Контрольная работа по биологии 9 класс "ЭКОЛОГИЯ"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Земченко Лина Ивановна

Контрольная работа  сосавлена в соответствии с заданиями оэг по биологии для 9 класса по разделу "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kont_rabota_po_ekologii_9_klass.docx55.1 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме "Экология" 9 класс

Вариант 1.

Задание: Выберите один правильный ответ

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

1) систематика       2) зоология       3) ботаника       4) экология

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций,  называют

1) абиотическими факторами            2) биотическими факторами

3) экологическими факторами          4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

1) ограничивающий     2) оптимальный       3) антропогенный      4) биотический

А 4. Совокупность  всех живых организмов, населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие      2) биоценоз           3) биомасса          4) популяция

А 5. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

1) консументами      2) продуцентами         3) редуцентами           4) гетеротрофами

А 6. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

1) пищевая сеть             2) пищевая цепь           3) трофическая цепь         4) цепь питания

А 7. Сигналом к сезонным изменениям является

1) температура     2) длина дня      3) количество пищи    4) взаимоотношения между организмами

А 8. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды                     2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ     4) большое количество видов

А 9. Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

1) экологической борьбой                            3) экологической ситуацией

2) экологическими последствиями             4) экологическим мониторингом

А 10. Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:

1) приносит пользу хозяину     2)  всегда приводит хозяина к гибели

3) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы

4) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели

А 11. Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см3).

C:\Users\лина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\get_file.png

В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24? 

1) 20-й   2) 23-й    3) 27-й    4) 29-й

А 12.Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков. 

1) верно только    А2) верно только      Б3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

В 1. Выберите три верных ответа.

К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности    

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лес                  

В 2. Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

Компоненты среды

 

Экосистемы

А)  Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

В) Цепи питания короткие

Г) Цепи питания длинные

Д) Преобладание монокультур

 

1) Агроценоз

2) Биогеоценоз

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

В 3. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зёрна пшеницы 2) рыжая лисица 3) клоп вредная черепашка 4) степной орёл 5) обыкновенный перепел

В 4. Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:1) биосфера  2) производитель  3) разрушитель   4) потребитель   5) агроценоз

А

Б

В

Г

 

 

 

 

6) биогеоценоз    7) популяция    8) хищник

 

С. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2) Как паразит влияет на организм хозяина?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.  Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения. 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Вариант 2

А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил

1) Ю. Сакс    2) Э. Геккель        3) И. Сеченов          4) Ф. Мюллер

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания  - фактор

1) биотический     2) антропогенный         3) абиотический           4) экологический

А 3. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества     3) разлагают органические вещества

2) образуют органические вещества                       4) выполняют все перечисленные функции

А 4. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

1) пищевая цепь    2) пищевая сеть     3) пищевой уровень    4) пирамида численности

А 5. Способность организмов реагировать на изменение длины светового дня называется:

1) фотопериодизм    2) биологические ритмы    3) биологические часы    4) биотические факторы

А 6. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый            2) цепи питания короткие

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы,  не все в нее снова возвращаются

А 7. Экосистемы не могут существовать без:

1)  внесения удобрений    2) круговорота веществ    3) вмешательства человека   4) уничтожения вредителей

А 8. Тип биотических взаимодействий, при котором оба организма получают взаимную пользу:

1) симбиоз    2) конкуренция     3) хищничество    4) паразитизм

А 9. Примером смены экосистем является:

1) испарение воды листьями растений        3) сокращение численности хищников в экосистеме

2) зарастание пресноводного водоема         4) вымирание вида живых организмов

А 10. Потребителями органических веществ в экосистеме являются:

1) продуценты           2) бактерии-фототрофы         3) растения    4) консументы

А 11. Изучите график зависимости роста популяции организмов от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у — число организмов).

Через сколько часов популяция будет насчитывать 525 особей?

1) 8 ч    2) 9 ч     3) 10 ч     4) 11 ч

А 12. Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?

А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.

Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.

 1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба утверждения    4) оба утверждения неверны

В 1.  Выберите три верных ответа.

Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия          

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

В 2. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

Пары животных

Типы взаимоотношений

А) острица – человек

Б) волк – заяц

В) сова – мышь

Г) гидра - дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

1) хищник – жертва

2) паразит - хозяин

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

В 3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) паук     2) сова    3) цветущее растение      4) муха     5) жаба

В 4. Вставьте в текст «Агроэкосистемы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) перенесите в приведённую ниже таблицу

АГРОЭКОСИСТЕМЫ

Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы, агроценозы) — искусственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека (пашни, сенокосы, пастбища). Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокой чистой продукции_ (А) (урожая). В них, так же как и в естественных сообществах, имеются___________(Б) (культурные растения и сорняки), ___________(В) (насекомые, птицы, мыши и т.д.) и___________(Г) (сапротрофные грибы и бактерии). Обязательным звеном пищевых цепей в агроэкосистемах является человек.

Перечень терминов:  1) автотрофы    2) гетеротрофы   3) продуценты   4) консументы    5) редуценты

6) паразиты   7) хищники    8) растительноядные животные

А

Б

В

Г

 

 

 

 

С.  Используя содержание текста «Понятия экосистемы и биогеоценоза» ответьте на следующие вопросы. Ответ поясните.

1) Гниющий пень является биогеоценозом и/или экосистемой?

2) Лес является биогеоценозом и/или экосистемой?

3) Парк является биогеоценозом и/или экосистемой?

ПОНЯТИЯ ЭКОСИСТЕМЫ И БИОГЕОЦЕНОЗА

      Биогеоценоз — однородный участок земной поверхности с определённым составом живых (биоценоз) и косных (биотоп) компонентов, объединённых потоком энергии и круговоротом веществ в единый природный комплекс. Экосистема (экологическая система) — система совместно обитающих живых организмов и условий их существования, связанных потоком энергии и круговоротом веществ. Термин «экосистема» был предложен английским учёным А. Тенсли (1935), а термин «биогеоценоз» — российским учёным В. Н. Сукачёвым (1942). «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но не синонимы. Экосистема — понятие более общее: от капли воды до биосферы в целом, включая искусственные комплексы организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль, сельскохозяйственное угодье, город и пр.). Биогеоценоз — это экосистема в границах фитоценоза (растительного сообщества). Таким образом, каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по биологии в 7 классе "Типы червей"

Эта работа поможет провести текущий контроль знаний...

контрольная работа по биологии 9 класс

контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость"...

Контрольные работы по биологии 6 класса

Контрольные работы в виде тестов по биологии 6-го класса (учебник И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко "Биология")...

контрольные работы по биологии, 10 класс

Тематические контрольные работы по биологии, 10 класс УМК Н.И.Сонина....

Контрольные работы по биологии

Диагностические работы по биологии  для основной школы....

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....