Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"
материал по психологии на тему

Юдина Елена Сергеевна

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДРОСТОК В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ПОМОЩИ

Памятка для взрослых

 Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.

Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи.                                                        Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.

Понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть».

 Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы.  И любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

 Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:

-          нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;

-          злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;

-          сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;

-          появление сверхкритичности к себе;

-          разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;

-          нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон;

-          частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

-          несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

-          постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

-          увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;

-          уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;

-          нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

-          погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;

-          отсутствие планов на будущее;

-          внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

 

 

  Способы помощи:

 

1.       Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались.

Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение.

Рассматривайте подростка как равную себе личность.

2.       Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток.

Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.

3.       Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.

4.Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. В этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

5.       Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.

6.       Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился.

Внушайте ему надежду на еще больший успех.

  1. В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам.

Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.

Информация о работе детского телефона доверия

В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

совместно с субъектами Российской Федерации введен единый  общероссийский номер

детского телефона  доверия – 8-800-2000-122.

В настоящее время к нему подключено 240 организаций во всех субъектах РФ.

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со

стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане

могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами

действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия.

Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей

и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

  Статистика:

По информации, представляемой субъектами Российской Федерации, за период с 1 сентября 2010 г. по 30 сентября 2014 г.   на детский телефон доверия поступило 4 366 081 обращение, в том числе:

2 560 970 обращений (58,7%) – от детей и подростков;

476 698 обращений (10,9%) – от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих);

1 328 413 обращений (30,4%) – от иных граждан.

Из общего количества обращений на детский телефон доверия 80 110 обращений (1,8%) поступило по вопросам жестокого  обращения с ребенком в семье, вне семьи, в среде сверстников, в связи с сексуальным насилием в отношении ребенка.

Также на детский телефон доверия поступило 351 944 обращения (8,1% от общего количества обращений) по вопросам детско-родительских отношений и 502 694 (11,5%) –  по вопросам отношения ребенка со сверстниками.