Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа по

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность учащихся» 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»

Принято

педагогическим советом

Протокол №

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №21»

__________Е.В Афанасьева

Приказ №

Рабочая программа по

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность учащихся»

Учебная паралель: 5 класс

Савчук Людмила Ивановна ,

 высшая квалификационная категория

г.Нижневартовск

2014 г.

Пояснительная записка

Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5 классов основной школы.  Разработана на основе программы «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» автора М.А. Ступицкой.

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающимся в части исследовательской грамотности.

Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.

Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться  в образовательной  практике

Цель  курса:  формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

2.     Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

3.     Научить работать с различными источниками информации.

4.     Научить способам первичной обработки информации.

5.     Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

6.     Научить работать в группе, команде.

7.     Научить оценивать свои и чужие результаты.

8.     Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

Воспитательные, развивающие:

  1. Способствовать повышению личной уверенности  у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
  2. Развивать у  учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  3. Развивать исследовательские умения.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный  режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют  требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Основные методы обучения: словесно-иллюстративные, проблемный, частично–поисковый, исследовательский,

Формы учебных занятий:

- теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция;

- практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение  и т.д.      

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля по каждому обучающемуся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл. Каждый учащийся ведёт «Дневник работы над проектом». Для отслеживания результатов используются мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом его зачетной работой может стать персональный проект.

 Для наиболее эффективной работы по курсу «Основы проектной деятельности» в 5 классе предполагается, что вся группа будет работать над мини-проектами в одном направлении.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс изучения проектной деятельности в 5 классе рассчитан на 1 час в неделю ( 35 часов в год).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

      Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

       Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.

   Предметные результаты освоения учебного предмета

Прежде всего,  оцениваются сформированность  универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

  • презентация содержания работы самим учащимся:
  • характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»);
  • постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.

Качество защиты работы:

·        четкость и ясность изложения задачи;

·        убедительность рассуждений;

·        последовательность в аргументации;

·        логичность и оригинальность.

Качество наглядного представления работы:

  • использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
  • качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).

Коммуникативные умения:

  • анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
  • умение активно  участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

       Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Содержание учебного предмета

Тема 1.Понятие «Учебный проект» (2ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «Домашняя математика». Этапы работы над проектом «Домашняя математика». Виды проектов.

 Тема 2 Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы  (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.  

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3 . Планирование деятельности. Формулирование задач.  Ресурсы (2ч)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Практическая работа «Ступенька к проекту».

 Тема 4 Работа с каталогами. (3 ч)

           Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу

Тема 5 Работа со справочной литературой. (3 ч)

     Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 6. Способы первичной обработки информации. (5 часов)

     Чтение текста с пометками. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

     Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Тема 7. Наблюдение и эксперимент. (3 часа)

      Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 8. Как работать вместе. (2часа)

    Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 9 Вместе к одной цели- 10 ч

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Учимся рефлексировать. Работа над проектами.

Тематическое планирование

8.   Материально- техническое обеспечение

 

Техническое обеспечение курса

Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.

Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.

Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.

 

Литература

 

Гайтукаева И.Ю., Юдина Н.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие/Калининградский университет. – Калининград, 2000.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.

Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод.пособие – М.: Глобус, 2006

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРК ТИ, 2003.

Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам проектной деятельности

Рабочая программа по Основам проектной деятельности для 5-6 классов в рамках внедрения ФГОС ООО...

Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс

Данный материалсодержит подробное календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс в основной школе....

Программа курса внеурочной проектной деятельности «Научное общество учащихся»

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...