Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Усимова Ирина Борисовна

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, которые нашли обучающиеся обощаются

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии 7 класс.

Тема урока: Размножение и развитие птиц.

Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц

Задачи: 

  1. продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;
  2. познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;
  3.  познакомить учащихся со строением яиц птиц.
  4. познакомить с типами развития птенцов

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.

Средства наглядности: натуральные:  свежие куриные яйца; изобразительные: таблицы «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.

Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, пинцет, химические стаканчики).

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда
!

Вы уже наверное догадались, что сегодня мы продолжим разговор о размножении, о развитии птиц. (Слайд 1)

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.

Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц

Сегодня мы пойдем к знаниям нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.

Я уже сказала, что урок у нас будет не обычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2). 

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

  1. Из каких периодов состоит годовой цикл птицы?
  2. На прошлом уроке мы познакомились с очень серьезным, сложным и важным периодом в жизни птицы – размножением. Что предшествует периоду размножения (ритуальное поведение, токование, брачные танцы, гнездостроение). Какое это имеет значение?
  3. Посмотрите, пожалуйста, на гнезда разных птиц (Слайд 3). Сравните их (найдите различия и общие черты).
  4. Чем объясняется сложное поведение птиц?
  5. Как происходит размножение птиц?
  6. Как формируется яйцо?

III. Изучение нового материала.

        Итак, на прошлом уроке мы остановились на том, что птица откладывает яйца.

Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.

Вот мы и подошли к исследованию.

Выдвиньте гипотезы, какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

(определенная температура, влажность, питательные вещества, кислород, защита). Откуда развивающийся зародыш получает эти условия? 

Я ставлю перед вами еще  1 проблему. Посмотрите на экран (Слайд 4). У разных птиц появляются птенцы разной степени развития. С чем это связано?

Давайте проверим наши гипотезы. Какие источники получения информации вы можете использовать? (Слайд 5). Сегодня мы будем использовать несколько источников: опыт, дополнительную литературу, а также можно узнать информацию у наших гостей, которые являются специалистами в области биологии.

Делимся на 3 группы.

Задание для 1 группы:       Насиживание (Слайд 6)

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:    

  1. Что такое процесс насиживания?
  2. Кто осуществляет насиживание?
  3. Какие приспособления есть у птицы (или она использует) для насиживания?
  4. Как долго длиться насиживание? С чем это связано?
  5. Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?                    

        Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 - +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.

Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема.
     
Насиживание. В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса.
        Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие - после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.

Задание для 2 группы. 

Лабораторная работа: Изучение строения яйца. (Слайд 7)

 

Цель работы: изучить строение куриного яйца.

Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.

                           

 

                                    Ход работы:

1. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.

2. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Белок является источником воды для эмбриона. Он содержит 85-90% воды. Вода запасается с избытком, т.к. через поры она испаряется. Но благодаря потерям воды расширяется воздушная камера, которая накапливает в себе воздух. Этим воздухом птенец впервые наполнит свои легкие, после того как прорвет подскорлуповую оболочку.

Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.

3. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии.

4. Налейте чернила в одну из половинок скорлупы. Через 15-20 мин наблюдайте на наружной стороне скорлупы мелкие черные точки. Объясните их происхождение.

Токсичные вещества зародышу приходится складировать прямо в яйце, в особом мусорном мешочке, называемом аллантоисом. Вещества накапливаются в твердой форме и остаются в яйце после выхода птенца.

  1. Сделайте вывод по проделанной работе и составьте рассказ о строении яйца для одноклассников.

На ваших рабочих столах находятся карточки “Строение яйца” Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради.

   

(Слайд 8) – развитие птенца.

Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.

Задание для 3 группы: (Слайд 9)

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:    

  1. На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?
  2. Чем отличаются эти группы?
  3. Как родители заботятся о каждой из этих групп?
  4. Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?
  5.  Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов?

 

По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.

У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной. (Демонстрация таблиц, рисунков, фотографий)

У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается. (Демонстрация таблиц, рисунков, фотографий)

        Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.
     Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать.
             Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.
     Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.

IV. Закрепление изученного.

Давайте попробуем сделать выводы по полученным результатам.

Итак, начало размножения птиц – весна. Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар. Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Птенцы бывают двух типов: выводковые (одетые пухом, зрячие, самостоятельные) и гнездовые  (слепые, глухие, беспомощные). Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. (5 минут)

А теперь попытайтесь ответить на мои вопросы:

  1. Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?
  2. Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?
  3. Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?
  4. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?
  5. Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце такое положение?
  6. Вы решили сделать дома инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкубатор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-22 суток), а цыплята не выводятся. Посмотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие условия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?  

V. Домашнее задание.

§ 47 стр. 217 – 219; § 48 стр. 223, 224.

Доклады:

«Надотряд Пингвины».

«Надотряд Страусовые»

«Надотряд Типичные птицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Урок изучения нового материала по биологии  в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.

Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....

Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"

Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...

конспект урока в 3 классе развитию речи на тему: "Зимующие птицы.Снегирь."

Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;Задачи:-развитие  и коррекция умения согласовывать словосочетания;-формирование умения составлять пов...