проект "Мечта подростка"
проект по биологии (10 класс) на тему

Загребина Марина Викторовна

В наше время школьники очень загружены учебной программой. Но в свободное от занятий время, мы можем пронаблюдать, кто из подростков и как проводят свой досуг. К сожалению, большинство молодых людей не умеют организовывать свой отдых.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.[1]Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создает условия для самореализации и самовоспитания личности.В новых социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени детей.Необходимо помнить, что досуг - это и время отдыха, и сфера развития способностей, реализации интересов, применения знаний в новой ситуации, отличной от урока и свободное общение с разными людьми. Таким образом, можно утверждать, что досуг - необходимая часть жизни любого человека, а особенно подростка, который находится в активном процессе развития, заключается в том, что досуг для современных подростков является одной из первостепенных ценностей.
Подростковый период – это, прежде всего кризис роста, проявляющийся на биологическом и психологическом уровнях.Его чрезмерная ранимость, доходящая до попыток наложить на себя руки по совершенно незначительным, с точки зрения взрослых, поводам, ввергают в отчаяние родителей. Низкий тонус, неуверенность в себе, высокая тревожность на фоне общего недомогания – частые спутники кризисного периода и такой кризис не эпизод, он может продолжаться несколько лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagrebina_mechta_podrostka.docx115.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77

Г. ХАБАРОВСК

Социальная политика

«Мечта подростка»

Авторы проекта:

Мещеряков Илья 10А класс,

Самострелова Полина 10А класс

Руководитель:

Загребина Марина Викторовна

Учитель биологии

Хабаровск 2018

«Подростки жалуются, что им совершенно

нечего делать, а потом уходят

 и до самой ночи с увлечением

 совершенно ничего не делают». 
Боб Филлипс

Введение

В наше время школьники очень загружены учебной программой. Но в свободное от занятий время, мы можем пронаблюдать, кто из подростков и как проводят свой досуг. К сожалению, большинство молодых людей не умеют организовывать свой отдых.

 Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.[1] Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создает условия для самореализации и самовоспитания личности. В новых социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени детей. Необходимо помнить, что досуг - это и время отдыха, и сфера развития способностей, реализации интересов, применения знаний в новой ситуации, отличной от урока и свободное общение с разными людьми. Таким образом, можно утверждать, что досуг - необходимая часть жизни любого человека, а особенно подростка, который находится в активном процессе развития, заключается в том, что досуг для современных подростков является одной из первостепенных ценностей.
Подростковый период – это, прежде всего кризис роста, проявляющийся на биологическом и психологическом уровнях. Его чрезмерная ранимость, доходящая до попыток наложить на себя руки по совершенно незначительным, с точки зрения взрослых, поводам, ввергают в отчаяние родителей. Низкий тонус, неуверенность в себе, высокая тревожность на фоне общего недомогания – частые спутники кризисного периода и такой кризис не эпизод, он может продолжаться несколько лет.

Актуальность

Актуализация вопросов досуга подростков обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В наше время остро поставлен вопрос о том, как и где, с пользой для здоровья или нет, проводят свободное время молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Отсутствие досуга у подростков – одна из главных проблем нашего города, да для детей создано множество развлекательных комплексов, детских площадок и т.п. А мест, где подросток мог бы провести свой досуг, практически нет или очень разрозненны. Мы хотим, чтобы в одном месте было несколько зон досуга и отдыха, как например, мультицентр» Арлекин. Из-за отсутствия развлечений подростки ищут развлечение в других вещах. Это приводит к множеству проблем: подростки собираются в подъездах, хулиганят, участковому поступают многочисленные жалобы на подростков. Это происходит от того, что подростки не стремятся в клубы и секции, интересует их не рукоделие и моделирование, а компьютерные игры и экстремальные виды спорта, которыми заняться в нашем городе негде. Следовательно, чтобы решить все выше перечисленные проблемы, нужно организовать место, где подросток может провести свой досуг.

Цель: Изучение организации досуга подростков в условиях городской местности.

Объект исследования: Досуг подростков в условиях городской местности.

Предмет исследования: Организация досуга подростков в условиях городской местности.

Задачи:  
1) Подобрать выборку исследования; 

2) Разработать диагностический инструментарий; 

3) Организовать проведение анкетирования; 

4) Провести обработку данных; 

5) Сделать выводы и дать рекомендации; 

6) Дать характеристику (описание) организации досуга подростков в МАOУ СОШ №77 г. Хабаровск.

Этапы: 
1. Подготовительный: подбор диагностического инструментария, определение базы исследования, выявление количества подростков  МАОУ СОШ№ 77,проведение анкеты. 

2. Основной: осуществление исследования. 

3. Заключительный: обработка и анализ результатов, написание выводов и рекомендаций. 
База: г. Хабаровск Хабаровский край, МАОУ СОШ №77. 
Выборка: 570 учащихся МАОУ СОШ №77. 

Диагностический инструментарий:  Анкета предназначена для того, чтобы выявить интересы подростка, чем он занят помимо школы, как организует своё свободное время. Также в анкете подросток может указать, какие кружки он хотел бы создать, если из уже имеющихся кружков его ни один из них не интересует. Анкетирование позволяет определить уровень занятости подростка

1.1 Определение досуга

Свободное время (досуг) — обычно обозначают, как период времени, когда человек, не имея обязательных дел, предоставлен самому себе в выборе занятий. [2]

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, само актуализации, развлечения. Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества: Досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности, формирует и развивает личность, Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков, Досуг способствует самовоспитанию личности, Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе, Детский досуг широк в своем понимании. Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение детей, подростков и юношества в свободное для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, обусловленный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение) [3].

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции [4].

1.2 Особенности подросткового возраста

 Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь
складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. По мнению известного подростковеда И.С. Кона "Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с её специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых и его друзей. Общественное мнение, которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс нравственности", принятый среди подростков, всё это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе" [5].

1.3 Особенности досугового времяпровождения современного подростка

    Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность. Развлечения имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений, и позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [3. с 48].

    На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую детям просто нечем себя занять. Наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, дискотек решается подростковые проблемы. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей [4. с 106].


  Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

  Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. У старших детей чаще демонстрируется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Телевидение не только побуждает к жестокости, но и вызывает повышенную склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Бесконтрольный просмотр телевидения приводит к: 1. Информационной перегрузке, а как следствие, к переутомлению, вызывая информационный стресс. 2. Криминальным последствиям (через подражание героям экрана) 3. Вызывает наркотизирующий эффект (забирает энергию и силу, необходимую для каких-либо дел) [7. c 13].

  Ежедневно показ сцен жестокости и насилия - нравственный беспредел. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. Именно поэтому общество постепенно начинает привыкать к детской безграмотности, безнадзорности, детям правонарушителям и преступникам. Телевидение же преподносит нам это как нечто неизбежное, обычное. На сегодняшнее время фиксируется всё большее число подростков, которые отрицают сам факт возможного послушания взрослым, в том числе родителям и учителям, объясняя это своей большей по сравнению со старшими, информированностью о "современных правилах жизни [6. с 12]

1.4 Особенности организации свободного времени и досуга подростков в условиях городской местности

  Проведенный обширный анализ научно – педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения досуга подростков, позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере свободного времени.

Виды: образовательная, культурно-досуговая, трудовая, спортивно-рекреативная, научно–исследовательская и  игровая.

  Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида: учёба, труд, игра, общение

  В культурно – досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.

   Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

  Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга [4. с 136].

  Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива подростковой безнадзорности. Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер [4. с 165]

  Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть: · организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений · культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок. А так же  привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества · организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества, участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков ("Ярмарки вакансий")

Результаты опроса

Нами был проведён опрос на тему “Твой досуг”. Опрос проводился в МАУ СОШ №77. В опросе принимали участье учащиеся 5-11 классов, а именно 570 подростков, возраст которых составляет от 12 до 18 лет. Возрастной состав опрошенных выглядит следующим образом: 11 лет – 128 человек, 12 лет – 112 человек, 13 лет – 82 человека, 14 лет – 84 человек, 15 лет – 82 человека, 16 лет – 34 человек, 17 лет – 48 человек.

Диаграмма №1(Приложение 1). В городе достаточно развлечений для подростков?

Исходя из результатов опросов, большинство (91%) не считаю количество развлечений достаточным.

Диаграмма №2(Приложение 1). Что вы предпочитаете делать в свободное время?

По результатам видно, что больше половины опрошенный предпочитают проводить свободное время в интернете (51%), просмотр TV (12%), компьютерные игры (10%), занятия спортом и помощь родителям (8%), танцы (6%), музыкальные кружки и чтение книг (2%), участие в выступлениях (1%).

Диаграмма №3(Приложение 2). Состоите ли вы в каком-нибудь кружке, секции?

Большая часть из опрошенных (66%) не являются членом какого-либо кружка, секции.

Диаграмма №4(Приложение 2). Хотели бы вы, чтобы в нашем городе был подростково-развлекательный центр?

По результатам опроса видно, что большинство (97%) хотят видеть подростково-развлекательный центр.

Диаграмма №5 (Приложение 3). Какие, по вашему мнению, в центре должны быть развлечения? Из результатов опроса можно понять, что на сегодняшний день востребовано такое развлечение, как виртуальный квест.

  • Виртуальный квест.

В России начали быстрыми темпами открываться квесты.  В каждом городе на сегодня существуют обычные квест-комнаты.
Но рынок развлечений не стоит на месте и уже сейчас начали появляться виртуальные квесты, разработать которые помогли
новые компьютерные технологии.

Виртуальные квесты отличаются от обычных квестов тем, что мы получаем полное погружение в приключение, обычный квест ограничивается одна или несколько комнат на 1 квест, виртуальный не имеет таких ограничений, мы получаем бесчисленное число сюжетов на 1 комнату. Ещё один плюс – новизна, людям будут интересна эта идея, потому что раньше они не встречались с таким раньше, что, несомненно, принесёт пибль.

  • Боулинг.

Это отличный вариант время провождения для подростков, детей и взрослых. Боулинг полезен для здоровья, укрепляет мышцы, позволяет контролировать вес, развивает координацию рук и глаз.

  • Настольный тенис.

Игра происходит на столе размером 2,74 × 1,52 м и высотой 76 см. Посередине стола находится сетка высотой 15,2 см. При игре используются ракетки, состоящие из деревянного основания, покрытого с двух сторон накладками ярко-красного и черного цветов. Мяч для настольного тенниса изготавливается из целлулоида или пластика, диаметр мяча чуть более 40 мм, масса 2,7 г. Мяч должен быть белого или оранжевого цвета. Игра проходит между двумя игроками либо между двумя командами из двух игроков. Игроки или пары стоят за столом напротив друг друга. С подачи открывается розыгрыш очка, и мяч должен быть отбит на игровую половину противника таким образом, чтобы сделать невозможным ответный удар.

Вывод

На сегодняшний день мы представляем вам подростково-развлекательный центр. Этот центр будет сфокусирован на интересах, выбранных подростками, но и взрослым тоже будет интересно в этом центре. По данным 2008 года, рождаемость резко возросла, следовательно, через 3-4 года, а к этому времени постройка подростково-развлекательного центра закончится, соберется огромная аудитория, на которую настроена постройка центра, где они смогут отдохнуть и развлечься.

В этом развлекательном центре будут находиться: мастер-класс зона, зона кинотеатра 7D,в этой же зоне могут находиться караоке и зона с тиром. В 7D кинотеатре стирается грань между зрительным залом и экраном, зрители полностью погружаются в сюжет и чувствуют то же самое, что и герои киноленты, словно это они только что прокатились на американских горках, побывали в пасти кровожадного динозавра или промокли под тропическим ливнем в дебрях Амазонки. Так же будет: зона боулинга, которую можно будет объединить с зоной настольного тенниса, зона кафе, где посетители могут поесть и отдохнуть, зона с квестами и с комнатами виртуальной реальности. На нижних этажах можно сделать спортивную зону, где будут находиться спортзалы. В нашем городе имеются торговые центры, как торговый центр «Горизонт» и многофункциональный торговый центр «Счастье», где есть свободное место площади, чтобы выделить место там.

Литература

1 - Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л., 1982-180с

2 -  Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Досуг

3 - Викторов А. Досуг – дело серьёзное // Воспитание школьников. № 5. 2000 – 110с

4 - Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л., 1982-180с

5 - Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973-250с.

6 - Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 1995-118с.

7 -  Смирнова Е.В. Журнал "Клуб" №6, ст. "Досуг XXI". 2004-28с.

                                                                                                          Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Особенности подростков. Как помочь подростку?

Практические советы при общении с подростком...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...