Главные вкладки

    Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"
    материал по психологии на тему

    Юдина Елена Сергеевна

    Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОДРОСТОК В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

    ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ПОМОЩИ

    Памятка для взрослых

     Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.

    Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи.                                                        Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.

    Понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть».

     Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы.  И любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

     Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:

    -          нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;

    -          злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;

    -          сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;

    -          появление сверхкритичности к себе;

    -          разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;

    -          нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон;

    -          частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

    -          несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

    -          постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

    -          увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;

    -          уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;

    -          нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

    -          погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;

    -          отсутствие планов на будущее;

    -          внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

     

     

      Способы помощи:

     

    1.       Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались.

    Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение.

    Рассматривайте подростка как равную себе личность.

    2.       Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток.

    Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.

    3.       Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.

    4.Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. В этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

    5.       Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.

    6.       Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился.

    Внушайте ему надежду на еще больший успех.

    1. В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам.

    Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.

    Информация о работе детского телефона доверия

    В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

    совместно с субъектами Российской Федерации введен единый  общероссийский номер

    детского телефона  доверия – 8-800-2000-122.

    В настоящее время к нему подключено 240 организаций во всех субъектах РФ.

    При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со

    стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане

    могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами

    действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.

    Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия.

    Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.

    Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей

    и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

      Статистика:

    По информации, представляемой субъектами Российской Федерации, за период с 1 сентября 2010 г. по 30 сентября 2014 г.   на детский телефон доверия поступило 4 366 081 обращение, в том числе:

    2 560 970 обращений (58,7%) – от детей и подростков;

    476 698 обращений (10,9%) – от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих);

    1 328 413 обращений (30,4%) – от иных граждан.

    Из общего количества обращений на детский телефон доверия 80 110 обращений (1,8%) поступило по вопросам жестокого  обращения с ребенком в семье, вне семьи, в среде сверстников, в связи с сексуальным насилием в отношении ребенка.

    Также на детский телефон доверия поступило 351 944 обращения (8,1% от общего количества обращений) по вопросам детско-родительских отношений и 502 694 (11,5%) –  по вопросам отношения ребенка со сверстниками.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

    В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...

    Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

    По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

    Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

    Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздейс...

    Система работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

    Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся. Цель: создать условия для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей с ЗПР. Задачи:  выявлени...

    Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации

    Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации 1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.2. Помоги...

    ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

    Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...