Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Орган слуха. Слуховой анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Киселева Валентина Николаевна

Ппомочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

способствовать формированию навыков гигиены слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12» ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                            Конспект урока биологии в 8 классе

«Орган слуха.

Слуховой анализатор.»

                              Автор:

                                                Киселева Валентина Николаева

учитель биологии

с.Турксад

2017 год

Цели урока:

помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

способствовать формированию навыков гигиены слуха.

Задачи:

Образовательные

систематизировать ранее изученный материал;

продолжить изучение темы “Анализатор” на примере слухового анализатора;

расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;

Воспитательные

способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;

Развивающие

содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).

Тип урока:

комбинированный.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы,  «набор нот”

Структура урока.

І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 слуховой анализатор;
4.2 строение органа слуха;
4.3 минута релаксации(физминутка)
4.4 как слышит ухо;
4.5 гигиена слуха.
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо” за то, что дает вам возможность насладиться жизнью. Садитесь.
Сегодня немножко необычный урок, потому что у нас присутствуют гости. Но вы недолжны, стесняться, должны внимательно меня слушать, и выполнять то о чём я прошу.

Готовность к уроку: дневник, учебник. Тетрадь, клеящий карандаш, ручка, линейка, карандаш.

2.Актуализация знаний и умений.

Учитель:

На предыдущем уроке вы изучили тему “Орган зрения и его функции”. Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме “Зрительный анализатор”.

Прежде чем приступить к работе : посмотрите на таблицу «Строение Н.С.», обратите внимании на строение головного мозга,

и ответьте на вопрос

?-Какие доли больших полушарий головного мозга вы знаете?

?-Какие зоны коры больших полушарий головного мозга вы знаете?

Формат выполнения работы – 2 минуты.(обратите внимание, что у вас в тесте есть оформление ответа________пояснить)

Тест по теме “Зрительный анализатор”.

I. Анализатор – это:

1) рецептор
2) рецептор и чувствительный нерв
3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий

II. Зрительные рецепторы – это:

1) только палочки
2) только колбочки
3) палочки и колбочки

III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.

1) теменной
2) височной
3) затылочной

IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это:

1) сетчатка
2) радужка
3) роговица

V. Хрусталик имеет форму … линзы.

1) двояковыпуклой 
2) двояковогнутой
3) уплощенной

VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:

1) желтое пятно
2) слепое пятно 
3) темная область

VII. Дальнозоркость развивается при:

1) недостаточной выпуклости хрусталика
2) избыточной выпуклости хрусталика
3) укороченном глазном яблоке

Учитель:

Вы выполнили тест.

Сдайте листы с ответом. А сам тест оставьте у себя.

Слайд1-2

 Я предлагаю вам проверить результаты работы. Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Поставьте себе оценки переведя баллы и сдайте все тесты)

3.Мотивация и целеполагание.

Учитель:

читая с компьютера по щелчку смена слайдов

Слайд3

В жизни- человека всегда сопровождают звуки: приятный шум ветра, шуршание листвы, пение птиц, журчание воды,

 Слайд4

звуки автомобилей, работа мотора холодильника, пылесоса, компьютера и т.д.

 Слайд5

Но самое главное — речь, благодаря которой человек общается с окружающими  людьми.

Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.

Учитель

ПРебята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Обучающиеся:

Тема сегодняшнего урока “ Орган слуха. Слуховой анализатор”

Учитель

Слайд 6

Тема урока “Орган слуха. Слуховой анализатор”.(откройте тетради запишите число,тему урока)

Слайд 7

Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:

сегодня я помогу вам

сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха;

я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха.

Слайд 8

Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: “ Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить”.

4.Изучение нового материала.

Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему “Слуховой анализатор” на основе знаний о зрительном анализаторе.

? Назовите звенья любого анализатора.

? Зрительного анализатора

Кто возле доски составит схему «Слуховой анализатор», а остальные запишите эту схему в тетрадь.

Схема “Слуховой анализатор”

Учитель:

Проверим выполнение работы. Назовите первое звено слухового анализатора.
Обучающиеся: Слуховые рецепторы.
Учитель: Второе звено слухового анализатора это …
Обучающиеся: Слуховой нерв.
Учитель: Слуховой нерв передает импульс в …
Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий.

Учитель: Где находится слуховая зона?
Обучающиеся: В височных долях головного мозга.

Показать на доске на таблице «Строение Н.С.»

Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте.

Слайд 9
Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. У вас на столе рисунок. Посмотрите на рисунок “Строение уха”

? Сколько отделов уха различают?
Обучающиеся:
 Три отдела.
Учитель: Назовите их.
Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.

Самостоятельная работа по учебнику.

Заполнить таблицу «Строение органа слуха»-таблицы на столах.
Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните третью графу таблицы “Строение органа слуха”.
Формат выполнения работы – 5 минуты.

(Ребята заполняют таблицу.)

Учитель:

Итак, наружное ухо состоит из …
Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонке. Функции(другой ученик)
Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям?
Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. «локатор» Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено…
Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой.
Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба?
Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы?

ОПЫТ

Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили?
Обучающиеся:
 Потрескивание.
Учитель: О чем это говорит?
Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.
Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки.

? А что нужно делать, если «закладывает уши», например если поднимаемся в горы?

Обучающиеся:  Найти ответ из учебника. Страница 254.

(задание ОГЭ)
Учитель
: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо?
Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия – из 3 полукружных канала.
Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы узнаете на следующих уроках.

Таблица “Строение органа слуха”.

Части уха

Строение

Функции

Наружное ухо

1. Ушная раковина.
2. Наружный слуховой проход.
3. Барабанная перепонка.

1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход.
2. Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу.
3. Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки.

Среднее ухо

1. слуховые косточки:
– молоточек,
– наковальня,
– стремечко;
2. евстахиева труба

1. Проводят и усиливают звуковые колебания.

2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.

Внутреннее ухо

1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.
2. Орган равновесия состоит из трех полукружных каналов.

1. Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий.
2. Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий.

Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а(на фоне музыки)

Бетховен Лунная соната (тихо)

Учитель:

Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть.
Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. (Правильно проколоть уши)

Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга.

Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4–6 раз.
Слайд 10

Учитель: Продолжаем работу.
 Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни.

Слайд 10

Как известно, многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте.
Слайд 11-12

В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения.
Слайд 11

Учитель: У вас на столе  памятка “Гигиена слуха”.

Я предлагаю проанализировать некоторые из них. Обратимся к ним.

Гигиена слуха.

1.Не чистите уши спичками, вязальными спицами.

2.Защищайте уши от сильного шума.

3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.

4. Каждое утро разминайте ушную раковину.

5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.

6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.

7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.

8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.

9. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.

10 Берегите уши от ударов.

Учитель:

Остальные рассмотрите дома.

5.Закрепление знаний.

Учитель:

Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме.

Слайд 15

Подготовка к ОГЭ

Установи соответствие.                         К какому уху относятся

А. Ушная раковина                                 1) Наружное

Б. Слуховой проход                                  2) Среднее

В.Стремечко

Г.Барабанная перепонка

Д.Наковальня

Е. Слуховая труба.

Слайд 16

Проверь себя

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

1

2

2

Слайд 17

6.Итог урока.Оценки за тест, можно добавить по 1 баллу за работу на уроке)

Учитель: Учитель: 

Давайте вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока (зачитывает слова). Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.

Слайд 18

7.Домашнее задание.

Учитель:

Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд – необычное домашнее задание.

Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “5”.

Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) и 2(определите чувствительность слуха) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “4”.

Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”), 2(определите чувствительность слуха) и 3(прочитайте §51 учебника, ответьте на вопросы) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку“3”.

Слайд 19

Рефлексия.

Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.

(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).

Вы видите ноты разного цвета у вас на парте. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны , взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, прикрепить на наш нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.(желтая)

♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.

♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.

♪ Урок принес мне мало пользы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...