След Ф.Х.Бахтеева в истории
творческая работа учащихся по биологии (8 класс) на тему

Бикмаева Марьям Зуфяровна

Жизнь и творчество профессора Ф.Х.Бахтеева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sled_f.h.bahteeva_v_istorii.docx942.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С.СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

               Пензенская область                      Городищенский район

               село Средняя Елюзань                    улица Складская, 2

След Ф.Х.Бахтеева в истории

Выполнила:

ученица 8 «а» класса

МБОУ СОШ № 1 с.Средняя Елюзань

Тубаякова Марьям

Руководитель:

учитель татарского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 с.Средняя Елюзань

Бикмаева Марьям Зуфяровна

 Содержание

Актуальность исследования

3

Цель и  задачи

3

Уникальность Пензенской области

4

Уроженец села Средняя Елюзань- Ф.Х.Бахтеев

5

  1. Начало жизненного пути

5

  1. Тернистый  путь студента

6

  1. Достойный ученик Н.И.Вавилова

6

  1. Вклад Ф.Х.Бахтеева в развитие науки

7

     5.Дело всей жизни

8

Заключение

10

Литература

12

Приложение ( фотографии Ф.Х.Бахтеева)

13


Актуальность

В каждом городе, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о человеке, оставившем значимый след в истории нашего государства, моей малой родины.
Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведет кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».


Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:
1. Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.
2. Изучить биографию, жизнь и деятельность нашего земляка, имя которого носит одна из улиц нашего села.

Гипотеза исследования:
Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование их личности.

Объект и предмет исследования: 
Объект исследования: Фатих Хафизович Бахтеев, его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.

Методы исследования:
Анализ источников информации, наблюдение; беседы, обработка полученных результатов.

          I.  Уникальность Пензенской области

      Всем известны семь чудес древности, из которых до нашего времени уцелели только пирамиды в Гизе. Но жизнь продолжается, и появляются новые чудеса, которым будут удивляться наши потомки. Пензенская область обладает уникальными природными и рукотворными памятниками, многие из которых достойны занять свое место в списке выдающихся достижений человечества. Места сражений многовековой давности, подземные кельи монахов, одухотворенные особой аурой, колыбель и последний приют великого Лермонтова, уникальная лесопарковая зона- все это Пензенская область. И сегодня у вас есть великолепная возможность познакомиться с чудесами Пензенского края - достоянием мировой истории и культуры!

             Богата летопись города Пензы, и обо всем этом свидетельствуют многие памятные места, заводы, фабрики, новые улицы и площади:

Государственный Лермонтовский музей – заповедник «Тарханы».

   Находится в селе Лермонтово Белинского района. Здесь, в имении Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, прошли детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова. Здесь же покоится его прах. В «Тарханах» представлены не только мемориальные ценности, но и воспроизведён уклад жизни российской усадьбы первой половины XIX века. Ежегодно музей-заповедник посещают около 200 тысяч человек. 

            Государственный музей А. Н. Радищева.

Открыт в 1945 году в селе Аблязово (ныне село Радищево Кузнецкого района), фамильной вотчине Радищевых, где прошли первые 7 лет жизни писателя, просветителя и философа.

             Никольский музей стекла и хрусталя.

Основан в 1789 году, когда владелец завода Н.А. Бахметьев начал собирать лучшие образцы производства своего завода. Собрание музея - одно из уникальных и крупнейших в стране.

          Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.

Основан в середине XVII века.

        Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого.

Открыта 1 января 1892 года. Собрание картин насчитывает более 11 тысяч произведений русского и зарубежного искусства. В их числе коллекция икон, картины Ф.Рокотова, И.Шишкина, И. Айвазовского, Ван Остаде и др.

 

                    II.  Уроженец села Средней Елюзани-Ф.Х.Бахтеев. 

Мы  живем  в губернии, которая недавно отметила свой 200-летний юбилей. Это край лесов, бескрайних полей, полноводных озер и рек. Это земля, давшая миру сотни талантливых людей, прославивших и губернию, и нашу великую Россию! Мы уверены, что каждый влюблен в свою малую родину. И я, как и все,  горжусь своей малой родиной - Сурским краем, его замечательными людьми, своими дедами и прадедами, оставившими в 1945 году на стенах поверженного рейхстага гордую надпись «А мы из Пензы».

    Куда бы вы ни уехали, родная улица, где вы выросли, милая речка, где вы купались, родник, из которого вы пили студеную воду, лесная поляна, где вы собирали душистую ягоду, навсегда останутся в нашем сердце. Здесь начинался наш земной путь, здесь наша родина. Я хочу рассказать о своем земляке, ученом, селекционере, ученике профессора Николая Ивановича Вавилова  -Ф.Х. Бахтееве,  который оставил свой след в истории.

  1. Начало жизненного пути

Фатих  Ханяфович  Бахтеев родился  7 декабря 1905 года в селе Средняя Елюзань Кузнецкого уезда Саратовской губернии.  Тогда еще никто не знал, что ждет этого мальчика из самого большого  татарского села России. Потрясения, происходившие в начале века в стране отразились на  его судьбе, как и на судьбах  миллионов  россиян.  Революции,  смены  власти, войны,  все это наложило отпечаток на судьбу страны и ее жителей.

Когда Николай Иванович Вавилов совершал свои первые экспедиции, его будущий ученик Фатих Бахтеев еще пас лошадей в родном селе. Если бы в 1916 году кто-нибудь предсказал жителям приволжского села Средняя Елюзань, что их земляк, татарский мальчик станет ученым, такого фантазера просто засмеяли бы. Столетие спустя история профессора из деревни кажется, наоборот, обычной.

Ноябрьским вечером 1918 года выстрелом из обреза был убит Бахтеев – отец за то, что сотрудничал в комитете бедноты, построил в деревне школу и вознамерился вместо Корана обучать детей светской грамоте. Новая власть уберегла семью деревенского просветителя от неизбежного, казалось, голода. Фатиха  с братом и сестрой взяли в Кузнецкий детский дом, вдова получила пенсию. Воспитанник нового строя ответил советской власти глубокой преданностью, страстной верой в его идеалы. Комсомольцем Фатих стал в неполные 15 лет. Горячего, напористого, его выбрали в уездный комитет, и Фатих делал то что требовала эпоха: сражался против кулаков и собирал налоги, организовывал ликбезы и устраивал красные посиделки.
Но ему хотелось учиться.

  1. Тернистый  путь студента

 В 1922 году он поступил в областной Саратовский коммунистический университет, после него окончил Саратовский сельскохозяйственный институт с дипломом агронома-селекционера. Работал агрономом в МТС. Узнал, что Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) приглашает молодых специалистов в аспирантуру, поехал в Ленинград. Нагрузка у аспирантов оказалась адской – английский, философия, ботаника, генетика, цитология. Он работал над диссертацией по теме «Географическая изменчивость длины вегетационного периода разных типов ячменей», которая была успешно защищена в 1935 г., после чего Фатих  Хафизович стал заведующим  секцией ячменей ВИРа.

  1. Достойный ученик Н.И.Вавилова

Во время аспирантуры и дальнейшего пребывания в ВИРе непосредственным руководителем, учителем, а впоследствии и старшим другом  неизменно оставался Николай Иванович Вавилов. Совместный труд и постоянное общение на протяжении многих лет с великим ученым продолжалось до августа 1940 г. до последних дней деятельности академика  Вавилова. В близости и в содружестве с Николаем Ивановичем заложены были его глубокие знания в области  теоретической и практической генетики и селекции  растений, основы владения методикой научной работы и умение литературно  излагать полученные результаты. Влияние учителя на Ф.Х. Бахтеева было огромно;  оно определило раз и навсегда его место в науке и в жизни.

Смелый, честный, бескомпромиссный борец за чистоту в биологической науке, Фатих Хафизович, еще будучи совсем молодым ученым, мужественно и открыто встал на защиту биологии от демагогического догматизма. Таким же мужественным и прямым он остался до конца своей жизни. Он защищал материалистическую хромосомную теорию наследственности, боролся за правильное толкование и изложение дарвинизма, разоблачал лженауку и лжеученых. В связи с этим Фатих Хафизович в 1940 г. вынужден был покинуть Всесоюзный институт растениеводства. Оставив семью в Ленинграде, он приступил к работе в Мурманске, на сельскохозяйственной станции, где заведовал группой кормодобывания, а в начале Великой Отечественной войны принял на себя обязанности директора.

В 1943 г. Бахтеев был принят на работу в Научно-исследовательский институт зернового хозяйства Нечерноземной полосы под Москвой (ст. Немчиновка), где заведовал лабораторией зернобобовых культур, а затем исполнял обязанности директора. Однако на всех этапах своего жизненного пути, какими бы тяжелыми они не были, Бахтеев не оставлял без внимания темы по ячменю, завещанные ему академиком Н.И. Вавиловым. Так, в Немчиновке, не имея возможности полностью отдаться любимому делу, Фатих Хафизович при помощи своего верного друга и жены Е.М. Даревской проводил опыты по отдаленной гибридизации между ячменем и элиммусом. В результате этих сложных, кропотливых опытов им был впервые  получен интереснейший межродовой гибрид, к сожалению, погибший.

В 1947 г. Ф.Х. Бахтеев защитил в Тимирязевской сельскохозяйственной академии диссертацию по теме «Эколого-географические основы филогении и селекции ячменей HordeumsativumYessen» и получил ученую степень доктора . В 1949 г. он переехал в Ленинград где был принят на работу в Ботанический институт им. В.Л.Комарова (БИН) АН СССР, сначала  старшим научным сотрудником отдела геоботаники, а затем с 1960 г. заведующим единственного в нашей стране ботанического музея. Тем не менее, как уже отмечалось, основные его интересы были сосредоточены на изучении ячменя. Об этом говорят темы его кандидатской и докторской диссертаций, разработанная им агро-экологическая  классификация ячменей земного шара, сортов и многие другие его труды.составленный им определитель ячменей, пособие по апробации.

  1. Вклад Ф.Х.Бахтеева в развитие науки

Последний и завершающий этап своей жизни (1970-1982 гг.) Ф.Х. Бахтеев провел в Москве. С 1970 г. он исполнял обязанности старшего научного сотрудника Отдела отдаленной гибридизации Государственного Ботанического сада, с 1974 по 1979 г. – консультанта.
24 декабря 1970 г. Ф.Х. Бахтеев стал лауреатом премии им. Н.И. Вавилова, присужденной ему за серию работ по проблеме происхождения, генетике и селекции ячменя.

Последние годы своей жизни профессор Бахтеев отдал написанию трудов о жизни и научной деятельности академика Н.И. Вавилова. Этот монументальный труд написан искренне, правдиво, предельно точно отражая, с одной стороны, яркую личность ученого, с другой – стиль его работы, приведший к научным достижениям мирового значения. Эти воспоминания, написанные живым свидетелем жизни и работы великого ученого, представляют ничем незаменимую ценность, как для биографии этого замечательного человека, так и для истории биологической науки.
Ф.Х.Бахтеев принадлежал к тем редким личностям, которые не взирая на трудности и бедствия, способны сохранить свои идеалы на всем протяжении жизненного пути. Его ничто не сломит, не ожесточит, не собьет с истинного пути, не заставит изменить светлым убеждениям, не принудит приспосабливаться к конъюнктурным обстоятельствам. Это был достойный ученик своего великого учителя Николая Ивановича Вавилова. Перу профессора Бахтеева принадлежит более 170 трудов,  в их числе 4 монографии(некоторые из них есть в библиотеке имени Пушкина).

               Основные научные труды

  • Шенников А. П., Бахтеев Ф. Х. К созданию устойчивых агрофитоценозов из многолетних трав // Бот. журн.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 36, вып. 6. — С. 575—-590.
  • Бахтеев Ф. Х., Даревская Е. М. Ботаническое описание гибрида F1 от скрещивания ячменя с элимусом (Hordelymus zizinii Bacht. et Dar.). // Бот. журн.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — Т. 35, вып. № 2. — С. 188—-191.
  • Бахтеев Ф. Х. Проблемы экологии, физиологии и селекции ячменей. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
  • Бахтеев Ф.Х. Ячмень. — М.; Л.: Сельхозгиз, 1955. — 188 с.
  • Бахтеев Ф.Х. К генетике ячменя (скрещивания дикорастущих представителей ячменя —- Hordeum spontaneum C.Koch. с культурными формами Hordeum) // Бот. журн.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т. 41, № 11. — С. 1591-1603.
  • Бахтеев Ф. Х. К истории культуры ячменя в СССР // Материалы по истории земледелия СССР. Сб. II.. — М.; Л., 1956. — С. 204-257.
  • Бахтеев Ф. Х. Ископаемая форма культурного ячменя Hordeum lagunculiforme Michi // Доклады АН СССР. — 1956. — Т. 110, № 1. — С. 153-155.
  • Бахтеев Ф.Х. Систематика возделываемых ячменей. — М.-Л: АН СССР, 1960. — 39 с.
  • Якубцинер М. М., Антропова В. Ф., Бахтеев Ф. Х. и др. Руководство по апробации сельскохозяйственных культур: Зерновые и крупяные культуры. — М: Колос, 1966. — 456 с.
  • Бахтеев Ф.Х. Важнейшие плодовые растения: Пособие для учителей. — Просвещение, 1970. — 351 с. — 40 000 экз.
  • Бахтеев Ф.Х. Николай Иванович Вавилов: 1887— 1943. — Новосибирск: Наука, 1987. — 272 с.
  • Бахтеев Ф.Х. Очерки по истории и географии важнейших культурных растений. — М: Учпедгиз, 1960. — С. 371.

  1.                Дело всей жизни

        Фатих Хафизович поражает многогранностью своих научных интересов, энергией, широтой знаний, разносторонней эрудицией, которая проявилась в его книгах: «Очерки по истории и географии важнейших культурных растений» (1960 г.) и «Важнейшие плодовые растения: география, история, использование» (1970 г.). Им опубликовано более 200 научных работ по вопросам биологии, селекции, цитологии, экологии ячменя и других культур. В 1953 г. опубликована его монография «Проблемы экологии, филогении и селекции ячменей (Hordeum L., sectio Crithe Doll)», в которой подведены итоги многолетних исследований мировой коллекции ВИР (16948 образцов) в различных географических зонах России. 
В 1955 г. выходит книга Фатиха Хафизовича «Ячмень», где представлены история и достижения селекции ячменя в СССР, рекомендован исходный материал из мировой коллекции для решения основных проблем селекции; рассмотрены биологические свойства ячменя, химический состав, вредоносные и распространенные болезни и вредители, особенности агротехники. 
Работая в Ботаническом институте Фатих Хафизович сосредотачивается на дикорастущих видах. Им открыта форма «бутылковидного ячменя» -
Hordeum lagunculiforme. Фатиху Хафизовичу принадлежит и соавторство в создании сортов - Кубанец, Нутанс 7805, Паллидум 6699, Колхозный 7. 
Научно-исследовательскую деятельность Ф.Х. Бахтеев в течение многих лет успешно совмещал с педагогической работой в высших учебных заведениях. Ф.Х. Бахтеев не относился к кабинетному ученому, много ездил по стране: работал на Кавказе (1939 - 1940)гг., в западных районах Украины (1940 г.), в Каменной степи (1950 - 1956 гг.), в Туркмении, Узбекистане, Таджикистане и Азербайджане (1957 - 1963 гг.).

Особое место в научной деятельности Фатиха Хафизовича занимает редактирование трудов его учителя - Николая Ивановича Вавилова. 100-летию со дня рождения Н.И. Вавилова посвящена книга Ф.Х. Бахтеева - «Николай Иванович Вавилов: 1887 - 1943». Книга Ф.Х. Бахтеева бесценна - в ней цитируется много исторических документов, представлена история развития советской генетики. 
Фатих Хафизович ушел из жизни 2 сентября 1982 г.

                    III. Заключение

Вся жизнь Ф.Х.Бахтеева – замечательный пример беззаветного служения Родине, яркое проявление неисчерпаемой силы народа, творческой мощи его гения.

  Работы Ф.Х.Бахтеева были и остаются путеводной звездой для широкого круга селекционеров, генетиков и агрономов.

  Вся его жизнь была посвящена служению людям, служению Родине.

Ради улучшения жизни окружающих людей, настоящий человек всю свою жизнь стремится делать доброе и полезное дело, такое, какое делал наш земляк Фатих Хафизович. В.И.Даль сказал:«Назначение человека в том, чтобы делать добро». Фатих Хафизович Бахтеев пронес это назначение через всю свою жизнь. Да, он сумел достигнуть высот науки, он сумел себя перерасти, как хотел в юности. Мы должны с него брать пример, такие личности, как Фатих Хафизович не созданы природой, а самостоятельно делают себя. Мы гордимся такими людьми, будем стремиться походить на таких людей, мы и своих детей будем учить быть такими же.

Красивого на земле много, вся земля красивая..

Дело не в красоте, дело, наверное, в том,

Что даёт родина каждому из нас в дорогу.

В мире все связано. Изучая историю своего края, школы, я познакомилась с удивительным человеком, родившимся на этой земле. Жизнь и трудовая деятельность Фатиха Хафизовича Бахтеева  достойны восхищения и преклонения, весь опыт его работы показывает, что даже на селе человек может стать известным и успешным. Именно поэтому мне хотелось  рассказать об этом удивительном человеке.

 История страны состоит из историй жизни отдельных людей, которые не всегда известны всей стране и не совершили грандиозных исторических подвигов, а своим кропотливым каждодневным трудом преумножали богатства своей страны, создавали мощь своей Родины. Они не думали о том, что о них узнают, и будут помнить, передавать их имена из поколения в поколение, они просто работали на благо людей, живущих рядом.

Каждое время выдвигает своих героев. Мой герой – герой и военных действий и герой мирного времени. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Выполняя свою работу, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни моего земляка. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом приносил пользу многим людям, работая на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей, не допускать в себе симптомов современной болезни – «денежной шизофрении». Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, такие, как Бахтеев Фатих Хафизович.
Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
  Я поняла, что героев и уважаемых людей не надо искать на страницах газет, журналов, передачах по телевизору. Эти люди рядом с нами, и нам надо об этом помнить и стараться больше уделять им внимания. Ими по- праву может гордиться район, область и страна.


              Литература и источники:

  • Верность учителю // «Правда»,  № 297 от 24 октября 1970 г.
  • Гильдеев Н. Татары Пенз.ского края, М.2008; Морданов Р. Средняя Елюзань, Казань 2006.
  • Люди науки. Фатих Хафизович Бахтеев. — СПб.: ВИР, 2005. — 17 с.
  • Памяти Ф. Х. Бахтеева // Геоботаника. — М., 1983. — № 7. — С. 1213—1216.
  • Фатих Хафизович Бахтеев: К 100-летию со дня рождения // Бюл. Гл. бот. сада. — М., 2006. — Вып. 190. — С. 109—112.
  • Фотографии из личного фонда А.Х. Бахтеева
  • Ресурсы Интернета.
  • Материалы из краеведческого музея

                                                                                             Приложения

http://info-pnz.ru/images/%201006.jpg         http://www.vir.nw.ru/biography/fhb1.jpg

   Бахтеев   Фатих   Хафизович                             Бахтеев Ф.Х. во время работы

http://info-pnz.ru/images/%201005.jpg

ВДНХ, Москва. Бахтеев Ф.Х. второй ряд, первый справа (в белой рубашке).


   

  В школьном  краеведческом музее    МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань

C:\Users\User\Desktop\pnSISTSuGtc.jpg  C:\Users\User\Desktop\TVy8Ig5ueR8.jpg

C:\Users\User\Desktop\2OGk650b8sM.jpg             C:\Users\User\Desktop\525f45dd3843ca53223928d8ae714069.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока:"Земляки, оставившие след в истории страны"

Разработка урока по краеведению. Знакомство с земляками,прославившими свой край....

Следы истории

История и культура Санкт - Петербурга 9 класс...

Урок английского языка (защита проектов) "По следам истории нашего края" 8 класс

Данныый материал содержит конспект урока,буклет, презентацию, критерии оценивания...

Исследовательский проект "След войны в истории семьи"

Исследовательский проект учащихся 7 класса по теме Великая Отечественная война. Выполнен в рамках внеклассной работы учителя географии и истории Егоровой Т.Н....

Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

Сочинение на тему: «След Великой Отечественной войны в истории нашей семьи»

"70 летию Великой Победы посвящается" слышим мы каждый день с экраной телевизоров, радио и видим на сайтах интернета. Наверное в нашей стране нет такой семьи, которой не каснулась бы костлявая рука Ве...

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...