УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ "ГИГИЕНА СЛУХА"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Эйтингон Ирина Владимировна

Цель урока Обеспечить представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума и радость, и важность общения в обществе людей. Тип урока Комбинированный, урок систематизации и обобщения новых знаний. В данном уроке есть задания на проверку у детей разных видов функциональной граммотности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gigiena_sluha.docx445.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

 учитель биологии Эйтингон Ирины Владимировны  ГРУППА №1  Раменский г.о Дергаевская СОШ №23

Учебный предмет: Биология

Тема урока: Гигиена слуха.

Базовый учебник: Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. 8 класс», М., «Дрофа», 2016г

Тип урока: Урок получения новых знаний

Цель: Изучение  особенностей строения  и  функций  слухового  анализатора.

Задачи:

 Образовательные:  помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;  на основе представлений о строении  и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

Развивающие: способствовать развитию у учащихся умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду.

Воспитательные: способствовать формированию навыков гигиены слуха.

Планируемые результаты:

 Предметные: развивать понятие «анализатор», сформировать знания о строении и функциях уха; развивать познавательный интерес к предмету., гигиена слуха

 Метапредметные: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания на практике, осуществлять межпредметные связи. использовать задания PIZA по данной теме урока.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование гигиенических и экологических навыков учащихся, сознательного отношение к своему здоровью.

 Технологии: Технологии проблемного обучения, ИКТ, критического мышления, здоровьесбережения

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Время

мин

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку.

2мин

Л:  Самоопределение, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. Целеполагание

2

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Выявляет уровень знаний.

Выполнение  тестовых  заданий «Выберите  правильные   суждения»

Задание  на   повторение:  (Приложение1)

Проверка работ с использованием презентации

«Слуховой   анализатор»  

Выполняют   в   тетрадях   тест, затем  в  парах   обмениваются   тетрадями  и  проверяют  правильность  выполнения  заданий, ставят   оценку.

 

Обеспечивает восприятие, осмысление и закрепление изучаемого материала

С  использованием  презентации

«Слуховой   анализатор»  

Рассматриваем   значение   и   строение  слухового   анализатора

5мин

   П:

Учащиеся имеют представления об   анализаторах,  знают  строение  и  функции    слухового анализатора, работают   с   тестами.

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

К: работать  в  парах,  эффективно взаимодействовать  со  сверстниками.   

3

Формулирование темы урока, постановка цели

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию Несколько  минут    звучит  музыка, причем

Музыку включаем на тихой волне и очень громко.

Вопрос  :Что можете сказать о очень тихой и громкой Музыке??

Каждому с детства знаком вынесенный в эпиграф диалог из старой сказки. В своем вопросе Красная Шапочка подразумевала ушные раковины, которые обычно и называют ушами.
-Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое!
Шарль Перро.
А все таки, зачем нам уши?
Прав ли волк, ответив « чтобы лучше слышать тебя?»


Вопрос  учащимся: какие функции выполняет слуховой анализатор?

Слушают  музыку.

Называют  ответ  на   вопрос,

.

Функции слухового анализатора

- улавливание звуковых волн;
- проведение нервного импульса по слуховому нерву в КБП;
- различение характера звука (обработка информации).

 формулируют   тему   урока,

 -осуществляют   постановку   цели  урока.

4мин

  Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Р:  Формировать  цель   и  задачи, необходимые  для  её   достижения, планировать  свою  деятельность.

4

Изучение нового материала по материалам PIZA

Постановка  проблемы:

Что   может  привести  к   глухоте?  Почему   нельзя   постоянно   пользоваться   наушниками? Какова  гигиена   слуха?

В вашей тетради помещена памятка «Гигиена слуха». Я предлагаю  

проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним

Гигиена слуха

  1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
  2. Защищайте уши от сильного шума.
  3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.
  4. Каждое утро разминайте ушную раковину.
  5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.
  6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
  7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.
  8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
  9. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
  10. Берегите уши от ударов.

Остальные рассмотрите дома.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

С  использованием  презентации

Ответ демонстрируется на доске.

  Физкультминутка «Разминание ушной раковины» (Приложение №2).

Работа с презентацией к уроку Гигиена слуха

  Вопрос Каковы причины нарушения слуха ?

Причиной нарушения слуха могут быть инфекционные заболевания. При кашле, чихании возбудители болезни могут попасть в среднее ухо и вызвать его воспаление (отит). Отит возникает и при переохлаждении, поэтому в непогоду уши должны быть защищены от холода. При появлении болей в ушах надо обязательно обращаться к врачу.

 Ухудшение слуха может происходить из-за накопления в слуховом проходе ушной серы. Ушная сера выделяется видоизменёнными потовыми железами и представляет собой вязкую массу, обладающую бактерицидным действием. Избыток серы закупоривает слуховой проход и ухудшает слышимость. Для удаления серы нельзя пользоваться острыми предметами, потому что можно повредить барабанную перепонку.

 

Изучение нового материала по материалам PIZA

Идет групповая работа по 3 группам( по рядам)

Задание № 1

Приложение №3

.

 

-Слушают   объяснения   учителя   по   слайдам   презентации.

-

Анализируют правила гигиены

Выполняют   физкультминутку.

Используя п. 51стр 317-318 прочитать и ответить на вопрос

Беседа, отвечают   на   вопрос   учителя.

Осознание значимости изучения учебного материал

Работа в группах по материалам PIZA

Беседа, отвечают   на   вопрос   учителя.

Осознание значимости изучения учебного материал

7 мин

3 минуты

5 минут

5 минут

П: Умение  выделять существенные характеристики объекта, научиться  

П:Осуществлять классификацию информации.  Преобразовать информацию из одного вида в другой.

Работать с  различными  источниками  информации.

Л: Формирование  и  развитие  познавательного  интереса  к   изучению   биологии.

Л. Забота о здоровье

Работать с  различными  источниками  информации.

Л: Формирование  и  развитие  познавательного  интереса  к   изучению   биологии.

Л. Забота о здоровье

5

Первичная проверка понимания

   Для слуха вредны постоянный шумгромкие звуки. Они нарушают нормальную жизнедеятельность, вызывают бессонницу, ускоряют утомление и способствуют снижению остроты слуха. Ухудшает слух постоянное прослушивание музыки в наушниках. Громкий резкий звук может привести к разрыву барабанной перепонки.

 Вред здоровью наносят сильные шумы. Они могут приводить не только к ослаблению слуха или его полной потере, но и снижать работоспособность, повышать утомляемость, вызывать бессонницу. Норма интенсивности звука составляет около 40 децибел. Для сравнения такую интенсивность имеет тихий разговор, интенсивность звука громкого разговора - 60 децибел, шума транспорта на улице - 70-80 децибел. При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 - смерть (шумовое оружие)

Децибел — это безразмерная единица, применяемая для измерения отношения некоторых величин — «энергетических» (мощности, энергии, плотности потока мощности и т. п.) Для борьбы с производственными шумами используются различные средства защиты – звукопоглощающие материалы, звуконепроницаемые наушники.

Задание №2

Используя, следующий текст ответьте на вопросы №1 и №2

ВОПРОС №1 

 Как различные звуки влияют на самочувствие людей?

ВОПРОС №2

Звук – друг или враг живого?      

Установить соответствие обозначений П и В, с полезными и вредными звуками, приведенными в таблице

Приложение №4

Задание №3 по тексту

(Приложение №5)

Вопрос: Почему человек не слышит бабочку – невидимку ? Сколько крыльев у бабочки?

 

Работа с текстами по  PIZA

(индивидуальная)

Работа с текстами по  PIZA

(индивидуальная)

5мин

   5минут

К:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

П:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги

6

Рефлексия

Организует рефлексию.

Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу. Слайд презентации

(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).

Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение.. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня  (голубая)

♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем (зеленая)

♪ Урок принес мне мало пользы (черная)

Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.

И последнее задание: на клейких листочках напишите о том, что вас больше всего удивило на уроке и прикрепите в тетрадь при  сдачи работы.

Это будет рефлексией нашего урока.

 

Выполнение задания учителя.

В  конце   урока   сдают  тетради   на  проверку .с вложениями с заданиями распечатанными по  PIZЕ

3мин

Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

8

Домашнее задание.

Параграф  51,  вопросы  

1мин

Приложение 1

Выполнение  тестовых  заданий «Выберите  правильные   суждения»

1.Орган  слуха  расположен  в  височной  кости  и  состоит  из  наружного, среднего  и  внутреннего  уха.

2. Наружное  ухо  состоит  из  слуховой  трубы  и  ушной  раковины.

3.Наружное  ухо  улавливает  и  проводит  звуковые  колебания.

4. Барабанная  перепонка  находится  на  границе  между  задним  и  внутренним  ухом.

5. Наружный  слуховой  поход   заканчивается  барабанной   перепонкой.

6. Среднее  ухо  соединено  с  носоглоткой  с  помощью  слуховой   трубы.

7. Слуховые  косточки   среднего  уха  срастаются  друг  с  другом.

8. Слуховые  косточки  -  это  рецепторы  слухового  анализатора.

9. Внутреннее  ухо  представляет  собой  системы  полостей  и  извитых  канальцев.

10. Полость  внутреннего  уха  заполнена  воздухом.

11. Зона  слуховой  чувствительности  расположена  в  височной  доле  коры  больших  полушарий.

12. Звуковая  волна  превращается  в  органе  слуха  в  колебания  жидкости  и  затем  в  нервный  импульс.

13. В  слуховом  анализаторе  различают  наружное, среднее  и  внутреннее  ухо.

14. Постоянные  громкие  шумы  вызывают  потерю  эластичности  барабанной  перепонки.

Ответы: 1,3,5,6,9, 11, 12,14. Выводятся  через   мультимедийный  проектор.

Приложение 2

Физкультминутка «Разминание ушной раковины»

Эти упражнения стимулируют приток крови к ушам, а также заставляют ушную серу, обладающую антимикробным и пылеулавливающим действием, выходить наружу. Каждое упражнение выполняется по 8 раз.

1. Потереть возвышение за ухом вверх-вниз;

2. Загнуть ушную раковину вперед;

3. Повращать передний выступ (козелок); 4. Оттянуть мочку вниз.

Приложение 3

Задания по PIZA

Задание 1

Задание для 1 группы sernaya-probka1-768x367.jpg

Используйте  рисунок для ответа

Откуда берется сера в слуховых проходах и какова ее функция?
К каким последствиям приводит серная пробка?
Предложить способ удаления серной пробки.


Задание для 2 группы


Средняя Азия, середина 19 века. Бухарским эмиратом правит эмир Боходур по прозвищу Мясник. Он отличается особой жестокостью. За время его 33-летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855г. Эмир захватил соседей, в том числе дочь шаха, которая стала его невольницей. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира Боходура. Он умер.

Вопрос: В чем причина смерти Боходура? Ведь ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку в среднее ухо.

Проанализируйте схему «Слухового анализатора» и дайте  объяснение возможности отравления эмира Боходура.

строение-уха.png

Задание для 3 группы

На одном из петербургских заводов один кузнец решил отдохнуть в обеденный перерыв и лег на кузнечный пресс. Его товарищ решил подшутить и напугал спящего.  Он что  было силы   ударил по кузнечному прессу молотком.

Шутка оказалась плачевной – кузнец оглох?

 Объясните причину глухоты.




Приложение 4

Задание 2. Используя, следующий текст ответьте на вопросы №1 и №2

ВОПРОС №1   Как различные звуки влияют на самочувствие людей?

 При каком уровне шума у человека разрывается барабанная перепонка

Звук – друг или враг живого?

Исследования учёных показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Очень громкий звук вызывает боль, а при превышении уровня в 160 децибел приведёт к разрыву барабанной перепонки. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, чаще страдает от слабости и головокружения

 Как различные звуки влияют на самочувствие людей ?

 Учеными - биологами проводятся исследования влияния звука на растения и животных, а так же людей. Например, если ухаживая за растением, включать классическую музыку, то оно значительно прибавляет в росте и дает длительное цветение. Непрерывный многодневный шум отрицательно влияет на всех животных, например, у коров, снижаются надои молока и привес. Но и абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Так, сотрудники одного офиса, имевшего хорошую звукоизоляцию, уже через неделю стали говорить о том, что невозможно работать в условиях гнетущей тишины. Люди были нервозными, плохо концентрировали внимание на работе. Условно все звуки можно разделить на вредные и полезные для человека.  

 К вредным звукам могут быть отнесены следующие звуки:

- Современная музыка – например, тяжелый рок пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом на стройке.

- Бранная и нецензурная речь, оказывают на человека сильнейшее влияние. Человек, слышащий вокруг негатив, крики и ругань, начинает раздражаться, теряет хорошее расположение духа.

К полезным звукам можно отнести:

- Звуки природы: щебетание птиц, шум прибоя и дождя. Эти звуки позволяют забыть постоянную суету и направить свои мысли и душевные силы к собственным истокам – живой природе. Результат: снятие стресса, улучшение самочувствия и настроения.

- Классическую музыку. Она пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Слушая Бетховена или Шопена, вы обретете состояние гармонии и равновесия.

- Религиозную музыку – она выравнивает энергетическое поле человека.

ВОПРОС №2

Звук – друг или враг живого?      

Установить соответствие обозначений П и В, с полезными и вредными звуками, приведенными в таблице.

полезные и вредные звуки

 П/В

Современная музыка

Звуки природы

Религиозная музыка

 Бранная и нецензурная речь

Абсолютная тишина

Приложение 5

Задание 3

Полет бабочки бесшумен, потому что люди не способны воспринимать шум менее 16 Гц. Но эта бабочка еще и невидима.

Фантомная бабочка (Haetera piera)

Эти уникальные бабочки – невидимки,  имеющие прозрачные крылья, живут в затененных тропических лесах Бразилии, Эквадора, Перу, Боливии и Венесуэлы, причем встречаются только в местах с идеальной экологией. Активны они преимущественно в сумерках. Исчезновение вида в тех или иных местах говорит об ухудшении экологической обстановки.

https://www.krasnouhie.ru/wp-content/uploads/2020/01/fantomnaya-babochka.jpg

  Вопрос : Почему человек не слышит бабочку – невидимку ? Сколько крыльев у бабочки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орган слуха. Интерактивный ресурс к уроку биологии в 9 классе.

Интерактивный ресурс к уроку биологии по теме "Орган слуха" в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Подготовлен для работы на интерактивной доске....

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Орган слуха. Слуховой анализатор"

Ппомочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;способствовать формированию навыков гигиены слу...

Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»

Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.  Проблем...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье освещается специфика организации лабораторных и практических работ при обучении школьников с нарушениями слуха биологии. Отражены этапы исследовательской деятельности учащихся и подходы к раз...

Развитие словесной речи обучающихся с нарушением слуха на уроках биологии.

Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение сл...