Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
статья на тему

Пушкарева Елена Николаевна

Особенности профилактической работы с подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Большинство наших воспитанников – дети из неблагополучных семей, в которых  злоупотребление алкоголем зачастую является нормой. Проблемы социализации,  характерные для таких семей, являются основным фактором риска, способным подтолкнуть детей на раннее употребление психоактивных веществ.

Бесконтрольность и попустительство взрослых приводят к тому, что на детей оказывают влияние неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Попав в такую среду, подросток вынужден усваивать ее ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Первые пробы алкоголя, табака совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы могут  не иметь продолжения.  

Поэтому крайне важно проводить как первичную профилактику, предусматривающую проведение мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни и предотвращение употребления ПАВ, с детьми, которые не знакомы с действием психологически активных веществ, так и вторичную профилактику, ориентированную на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь. 

В условиях  учреждения профилактика аддиктивного поведения представляет собой комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании и интереса к алкогольным напиткам.

Социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения ведется по трем направлениям:

  1. Развитие социальной компетентности.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Организация досуга воспитанников.

Выстраивая систему работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, включаем их в программу по развитию социальной компетентности. Занятия направлены развитие уверенности в себе, умения противостоять негативному давлению окружающих, на  формирование у подростков навыков самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, воспитание ответственности за свои действия и поступки.

 Такие занятия, как "Уверенность в повседневной жизни", "Противостояние негативному давлению среды", "Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ", "Правонарушения. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения", "Учусь говорить "Нет!" способствуют  формированию адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения  в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

В рамках  работы по  направлению "пропаганда здорового образа жизни и профилактика и вредных привычек" поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим дня и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ.

В течение года проведены занятия по данному направлению:

  • Тематическое мероприятие" Праздник здоровья"
  • "Спорт против курения"
  • "Девочка-подросток и здоровье будущих поколений"
  • "Правда о рекламе табачных изделий"
  • "Друзья и наркотики"
  • "ПАВ. Мифы и реальность"
  • Тематическое мероприятие "Сохрани себя сам"
  • "Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра"
  • "Первая проба – начало  полета, в конце которого падение"
  • "Влияние алкоголя на детский организм"
  • "Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие"

Часть занятий проводится совместно с врачом-наркологом. Главную задачу видим не в том, чтобы дать детям как можно больше информации, а в формировании в детском сообществе стойкого негативного отношения к табакокурению, наркомании, алкоголизации,  желании вести здоровый образ жизни и готовности брать на себя ответственность за сохранение своего здоровья.

Организация досуга – важная составляющая профилактики аддиктивного поведения, так как включение в социально – одобряемую деятельность помогает найти детям занятие по душе, добиться успеха в каком-либо виде творческой деятельности, восполнить недостаток положительного жизненного  опыта.

Воспитанники вовлечены в систематические занятия физической культурой и спортом ("Олимпиада", "Кросс наций", "Сибирский международный марафон", "Лыжня России"), посещают кружки  в Центре детского технического творчества и спортивные секции в СОШ №2.

Принимают участие в выездных мероприятиях. Выступают с концертами, подготовленными своими силами, в геронтологическом центре, коррекционном интенате №5. Подготовлены инсценировки  по сказке Сергея Михалкова "Как медведь трубку нашел", "Репка на новый лад",  показаны воспитанникам "Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", воспитанникам "Специальной коррекционной начальной школы – детский сад № 292 для детей  с нарушениями речи".

Воспитанники принимают участие в различных городских творческих конкурсах, занимают призовые места. Например, с воспитанницей Юлей Ивановой подготовлена презентация "Кому ты нужна, курящая?" для участие в городском марафоне рисунков, плакатов по профилактике потребления психоактивных веществ и других асоциальных явлений "Сделай свой выбор".

Помогают сделать досуг детей интересным и разнообразным волонтерский отряд "Опека" (ОмГПУ) и Международная добровольческая благотворительная организация АМУРТ, организуя игровые программы и выезды детей в кинотеатры, на пейнтбол. Особенное отношение вызывает у детей кинезотерапия, все дети рады встречам с обученными собаками.

Таким оразом, мы стараемся наполнить жизнь детей яркими событиями, помочь им раскрыть личностный потенциал и представление об окружающем мире.

Данным опытом работы неоднократно делились на семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях и получили положительные отзывы коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.

XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников.  Количес...

Система работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся. Цель: создать условия для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей с ЗПР. Задачи:  выявлени...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....