока. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось наиболее интересным и значимым для вас? (фронтальная беседа)

 Изученная  нами тема очень актуальна и важна для каждого человека, т.к. нарушение зрения явление, широко распространенное. Буквально каждый 3 житель нашей планеты имеет отклонение в работе органов зрения.  До 75 % всех случаев слепоты у взрослых людей можно предотвратить с помощью профилактики и лечения.

   Берегите  ваши глаза!  Будьте осторожны в обращении с химическими препаратами, колющими и режущими инструментами, соблюдайте правила гигиены.  

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Цель данного этапа урока: сообщение учащимся  дифференцированного  домашнего задания, определение и разъяснение  критериев успешности его выполнения. 

Ваше домашнее задание вы можете выбрать из списка предложенного  ( слайд 15): создание мини – проектов по теме: «Зрительное восприятие», проведение валеологического  самоанализа «Я и мое зрение»  ( помощь врача);  подготовка кроссворда по теме: «Зрительный анализатор»;  

Критерии успешности выполнения домашнего задания: выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке, использовать разные источники информации, работать с учебной и справочной литературой, работать самостоятельно, в парах, выполнять задания творчески.

В виде мини – проекта  должен быть представлен    материал по  наиболее значимым для вас и интересным с познавательной точки зрения   вопросам темы «Строение и функции зрительного анализатора». Проект может носить творческий, информационный или исследовательский характер.  Представляется в форме мультимедийной презентации, устного журнала, стендовой выставки. Обязательно указать цель, этапы и практическую направленность  вашего проекта (данная форма домашнего задания рассчитана на  учащихся, занимающихся на «4» и «5»).

Остальные формы предлагаются для выбора  остальным учащимся  класса.  

И в заключение  урока хочется сказать следующее.

Помните, что зрение – это чудо, подаренное нам природой  «и ты увидишь, мир прекрасен!». Я желаю вам здоровья. Пусть ваши глаза всегда излучают свет и добро, любовь к окружающему вас миру. Пусть ваша жизнь будет наполнена только яркими красками .

Список  литературы для учителя

1. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Тематическое и поурочное планирование учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл.», М.: изд-во «Дрофа». 2.А.В. Пименов, И.Н.Пименова Биология. Человек. В вопросах и ответах.- С: ИЦ «Добродея».,1997 г.

                       Список литературы для учащихся

1.И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». – М. «Просвещение», 1983 г.

2.А.Г. Хрипкова и др. «Физиология человека».- М. «Просвещение»,1971 г.

3.В.С. Анисимов, Е.П. Бруновт, А.В. Реброва «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека»- М.»Просвещение», 1987 г.

 

   

Электронные издания

  1. Биология. Анатомия и физиология человека, М.- электронная библиотека «Просвешение».2005 г.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  3. Единая коллекция ЦОР.

Интернет-ресурсы

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

   http://infoschool.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс "Гигиена зрения"

Урок "Гигиена рения" --2-й урок темы" Органы чувств" Урок комбинированный.Проводились разные формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Виды деятельности учащихся: самостоятельная раьот...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Гигиена органов дыхания"

В презентации отражен план урока по теме "Гигиена органов дыхания". Урок организован с использованием учебника Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс", а также рабочей тетради с печатн...

Презентация к уроку "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Презентация к уроку "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"...

урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"

Обучающийся научится понятиям о: режиме  питания;   мерах  по  предупреждению  желудочно-кишечных  и  глистных  заболеваний;  перв...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Внеклассное мероприятие «Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»

Много глазных заболеваний. Самыми распространенными заболеваниями глаз является - близорукость. О ней  и пойдет речь на нашем мероприятии...

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ "ГИГИЕНА СЛУХА"

Цель урока Обеспечить представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума и радость, и важность общения в обществе людей. Тип урока ...