Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Тульская Елизавета Викторовна

Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов

 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.  

« Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО ________

     Л.Е.Ивлева

Протокол №______

От «___» _________2016г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________ Т.Ф.Трефилова

«___»__________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ №25с УИОП

________В.Ф. Ловцова

Приказ  №_____

От «___»_________2016г.

                                                   Рабочая программа

проектно – исследовательской деятельности и

«Химико-биологические методы исследования в биологии»

 для 10 класса (химико-биологическое направление)

                   

Разработал:

 учитель биологии

Тульская Елизавета Викторовна

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.         Курс проектно-исследовательской деятельности «Химико-биологические методы исследования в биологии»  вводится для  целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10-х классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности  направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

 Курс, в основу которого положен собственный  исследовательский поиск, а не усвоение готовых знаний позволит сделать обучение более интересным, и соответственно получить более высокие результаты.

 Цель данного курса - способствовать целостному освоению основных теоретических, технологических, креативных и аксиологических позиций культуры исследовательской деятельности учащихся.

Данный курс решает следующие задачи:

  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
  • формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.

        Данный курс должен помочь овладеть школьникам способами коллективной и индивидуальной деятельности, стать фактором формирования творческого и самостоятельного мышления.

        Методы проведения определяются целями и задачами данного курса. Таким образом:

- учащиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения исследования;

- учащиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;

- учащиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и источниками;

- учащиеся приобретают навык управления процессом собственного исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения проблемы, защите результатов исследования;

  • в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа позволяет реализовать следующие подходы:

  • компетентностный;  
  • личностно-ориентированный;
  • деятельностный.
  • Требования к уровню подготовки учащихся:
  • По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
  • знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
  • научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
  • знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
  • методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
  • правилами оформления списка использованной литературы;
  • навыком логического построения системы доказательств;
  • общими правилами успешной презентации, защиты работы;
  • правилами оформления работы;
  • способами хранения информации.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • разделять исследовательскую деятельность на этапы;
  • формулировать и ставить проблему исследования;
  • составлять план исследования;
  • анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
  • выделять объект исследования;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • пользоваться и анализировать литературные источники;
  • делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
  • работать в группе;
  • отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

Критерии и показатели усвоения материала:

В ходе освоения программы курса  целенаправленно формируются универсальные учебные действия.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Курс рассчитан на 35 часов.

Формы контроля: 

  • диагностика исследовательских умений обучающихся
  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  • презентации проектов обучающихся;
  • научно-практические конференции;
  • анкетирование;
  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.

Электронные и технические средства обучения:

  • Учебный мультимедиа комплекс:
  1. компьютер,
  2. документ камера,
  3. интерактивная доска
  • Компьтерный класс
  • Электронная библиотека
  • Локальная связь.

Ожидаемый результат:

Учащийся знает:

  • ценностно-нормативный характер, отражающий понимание смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);
  • знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»)
  • знания процедурного характера, отражающие представления о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»)

Учащийся имеет навыки:  

  • планировать исследования;
  • организовать исследования;
  • контролировать исследования;
  • регулировать исследования;
  • анализировать исследования;
  • работать в библиотеке;
  • находить  информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • ставить цели и задачи исследования;
  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

  • работы с различными информационными ресурсами
  • анализа и конспектирования литературы
  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
  • определения целей и задач исследования
  • самостоятельной организации исследовательской деятельности
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
  • публичной защиты результатов собственного исследования

Методическое обеспечение курса: занятия по элективному курсу «Основы учебного исследования» предполагают сочетание двух основных форм работы (лекционную и семинарскую) и использование материалов книги – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2011.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

урока

дата

ТЕМА

1

2.09

Введение. Основные понятия  исследовательской и проектной деятельности.

2

9.09

Основные шаги исследования

3

16.09

Что такое реферат и как его написать?

4

23.09

Методика работы с текстом.

5

30.09

Эксперимент и исследование.

6

7.10

Биологические методы исследовательской деятельности

7

14.10

Химические методы исследовательской деятельности.

8

21.10

Метод титрования при определении жесткости воды.

9

28.10

Разделение пигментов методом бумажной хроматографии.

10

11.11

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

11

18.11

Определение темы, целей и задач собственного исследования.

12

25.11

Выдвижение гипотезы  исследовательской работы.

13

2.12

Составление плана собственного исследования

14

9.12

Поиск теоретической информации исследования.

15

16.12

Работа с информационными источниками по теме исследования.

16

23.12

Работа с информационными источниками по теме исследования.

17

13.01

Анализ реферативной части исследовательской работы.

18

20.01

Работа над опытно-экспериментальной частью исследования.

19

27.01

Работа над опытно-экспериментальной частью исследования.

20

3.02

Работа над опытно-экспериментальной частью исследования.

21

10.02

Работа над опытно-экспериментальной частью исследования.

22

17.02

Обработка результатов исследования

23

24.02

Обработка результатов исследования

24

3.03

Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы.

25

10.03

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

26

17.03

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ

27

24.03

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ

28

7.04

Как правильно создать презентацию?

29

14.04

Индивидуальные консультации по оформлению презентации исследовательской работы.

30

21.04

Индивидуальные консультации по оформлению презентации исследовательской работы.

31

28.04

Составление тезисов работы. Рецензия.

32

5.05

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите.

33

12.05

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите.

34

19.05

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите.

35

26.05

Защита исследовательских работ

В ходе освоения программы курса  целенаправленно формируются универсальные учебные действия.

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Диагностика исследовательских умений учащихся

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформировать тему.

Исходя из проблемы, может сформулировать тему.

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность.

Недостаточно полно представлена актуальность темы.

Выдвигает несущественные варианты.

3

Умение грамотно обосновать научный аппарат.

Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает,

Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата.

Не умеют выделить и обосновать научный аппарат.

4

 Новизна. Практическая значимость.

Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается.

Выполняет частично.

Не справляется с данным заданием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие  для учащихся старших классов»М: 5 за знания, 2009. - 304с.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  3. Новожилова М.М. Как корректно провести исследование,  от замысла к открытию М: 5 за знания, 2011. - 216 с.
  4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  5. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  7. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  9. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  10. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...