Типичные задания ЕГЭ по генетике
консультация по биологии (11 класс) на тему
Определение числа типов гамет
Определение числа типов гамет проводится по формуле: 2n, где n — число пар генов в гетерозиготном состоянии. Например, у организма с генотипом ААввСС генов в гетерозиготном состоянии нет, т.е. n = 0, следовательно, 20 = 1, и он образует один тип гамет (АвС). У организма с генотипом АаВВсс одна пара генов в гетерозиготном состоянии (Аа), т.е. n = 1, следовательно, 21 = 2, и он образует два типа гамет. У организма с генотипом АаВвСс три пары генов в гетерозиготном состоянии, т.е. n = 3, следовательно, 23 = 8, и он образует восемь типов гамет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № __ от ______2016г. | СОГЛАСОВАНО Методист ГАПОУ МОК им. В. Талалихина ___________ФИО
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Учебно - методическое пособие
Тема : Типичные задания ЕГЭ по генетике
Автор-составитель:
Николайчик С.Н. ,
Учитель биологии
Москва
2018
Определение числа типов гамет
Определение числа типов гамет проводится по формуле: 2n, где n — число пар генов в гетерозиготном состоянии. Например, у организма с генотипом ААввСС генов в гетерозиготном состоянии нет, т.е. n = 0, следовательно, 20 = 1, и он образует один тип гамет (АвС). У организма с генотипом АаВВсс одна пара генов в гетерозиготном состоянии (Аа), т.е. n = 1, следовательно, 21 = 2, и он образует два типа гамет. У организма с генотипом АаВвСс три пары генов в гетерозиготном состоянии, т.е. n = 3, следовательно, 23 = 8, и он образует восемь типов гамет.
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
На моногибридное скрещивание
Задача: Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В F1 — 50% белых и 50% черных. Определите генотипы родителей и потомства.
Решение: Поскольку в потомстве наблюдается расщепление по изучаемому признаку, следовательно, родитель с доминантным признаком гетерозиготен.
Р | Аа (черный) | аа (белый) |
Г | А, а | а |
F1 | Аа (черные) : аа (белые) |
На дигибридное скрещивание
Доминантные гены известны
Задача: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F1 все растения были нормального роста; 75% — с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.
Решение: Обозначим доминантные и рецессивные гены: А — нормальный рост, а — карликовость; В — красные плоды, в — желтые плоды.
Проанализируем наследование каждого признака по отдельности. В F1 все потомки имеют нормальный рост, т.е. расщепления по этому признаку не наблюдается, поэтому исходные формы — гомозиготны. По цвету плодов наблюдается расщепление 3:1, поэтому исходные формы гетерозиготны.
Р | ААВв | ааВв |
Г | АВ, Ав | аВ, ав |
F1 | АаВВ (нормальный рост, красные плоды) |
Доминантные гены неизвестны
Задача: Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй — красные воронковидные цветки. В потомстве было получено 3/8 красных блюдцевидных, 3/8 красных воронковидных, 1/8 белых блюдцевидных и 1/8 белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков.
Решение: Проанализируем расщепление по каждому признаку в отдельности. Среди потомков растения с красными цветами составляют 6/8, с белыми цветами — 2/8, т.е. 3:1. Поэтому А — красный цвет, а — белый цвет, а родительские формы — гетерозиготны по этому признаку (т.к. есть расщепление в потомстве).
По форме цветка также наблюдается расщепление: половина потомства имеет блюдцеобразные цветки, половина — воронковидные. На основании этих данных однозначно определить доминантный признак не представляется возможным. Поэтому примем, что В — блюдцевидные цветки, в — воронковидные цветки.
Р | АаВв | Аавв | |||||||||||||||
Г | АВ, Ав, аВ, ав | Ав, ав | |||||||||||||||
F1 |
|
3/8 А_В_ — красные блюдцевидные цветки,
3/8 А_вв — красные воронковидные цветки,
1/8 ааВв — белые блюдцевидные цветки,
1/8 аавв — белые воронковидные цветки.
Решение задач на группы крови (система АВ0)
Задача: у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы крови возможны у детей?
Решение:
Р | IАIВ | IАi0 |
Г | IА, IВ | IА, io |
F1 | IАIА, IАi0, IВi0, IАIВ |
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом
Такие задачи вполне могут встретиться как в части А, так и в части С ЕГЭ.
Задача: носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?
Решение:
Р | ХНXh | ХНY |
Г | ХН, Xh | ХН, Y |
F1 | ХНХН девочка, здоровая (25%) |
Решение задач смешанного типа
Задача: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
Решение: Карий цвет глаз доминирует над голубым, поэтому А — карие глаза, а — голубые глаза. У ребенка голубые глаза, поэтому его отец и мать гетерозиготны по этому признаку. Третья группа крови может иметь генотип IВIВ или IВi0, первая — только i0i0. Поскольку у ребенка первая группа крови, следовательно, он получил ген i0 и от отца, и от матери, поэтому у его отца генотип IВi0.
Р | АаIВi0 (отец) | Ааi0i0 (мать) |
Г | АIB, Аi0, aIB, ai0 | Аi0, ai0 |
F1 | ааi0i0 (родился) |
Задача: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?
Решение: У человека лучшее владение правой рукой доминирует над леворукостью, поэтому А — правша, а — левша. Генотип мужчины Аа (т.к. он получил ген а от матери-левши), а женщины — аа.
Мужчина-дальтоник имеет генотип XdY, а его жена — ХDХD, т.к. ее родители были полностью здоровы.
Р | AaХdY | aаХDXD |
Г | AХd, AY, aXd, aY | аХD |
F1 | AaХDХd девочка-правша, здоровая, носительница (25%) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по теме "Генетика"
Задания с выбором правильного ответа по теме ГЕНЕТИКА,можно использовать для закрепления и проверки знаний....
Тренировочные задания по молекулярной генетике для подготовки ЕГЭ
Данный материал содержит задания по молекулярной генетике, часто встречаемые на ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-215818-1362684520.jpg)
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.
Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-277695-1375884736.jpg)
Тестовые задания по теме "Генетика".
Тестовые задания по теме "Генетика". Два варианта. Можно использовать для текущего и итогового контроля на уроке или для подготовке к сдаче экзамена в форме ЕГЭ....
Типичные ошибки при выполнении заданий части С теста ЕГЭ по химии
Каждый сдающий ЕГЭ по химии должен быть готов к тому, что на выполнение экзаменационной работы, состоящей из трех частей и включающей в себя 45 заданий, отводится 3 астрономических часа, или 180 мину...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-386471-1390329263.png)
Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»
Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам...
Задача «Загадки наследственности» как практико-ориентированное задание при изучении генетики человека
Задача «Загадки наследственности» состоит из основного текста, четырех заданий, листа ответов и критериев оценивания, построена на основе материала, предложенного традиционной программой п...