Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, которые нашли обучающиеся обощаются
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц" | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии 7 класс.
Тема урока: Размножение и развитие птиц.
Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц
Задачи:
- продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;
- познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;
- познакомить учащихся со строением яиц птиц.
- познакомить с типами развития птенцов
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.
Средства наглядности: натуральные: свежие куриные яйца; изобразительные: таблицы «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.
Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, пинцет, химические стаканчики).
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.
Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.
Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!
Вы уже наверное догадались, что сегодня мы продолжим разговор о размножении, о развитии птиц. (Слайд 1)
Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.
Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц
Сегодня мы пойдем к знаниям нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.
Я уже сказала, что урок у нас будет не обычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).
Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.
II. Проверка знаний, умений и навыков.
- Из каких периодов состоит годовой цикл птицы?
- На прошлом уроке мы познакомились с очень серьезным, сложным и важным периодом в жизни птицы – размножением. Что предшествует периоду размножения (ритуальное поведение, токование, брачные танцы, гнездостроение). Какое это имеет значение?
- Посмотрите, пожалуйста, на гнезда разных птиц (Слайд 3). Сравните их (найдите различия и общие черты).
- Чем объясняется сложное поведение птиц?
- Как происходит размножение птиц?
- Как формируется яйцо?
III. Изучение нового материала.
Итак, на прошлом уроке мы остановились на том, что птица откладывает яйца.
Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.
Вот мы и подошли к исследованию.
Выдвиньте гипотезы, какие условия необходимы для развития зародыша птицы?
(определенная температура, влажность, питательные вещества, кислород, защита). Откуда развивающийся зародыш получает эти условия?
Я ставлю перед вами еще 1 проблему. Посмотрите на экран (Слайд 4). У разных птиц появляются птенцы разной степени развития. С чем это связано?
Давайте проверим наши гипотезы. Какие источники получения информации вы можете использовать? (Слайд 5). Сегодня мы будем использовать несколько источников: опыт, дополнительную литературу, а также можно узнать информацию у наших гостей, которые являются специалистами в области биологии.
Делимся на 3 группы.
Задание для 1 группы: Насиживание (Слайд 6)
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:
- Что такое процесс насиживания?
- Кто осуществляет насиживание?
- Какие приспособления есть у птицы (или она использует) для насиживания?
- Как долго длиться насиживание? С чем это связано?
- Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?
Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 - +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.
Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема.
Насиживание. В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса.
Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие - после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.
Задание для 2 группы.
Лабораторная работа: Изучение строения яйца. (Слайд 7)
Цель работы: изучить строение куриного яйца.
Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.
Ход работы:
1. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.
2. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Белок является источником воды для эмбриона. Он содержит 85-90% воды. Вода запасается с избытком, т.к. через поры она испаряется. Но благодаря потерям воды расширяется воздушная камера, которая накапливает в себе воздух. Этим воздухом птенец впервые наполнит свои легкие, после того как прорвет подскорлуповую оболочку.
Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.
3. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии.
4. Налейте чернила в одну из половинок скорлупы. Через 15-20 мин наблюдайте на наружной стороне скорлупы мелкие черные точки. Объясните их происхождение.
Токсичные вещества зародышу приходится складировать прямо в яйце, в особом мусорном мешочке, называемом аллантоисом. Вещества накапливаются в твердой форме и остаются в яйце после выхода птенца.
- Сделайте вывод по проделанной работе и составьте рассказ о строении яйца для одноклассников.
На ваших рабочих столах находятся карточки “Строение яйца” Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради.
(Слайд 8) – развитие птенца.
Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.
Задание для 3 группы: (Слайд 9)
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:
- На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?
- Чем отличаются эти группы?
- Как родители заботятся о каждой из этих групп?
- Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?
- Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов?
По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.
У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной. (Демонстрация таблиц, рисунков, фотографий)
У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается. (Демонстрация таблиц, рисунков, фотографий)
Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.
Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать.
Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.
Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.
IV. Закрепление изученного.
Давайте попробуем сделать выводы по полученным результатам.
Итак, начало размножения птиц – весна. Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар. Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Птенцы бывают двух типов: выводковые (одетые пухом, зрячие, самостоятельные) и гнездовые (слепые, глухие, беспомощные). Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. (5 минут)
А теперь попытайтесь ответить на мои вопросы:
- Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?
- Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?
- Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?
- Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?
- Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце такое положение?
- Вы решили сделать дома инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкубатор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-22 суток), а цыплята не выводятся. Посмотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие условия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?
V. Домашнее задание.
§ 47 стр. 217 – 219; § 48 стр. 223, 224.
Доклады:
«Надотряд Пингвины».
«Надотряд Страусовые»
«Надотряд Типичные птицы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"
Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...
Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.
Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....
Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"
Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...
конспект урока в 3 классе развитию речи на тему: "Зимующие птицы.Снегирь."
Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;Задачи:-развитие и коррекция умения согласовывать словосочетания;-формирование умения составлять пов...