Тест по биологии по теме: "Теория эволюции"
тест по биологии (10 класс) на тему

Чувашова Ольга Владимировна

Данный тест предназначен для проведения зачета по теме: "Теория эволюции". Содержит 3 оригинальных варианта, вопросы не повторяются.При составлении использованы вопросы формата ЕГЭ по биологии  2017-2018 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_profil_10_2018.doc523 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа по общей биологии. 10 класс

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1. Морфологический критерий вида основан на:

1) сходстве внешнего и внутреннего строения        3) сходстве процессов жизнедеятельности у особей
2) специфичном для вида наборе хромосом        4) однообразии факторов среды обитания вида.

2. Генетическому критерию вида соответствует утверждение

1) оперение самки и самца утки кряквы различно
2) нерест популяций форели происходит в разное время
3) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы
4) виды-двойники малярийного комара имеют разные кариотипы

3. Вид - совокупность особей, обладающих

1) сходным набором хромосом        3) способностью образовывать пищевые связи между его особями
2) обитающих в разных экосистемах        4) созданных человеком на основе отбора

4. Сезонные колебания численности леммингов - это

1) дрейф генов        2) популяционные волны        3) движущий отбор        4) мутационный процесс

5. Периодические колебания численности популяций (популяционные волны) приводят к:

1) увеличению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции;

2) уменьшению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции;

3) увеличению и уменьшению доли ненаследственной изменчивости у организмов в популяции;

4) изменению частот определённых мутаций и комбинаций у организмов в популяции.

6. Резкое возрастание численности особей в популяции, при недостатке ресурсов, приводит к:

1 обострению борьбы за существование;                        3) появлению мутаций;

2) возникновению модификаций;                                4) появлению комбинативной изменчивости.

7. Усиление в природной популяции мутационного процесса:

1) повышает эффективность естественного отбора;        3) обеспечивает дрейф генов;

2) увеличивает численность особей;                        4) ускоряет колебание численности популяций

8. Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями новый вид не может возникнуть без действия

1) искусственного отбора                3) движущего естественного отбора
2) механизма саморегуляции        4) стабилизирующего естественного отбора

9. Популяция клеста-еловика более устойчива, если

1) в ней преобладают мужские особи                3) в лесу нарушена ярусность
2) особи в ней генотипически различны                4) особи в ней генотипически однородны

10. Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как

1) обладает целостным генофондом, способным изменяться  3) она не способна изменяться во времени
2) особи популяций имеют сходный обмен веществ                4) особи популяции отличаются размерами

11. В двух не сообщающихся между собой лесах Подмосковья живут кабаны, лоси, обыкновенные лисицы, зайцы-русаки и волки. Сколько популяций животных живёт в двух лесах?1) 4        2) 5        3) 8        4) 10

12. Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заключается в:

1) разработке методов селекции                3) создании научных основ систематики

2) выявлении движущих сил эволюции        4) изучении палеонтологических находок.

13. Большое значение в эволюции Ч. Дарвин придавал изоляции видов, благодаря которой

1) обостряется конкуренция между видами                3) обостряется конкуренция между популяциями
2) в них накапливаются наследственные изменения        4) прекращается действие естественного отбора

14. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

1) божественное творение;                                     3) конкуренция за пищу, местообитания и партнера;

2) наследственная изменчивость и естественный отбор;     4) стремление организмов к прогрессу.

15. Причина борьбы за существование –

1) изменчивость особей популяции           3) природные катаклизмы

2) интенсивное размножение особей           4) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

16. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она

1) увеличивает разнообразие видов                3) насыщает популяции мутациями
2) обостряет конкуренцию                                4) приводит к изоляции популяций одного вида

17. Главный эффект естественного отбора:

1) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

2) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих более широкую изменчивость организмов;

3) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

4) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к среде

18. В засушливых условиях в эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря

1) соотносительной изменчивости                3) модификационной изменчивости
2) естественного отбора                        4) искусственного отбора

19. Пример действия движущей формы естественного отбора:

1) существование реликтового растения гинкго;

2) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки берёзовой пяденицы;

3) появление раннецветущей и  позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

4) гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьёв во время сильной бури.

20. Какую роль в природе играет состязание самцов за самку при размножении?

1) улучшает генофонд популяции                        3) сохраняет плодовитость самок

2) способствует развитию видовых признаков        4) способствует повышению плодовитости особей

21. Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при:

1) усилении мутационного процесса                3) ослаблении внутривидовой борьбы

2) снижении численности популяций                4) увеличении числа гомозиготных особей.

22. При экологическом видообразовании, в отличии от географического, новый вид возникает:

1) в результате распадения исходного ареала        3) внутри старого ареала

2) в результате расширения исходного ареала        4) внутри нового ареала

23. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировались приспособления к перенесению неблагоприятных условий –

1) оцепенение        2) перемещение в теплые районы        3) запасание корма        4) изменение окраски

24. Предостерегающая окраска божьей коровки является результатом:

1) конвергентной эволюции                3) действия естественного отбора

2) модификационной изменчивости        4) внутривидовой гибридизации

25. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека  - это

1) атавизмы               2) рудименты            3) гомологичные органы             4) аналогичные органы

26. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:

1) клеточное строение организмов                         3) наличие сходных систем органов у позвоночных;

2) сходство зародышей позвоночных животных  4) сходство процессов жизнедеятельности у животных.

27. Какую группу доказательств эволюции составляют гомологичные органы

1) эмбриологических  2) палеонтологических     3) сравнительно-анатомических        4) генетических

28. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Лотос орехоносный. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1). Лотос орехоносный  -водное растение, относящееся к тропическим реликтовым видам. 2) Листья у лотоса плавающие, на длинных шиповатых черенках, имеют форму щита с впадиной посередине и покрыты восковым налетом. 3) Цветки меняют окраску от ярко-розовой в начале цветения до почти белой перед опадением лепестков. 4) Растение предпочитает хорошо прогреваемые неглубокие участки водоемов, залитые солнцем. 5) Строительство плотин, загрязнение водоемов, заиливание озер и изменение режима рек приводит к сокращению численности этого древнего растения. 6) В России лотос орехоносный встречается на Дальнем Востоке, а также на побережьях Каспийского и Азовского морей.

29. Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке

Характеристики отбора

Естественный отбор

Искусственный отбор

Отбирающий фактор

А

Человек

Время действия

На протяжении всей истории органического мира

Б

Результат

В

Многообразие сортов, пород, штаммов

Список терминов и понятий:

1) наследственная изменчивость                5) борьба за существование

2) условия окружающей среды                6) многообразие видов

3) многообразие организмов                7) с появлением и развитием земледелия и животноводства

4) с развитием трудовых операций и абстрактного мышления

Выберите три верных ответа.

30. Результатом эволюции является

1) появление новых засухоустойчивых сортов растений

2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

6) получение высокопродуктивных бройлерных кур

31. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

1) наличие семян у голосеменных растений;

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания;

3) появление у плодов одуванчика парашютиков;

4) выделение душистым табаком пахучих веществ;

5) двойное оплодотворение у цветковых растений;

6) появление у растений механических тканей.

32. Выберите положения синтетической теории эволюции.

1) единица эволюции - популяция

2) единица эволюции - вид

3) факторы эволюции - мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны

4) факторы эволюции - наследственность, изменчивость, борьба за существование

5) формы естественного отбора - движущий и половой

6) формы естественного отбора - движущий, стабилизирующий, дизруптивный

33. Соотнесите характеристики движущей и стабилизирующей форм естественного отбора.

Характеристики:                                                Формы естественного отбора:

а) изменение среднего значения признака                1) движущий отбор

б) появление новых признаков                                2) стабилизирующий отбор

в) сохранение среднего значения признака

г) действует в стабильных условиях среды

д) действует в изменяющихся условиях среды

е) действует в процессе приспособления популяции к среде

ж) убирает особей, отклоняющихся от среднего значения признака.

34. Установите соответствие между характеристикой и направлением её эволюции.

Характеристика:                                        Направление эволюции:

а) многообразие видов                                1. Биологический прогресс

б) ограниченный ареал                                2. Биологический регресс

в) небольшое число видов

г) широкие экологические адаптации

д) широкий ареал

е) уменьшение числа популяций.

35. Установите соответствие между признаком моллюска и критерием вида.

Признаки обыкновенной беззубки                                        Критерии вида:

1) тело покрыто мантией                                                а) морфологический

2) раковина имеет две створки                                        б) экологический

3) обитает в пресных водоёмах

4) кровеносная система незамкнутая

5) питается водными микроорганизмами

6) личинка развивается в воде

36. Соотнесите перечисленные признаки растений и животных с направлениями эволюции.

Признаки:                                                                Направления эволюции:

а) Ячеистые лёгкие у рептилий                                        1. Ароморфозы

б) Первичная кора головного мозга у рептилий                        2. Идиоадаптация

в) Голый хвост у бобра                                                3. Дегенерация

г) Отсутствие конечностей у змей

д) отсутствие корней у повилики

е) Молочные железы млекопитающих

ж) Отсутствие кровеносной системы у цепней

з) отсутствие потовых желез у собак.

37 Установите последовательность этапов географического видообразования.

1) возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида;

2) расширение или расчленение ареала вида;

3) появление мутаций в изолированных популяциях;

4) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условия среды;

5) утрата особями разных популяций способности скрещиваться.

Сформулируйте развернутый ответ.

38. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствуют. 

39. В чём заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции?

40. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 млн. икринок. Почему численность этого вида не растет в геометрической прогрессии? Приведите не менее трёх аргументов.

41. Изучите рисунок. Какое явления или процесс показан на рисунке? Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.

42. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Выделяют несколько элементарных факторов эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, отбор, модификационную изменчивость. 2. Мутационный процесс приводит к возникновению новых генов. 3. Именно мутационный процесс направляет естественный отбор. 4. популяционными волнами называют колебания численности популяции. 5. Популяционные волны также определяют направленность эволюционных процессов.

43. Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображенных на рисунке бабочек к одному виду? При какой форме отбора увеличивается число темноокрашенных бабочек в местности, где преобладает промышленное производство над аграрным? Ответ поясните.

Зачетная работа по общей биологии. Профильный уровень обучения

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. К какому критерию вида относят область распространения северного оленя

1) экологическому        2) генетическому        3) морфологическому        4) географическому

2. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

1) существуют виды-двойники                3) виды разделены на популяции
2) виды между собой скрещиваются        4) близкие виды могут занимать разные ареалы

3. Виды-двойники сходны по строению, поэтому их нельзя определить только по критерию

1) генетическому        2) географическому        3) морфологическому        4) физиологическому

4. Неограниченному росту численности популяции препятствует

1) модификационная изменчивость        3) мутационная изменчивость
2) естественный отбор                        4) искусственный отбор

5. Результатом действия факторов эволюции является появление у организмов:

1) новых сочетаний генов, обусловливающих развитие новых признаков;

2) приспособлений к условиям существования, имеющих абсолютный характер;

3) приспособлений к условиям существования, имеющих относительный характер;

4) новых генов в генофонде популяций, обеспечивающих развитие приспособлений.

6. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия

1) приспособленности организмов и искусственного отбора
2) ненаследственных и сезонных изменений в природе
3) наследственной изменчивости и естественного отбора
4) ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций

7. Дрейф генов  - это:

1) случайное изменение частот аллелей в малых популяциях;         3) колебание численности популяций;

2) изменение частот аллелей в очень больших популяциях;        4) вымирание популяции.

8. Расширению ареала вида способствует

1) наличие в нём большого числа популяций                3) генетическое родство особей
2) отсутствие генетического родства особей                4) наличие в нем небольшого числа популяций

9. Неограниченный рост численности популяции сдерживается

1) расширением ареала                                3) подготовкой особей к зиме
2) действием факторов внешней среды                4) связями между особями разных поколений

10. Элементарной единицей эволюции считают

1) организм                2) семейство                3) популяцию        4) вид

11. Большое значение в эволюции органического мира Ч.Дарвин придавал наследственной изменчивости, так как она способствует

1) обострению конкуренции между видами                3) обострению конкуренции между популяциями
2) повышению эффективности естественного отбора        4) колебанию численности популяций

12. В природе существует около 2 млн. видов растений и животных, которые рассматриваются как

1) причины эволюции                3) результаты эволюции        

2) направление эволюции                4) движущие силы эволюции

13. Что было движущей силой эволюции в развитии длинной шеи жирафа по Ч. Дарвину?

1) упражнение шеи в вытягивании                3) целеустремлённость жирафа
2) естественный отбор                        4) популяционные волны

14. С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина, любое приспособление организмов является результатом: 1) дрейфа генов        2) изоляции                3) мутаций        4) естественного отбора

15.  Резкое возрастание численности особей, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к

1) обострению борьбы за существование                        3) пищевой специализации
2) биологическому прогрессу                                4) появлению комбинативной изменчивости

16.  Значение теории Ч. Дарвина и А. Уоллеса заключается в том, что они:

1) установили факт эволюции;                                

2) доказали изменяемость видов;

3) выявили причины и механизмы эволюции;

4) объяснили эволюционные процессы через генетические закономерности.

17. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит:

1) саморегуляция в экосистеме;                              3) колебание численности популяций;

2) круговорот веществ и превращение энергии;              4) формирование приспособленности организмов.

18. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

1) существование реликтовой кистепёрой рыбы латимерии;

2) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки берёзовой пяденицы;

3) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

4) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами.

19. Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием:

1) движущего отбора 2) стабилизирующего отбора 3) дизруптивного отбора 4) борьбы за существование

20. Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора

1) стабилизирующего        2) движущего        3) полового        4) методического

21. Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием:

1) саморегуляции                                3) колебания численности популяций

2) стабилизирующей формы отбора        4) мутационного процесса

22. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

1) распадения или расширения исходного ареала        3) искусственного отбора

2) сужения нормы реакции признаков                        4) дрейфа генов

23. В чём проявляется приспособленность плоских червей – паразитов к среде обитания?

1) плоская форма тела                                3) органы прикрепления – присоски

2) замкнутая пищеварительная система                4) паренхима между органами

24. Приспособление вида животных к среде обитания – результат:

1) заботы о потомстве                3) отбора случайных наследственных изменений                

2) упражнения органов                4) высокой численности особей популяции.

25. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции:

1) эмбриологических 2) палеонтологических        3) биогеографических 4) сравнительно – анатомических

26. Палеонтологическим доказательством эволюции служит:

1) отпечаток археоптерикса                3) видовое разнообразие организмов

2) наличие раковины у моллюсков        4) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах.

27. Одним из доказательств эволюции организмов может служить

1) обтекаемость формы тела у водных животных
2) жаберное дыхание ракообразных и рыб
3) сходство в типах питания грибов и животных
4) сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития

28. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимичекого критерия вида Крапива двудомная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Крапива двудомная – многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинным горизонтальным ветвистым корневищем. 2) Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками, которые располагаются на всех частях растения. 3) Каждый волосок представляет собой крупную клетку. 4) В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость. 5) Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34%. 6) Молодые листья крапивы содержат много витаминов, потому используются в пищу.

29. Проанализируйте таблицу «Приспособленность видов» Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке

Окраска тела

Значение

Примеры

Расчленяющая

Б

Окапи, вальдшнеп, гепард

А

Подражание беззащитных более защищенным для сохранения вида

Осовидки, шмелевидки

Предостерегающая

Сокращение численности вида организмов с ядовитыми веществами

В

Список терминов и понятий:

1) чередование ярких полос, пятен, частей тела                5) сливается с основным фоном среды

2) скрывает объект на фоне полос света и тени                6) мимикрия

3) сучковидная или листовидная                                7) жук-божья коровка, клоп - пожарник

4) бабочка-стеклянница, муха – журчалка                8) палочник, богомол

Выберите три верных ответа из шести.

30. Какие из перечисленных примеров можно отнести к идиоадаптациям?

1) образование костного панциря у черепах        4) живорождение у млекопитающих;

2) большие крылья у стрекозы                5) отсутствие нервной системы у рака–паразита – саккулины;        

3) длинные ноги у кузнечика                6) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест.

31. Выберите примеры общей дегенерации:

1) откладывание икры в воду земноводными        4) срастание задних конечностей у морского котика

2) маленькие крылья у страуса                5) отсутствие пищеварительной системы у широкого лентеца

3) слабое развитие глаз у крота                6) редукция волосяного покрова у человека

32. Какие факторы являются движущими силами эволюции? 

1) модификационная изменчивость        4) мутационный процесс

2) естественный отбор                        5) приспособленность организмов к среде обитания

3) популяционные волны                        6) абиотические факторы среды

33. Сравните формы изоляции с примерами и установите соответствие.

Примеры изоляции:                                                                Формы изоляции:

а) Мухи – пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне                1. Географическая изоляция

б) Калифорнийские сосны, у которых пыльца осыпается в апреле        2. Экологическая изоляция

в) Бурые медведи Канады и Финляндии

г) Дымчатые леопарды Индокитая

д) Полёвки, живущие в лесу вдали от воды и по берегам рек

е) Дриада восьмилепестковая из Норвегии и Альп

34. Установите соответствие между признаком печёночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

Признаки _                                                Критерии вида:

1) личинка живёт в воде                                а) морфологический

2) тело уплощено                                        б) экологический

3) по образу жизни - паразит

4) питается тканями хозяина

5) имеет две присоски

6) пищеварительная система имеет ротовое отверстие

35. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

36. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами.

Органы животных:                        Эволюционные процессы:

А) жабры краба и рыбы                1) конвергенция

Б) крылья орла и пингвина                2) дивергенция

В) ногти человека и когти тигра

Г) конечности крота и зайца

Д) крылья бабочки и птицы

37. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений;

4) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями;

5) закрепление приспособленности к среде обитания.

Сформулируйте развернутый ответ.

38. Одно растение одуванчика занимает площадь 10см² и да1т в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трех аргументов.

39. Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?

40.  Какой способ видообразования изображен на рисунке? Ответ поясните. Почему такая изоляция популяций судака смогла привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствовали.

41. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.

42. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в

1. Ароморфоз – это крупное эволюционное изменение, ведущее к подъему уровня биологической организации. 2. Ароморфоз является приспособлением к конкретным условиям среды. 3. Ароморфоз представляет собой развитие у группы организмов принципиально новых признаков и свойств. 4. Примером ароморфозов является появление автотрофного дыхания, аэробного дыхания, полового размножения, возникновение разных форм конечностей у насекомых, появление покровительственной окраски. 5. Идиоадаптация – это значительное изменение, приспособление к конкретным условиям среды обитания, сопровождающиеся подъемом уровня биологической организации.

43. Какой вид естественного отбора изображен на рисунке? Каковы его эволюционные последствия? Приведите примеры и не менее трех аргументов?

Зачетная работа по общей биологии. 10 класс

Вариант 3.

Выберите один правильный ответ 

1. Каковы причины многообразия видов в природе?

1) сезонные изменения в природе

2) приспособленность организмов к среде обитания

3) наследственная изменчивость и естественный отбор

4) модификационная изменчивость и искусственный отбор

2. Назовите явление, примером которого служит сходство формы тела у акулы, ихтиозавра и дельфина.

1) дивергенция        2) конвергенция        3) ароморфоз                4) мимикрия

3. Среди представленных факторов выберите тот, что является основанием утверждать, что представленная группа организмов является популяцией:

1) изоляция от других подобных групп        3) морфологическое сходство

2) функциональное сходство                4) общность ареала

4. Среди перечисленного наиболее крупной систематической единицей является:

1) род                2) вид                3) семейство                4) тип.

5. Назовите среди перечисленных ту структуру млекопитающих, зачаток которой в ходе эмбрионального развития появляется у этих животных раньше, чем зачатки других органов

1) челюсть        2) легкое        3) хорда        4) четырехкамерное сердце

6. В синтетической теории эволюции понятие конвергенции определяется как:

1) уменьшение числа видов, семейств, родов одной группы организмов;

2) проявление у потомков утраченных признаков;

3) расхождение признаков у близкородственных групп организмов;

4) возникновение сходных признаков у разных систематических групп.

7. Термин, обозначающий комплекс отношений между организмом и факторами живой и неживой природы.1) адаптация  2) естественный отбор   3) борьба за существование   4) выживаемость

8. Назовите основное отличие естественного отбора о других эволюционных факторов:

1) ведет к изменению генофонда популяции и вида        3) имеет универсальный характер;

2) имеет направленный характер                                4) обладает непрерывностью действия.

9. Что из перечисленного НЕ является приспособлением к окружающей среде?

1) инстинкты           2) мимикрия        3) предостерегающая окраска        4) высокая смертность

10. Укажите явление, которое не характерно для эволюции органического мира:

1) происходит изменение организмов        3) общая прогрессивная направленность

2) обратимость                        4) приспособления организмов имеют приспособительный характер                

11. В процессе эволюции семейства и отряды животных возникли в результате:

1) ароморфоза        2) дегенерации        3) идиоадаптации         4) конвергенции.

12. Среди названных аналогичными органами являются:

1) крылья бабочки и птицы                                3) рука человека и ласт моржа;

2) конечности крота и крылья летучей мыши        4) задние конечности кита.

13. Среди названных гомологичными органами являются:

1) крылья бабочки и птицы                                3) роющие конечности крота и медведки;

2) конечности крота и крылья летучей мыши        4) задние конечности кита.

14. Возникновение опыления насекомыми растений является примером:

1) ароморфоза        2) биологического регресса                3) дегенерации        4) идиоадаптации.

15. Особенности питания, образа жизни большой синицы – это критерий:

1) географический                2) экологический        3) морфологический                4) этологический.

16. Естественный отбор, способствовавший сохранению гаттерий и крокодилов:

1) половой                 2) движущий                3) стабилизирующий        4) дизруптивный.

17. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях изменениями, называется:

1) борьбой за существование        2) изоляцией            3) естественным отбором            4) микроэволюцией.

18. Примером межвидовой борьбы за существование является:

1) отношения между дроздом-дерябой и дроздом-рябинником        3) борьба за самку;

2) борьба карликовой берёзы с ветром                                        4) мечение территории медведем.

19. Фактором, направляющим эволюционный процесс в определённую сторону, является:

1) изоляция        2) популяционные волны        3) естественный отбор        4) мутационная изменчивость.

20. Примером внутривидовой борьбы за существование является:

1) благоприятствование одного вида другому                3) уничтожение чайками части потомства;

2) борьба кактуса с недостатком воды                        4) отношения между чёрной и серой крысами.

21. В указанном перечне найдите пример экологического видообразования.

1) амурский и среднеазиатский подвиды барсуков

2) популяции севанской форели с разным сроком нереста

3) закавказский и дальневосточный виды ландышей

4) западный и восточный подвиды прострела в Европе

22. Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заключается в:

1) разработке методов селекции                3) создании научных основ систематики

2) выявлении движущих сил эволюции        4) изучении палеонтологических находок.

23. Областью распространения северного оленя является зона тундр – это критерий:

1) экологический        2) географический        3) морфологический                4) генетический.

24. Естественный отбор, приведший к образованию устойчивых к ядохимикатам грызунов:

1) дизруптивный        2) движущий                3) стабилизирующий                4) половой.

25. Основу естественного отбора составляет 

1) мутационный процесс                3) видообразование

2) биологический прогресс                4) относительная приспособленность

26. В природе существует около 2 млн. видов растений и животных, которые рассматриваются как 

1) причины эволюции                3) результаты эволюции

2) направление эволюции                4) движущие силы эволюции

27. Что было движущей силой эволюции в развитии длинной шеи жирафа по Ч.  Дарвину?

1) упражнение шеи в вытягивании                3) целеустремлённость жирафа

2) естественный отбор                        4) популяционные волны

28. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Василёк синий (посевной).

1) Василёк синий – сорное растение семейства Сложноцветные, встречающееся на полях в посевах зерновых культур. 2) Часто растение обитает вдоль дорог, вблизи лесополос. 3) Прямостоячий стебель василька достигает до 100 см высоты. 4) цветки имеют ярко – синюю окраску. 5) Василёк синий – светолюбивое растение. 6) В цветках содержатся эфирные масла дубильные и другие вещества.

29. Проанализируйте таблицу «Приспособленность видов» Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке

Окраска тела

Значение

Примеры

Расчленяющая

Б

Окапи, вальдшнеп, гепард

А

Подражание беззащитных более защищенным для сохранения вида

Осовидки, шмелевидки

Предостерегающая

Сокращение численности вида организмов с ядовитыми веществами

В

Список терминов и понятий:

1) чередование ярких полос, пятен, частей тела                5) сливается с основным фоном среды

2) скрывает объект на фоне полос света и тени                6) мимикрия

3) сучковидная или листовидная                                7) жук-божья коровка, клоп - пожарник

4) бабочка-стеклянница, муха – журчалка                8) палочник, богомол

Выберите три верных ответа из шести.

30. Назовите идиоадаптации:

1) развитие образовательных тканей у растений;                 

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений;

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов;

4) мелкая пыльца у ветроопыляемых растений;

5) железистые волоски на листьях герани

31.  Установите последовательность процессов при видообразовании.

1) распространение в изолированных популяциях полезных признаков

2) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях

3) появление новых признаков в изолированных популяциях

4) образование новых подвидов

5) разрыв ареала вида в следствии изменения рельефа

32. Выберите примеры стабилизирующей формы естественного отбора.  

1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.

2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.

3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.

4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.

5) Потомки животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.

6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.

33. Результатом эволюции является

1) появление новых засухоустойчивых сортов растений

2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5) незначительная изменчивость видов в стабильных условиях обитания

6) получение высокопродуктивных бройлерных кур

34. Установите соответствие между признаком животного и критерием вида

1) органы чувств – пара щупалец                                        а) морфологический

2) коричневый цвет раковины                                        б) экологический

3) населяет пресные водоёмы

4) питается мягкими тканями растений

5) раковина спирально закручена

35. Установить соответствие:

А. Находки археоптерикса                                                        1. Сравнительно-анатомические

Б. Наличие филогенетических рядов                                        2. палеонтологические

В. наличие переходных форм организмов        

Г. сходное строение пищеварительной системы у хордовых        

Д. наличие третьего века

Е. Рождение ребёнка с развитым хвостовым отделом позвоночника                

36. Установить соответствие:

Признак печёночного сосальщика                        Критерий вида

А. личинка живёт в воде                                1. Морфологический

Б. тело уплощено                                        2. Экологический

В. по образу жизни – паразит         

Г. имеет две присоски        

Д. пищеварительная система имеет ротовое отверстие        

37. Установите последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций.

1) возникновение адаптации у вида

2) передача признака и его длительное распространение в поколениях

3) фенотипическое проявление признака

4) естественный отбор признака

5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией

6) возникновение у нескольких особей мутации

Сформулируйте развернутый ответ.

38. Английский писатель Джеймс Олдридж описал интересную особенность осьминога. Он рассказывает, как положил добытого осьминога на лист газеты и тот моментально изменил окраску, став полосатым в белую и чёрную полоску. Объясните, в чём биологический смысл описанного явления?

39. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Каковы эволюционные последствия такого отбора? Приведите примеры.

40. Дать определение дегенерации. Какую роль дегенерации играют в эволюционном процессе? Привести не менее трёх дегенераций у животных.

41. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

42. Объяснить с точки зрения эволюции появление аромата у растений, распускающихся ночью.

43. Определить, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора

Зачетная работа по общей биологии. 10 класс

Вариант 4.

Часть А.

Выберите один правильный ответ.

1. Приспособления у особей популяции в длительном ряду поколений возникают вследствие

а) дрейфа генов                                в) естественного отбора

б) внутривидовой формы борьбы                г) мутационного  процесса

2. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

а) существуют виды-двойники                        в) виды разделены на популяции

б) близкие виды могут занимать один ареал        г) близкие виды могут занимать разные ареалы

3. Популяция является структурной единицей а) отряда        б) семейства        в) рода        г) вида

4. Пример внутривидовой борьбы за существование -

а) соперничество самцов из-за самки        в) “борьба с засухой” растений пустыни

б) сражение хищника с жертвой                г) поедание птицами плодов и семян

5. Наследственная изменчивость играет большую роль в эволюции, так как она способствует

а) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

б) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

в) снижению эффективности естественного отбора

г) повышению численности особей в популяции

6. Какую группу доказательств эволюции составляют гомологичные органы?

а) эмбриологических                в) палеонтологических

б) сравнительно-анатомических        г) генетических

7. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

а) движущий                б) стабилизирующий        в) массовый                г) методический

8. Укажите животное, эволюция которого сопровождалась дегенерацией.

а) майский жук        б) бычий цепень        в) белая планария        г) дождевой червь

9. Предостерегающая окраска божьей коровки является результатом

а) конвергентной эволюции                в) действия естественного отбора

б) модификационной изменчивости        г) внутривидовой гибридизации

10. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

а) ископаемые остатки                        

б) рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков

в) волосяной покров человеческого зародыша    

г) сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих

11. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят

1) появление спор2) образование семени3) образование плода4) видоизменение листьев

12. Каковы причины многообразия видов в природе?

а) сезонные изменения в природе

б) приспособленность организмов к среде обитания

в) наследственная изменчивость и естественный отбор

г) модификационная изменчивость и искусственный отбор

13. Дрейф генов – это

а) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

б) перемещение особей из одной популяции в другую

в) направленное скрещивание особей в популяции

г) результат естественного отбора

14. Географическое видообразование, в отличие от экологического, связано с

а) пространственной изоляцией популяций        в) сезонной изоляцией популяций

б) межвидовой и межродовой гибридизацией        г) генными и геномными мутациями

15. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

а) взрослой лягушкой и головастиком                в) бабочкой капустницей и ее гусеницей

б) дроздом певчим и дроздом рябинником        г) волками одной стаи

16. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

а) отпечаток археоптерикса                                         в) видовое разнообразие организмов

б) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах        г) наличие раковины у моллюсков

17. Среди перечисленных примеров определите ароморфоз.

а) плоская форма тела у ската

б) покровительственная окраска у кузнечика

в) четырёхкамерное сердце у птиц

г) отсутствие пищеварительной системы у паразитических червей

18. Укажите неверное утверждение. Межвидовая борьба приводит к

а) обострению конкуренции между видами                в) процветанию конкурирующих видов

б) вытеснению угнетенного вида с места обитания        г) снижению численности побежденного вида

19. Приспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается в

а) уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды

б) повышенном содержании хлорофилла в клетках листьев

в) развитии длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы

г) образовании плодов и семян в короткие сроки

20. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия

а) приспособленности организмов и  искусственного отбора

б) ненаследственных и сезонных изменений в природе

в) наследственной изменчивости и естественного отбора

г) ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций

21. Идиоадаптации способствуют возникновению а) семейств          б) царств        в) типов        г) отделов

22. Гомологичными органами являются крылья бабочки и крылья

а) летучей мыши        б) пчелы        в) летучей рыбы        г) воробья

23. Появление семян у растений в процессе эволюции считают крупным ароморфозом, так как они

а) могут долго сохраняться в почве        в) тяжелее спор, падают ближе к материнскому растению

б) служат пищей животным                г) содержат зародыш с запасом питательных веществ

24. Приспособленность летучих мышей к ловле насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков – это результат

а) действия движущих сил эволюции                        в) проявления законов наследственности

б) проявления модификационной изменчивости                г) действия антропогенных факторов

25. Макроэволюция, в отличие от микроэволюции, ведёт к

а) усилению конкуренции существующих видов      в) образованию новых видов растений и животных

б) образованию крупных таксономических групп     г) ослаблению действия движущих сил эволюции

26. Значение полового размножения для эволюции состоит в том, что

а) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов

б) дочерний организм является точной копией родительских организмов

в) благодаря процессу митоза из зиготы формируется зародыш

г) развитие нового организма начинается с деления одной клетки

27. Расширение ареала вида способствует

а) увеличению числа популяций                                  в) увеличению возрастной неоднородности особей

б) уменьшению генетической неоднородности особей           г) уменьшению скорости появления мутаций

28. В указанном перечне найдите пример экологического видообразования.

а) амурский и среднеазиатский подвиды барсуков

б) популяции севанской форели с разным сроком нереста

в) закавказский и дальневосточный виды ландышей

г) западный и восточный подвиды прострела в Европе

29. Внешнее сходство формы тела морских коньков с окружающей их водной растительностью подтверждает их эволюционное развитие по пути

а) ароморфоза        б) дегенерации        в) идиоадаптации        г) биологического регресса

30. К результатам эволюции относят

а) дрейф генов    б) многообразие видов  в) популяционные волны        г) наследственную изменчивость

Часть В

Выберите три верных ответа из шести.

1. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

а) появление однопалых конечностей у лошади

б) возникновение теплокровности у позвоночных

в) появление полового размножения

г) развитие подушечек на пальцах у кошачьих

д) развитие членистых конечностей у членистоногих

е) серебристая окраска рыб, обитающих в верхних слоях водоёмов

2. Какие факторы являются движущими силами эволюции?

а) абиотические факторы среды                г) приспособленность организмов к среде обитания

б) мутационный процесс                        д) модификационная изменчивость

в) изоляция                                        е) естественный отбор

3. Для генетического критерия вида характерны следующие особенности:

а) определённый набор хромосом в половых клетках

б) принадлежность к определённой популяции

в) совокупность внешних и внутренних признаков организма

г) определённый набор генов

д) последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК  

е) заселение определённой географической зоны

4. Результатом эволюции является

а) появление новых засухоустойчивых сортов растений

б) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

в) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

д) незначительная изменчивость видов в стабильных условиях обитания

е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

5. Установите соответствие между примером доказательств эволюции и их видом.  

ПРИМЕРЫ                                                   ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ

А) усы таракана и рыбы сома                        1) гомологичные органы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы                         2) аналогичные органы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

6. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.  

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ                           ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ

А) появление хвоста                                        1) атавизмы

Б) аппендикс                                                 2) рудименты

В) копчик

Г) густой волосяной покров на теле

Д) многососковость

Е) складка мигательной перепонки

7. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.  

ПРИЧИНЫ                                                                   СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала исходного вида                                1. Географическое

Б) стабильность ареала исходного вида                                2. Экологическое

В) разделение ареала вида различными преградами

Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала

Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

8. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.

А) сохранение темных бабочек в результате отбора  

Б) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

В) размножение темных  бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

Г) отлов светлых бабочек птицами

Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

Часть С.

Сформулируйте развернутый ответ.

1. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу?

2. В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Теория эволюции"

Тест по теме "Учение об эволюции" можно использовать в 9 классе или в 10 при изучении биологии на базовом уровне....

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

Тест по теме "Теория вероятностей"

Тест, выполненный в программе PowerPoint, содержит пять заданий по теме "Теориия вероятностей", выполнив который, ученик автоматически получает оценку...

урок алгебры и биологии по теме "Теория вероятностей"

Урок объяснения по теме "Теория вероятности"...

Итоговый тест по биологии для 9 кл. по теме "Эволюция органического мира"

УМК 9 класс    - Сонин Н.И., Захаров В.Б., М, Дрофа, 2005, 2008.      Работа  состоит из двух частей. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Сначала...

Презентация к уроку биологии 11 класс "Обобщение по теме "Теория эволюции"

Цель урока - повторение и обобщение знаний по теме "Теория эволюции"...

Тест по биологии по теме "Эволюция человека. Антропогенез" 11 класс

В данной работе представлен тест по теме "Эволюция человека. Антропогенез". Тест содержит задания части А с выбором одного ответа из четырех; задания части В с выбором нескольких ответов, на...