Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.
учебно-методический материал по биологии по теме

Хайбулина Карина Владимировна

Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no3_haybulina_k.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано «Биология индивидуально-групповая деятельность поурочные разработки 8 класс». Учебное пособие для общеобразовательных организаций https://www.prosv.ru/

Технологическая карта к уроку

                         

                         

Урок 3. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Задачи урока:

  • продолжить формирование представлений о механизмах регуляции процессов жизнедеятельности на примере регуляции дыхания;
  • познакомить с особенностями нервной и гуморальной регуляции дыхания; с защитными рефлексами дыхательной системы;
  • продолжить формирование умения проводить простейшие исследования на примере работы по определению частоты дыхания;
  • продолжить экологическое воспитание учащихся на примере материала об охране воздушной среды и вреде курения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся продолжают формироваться представления о механизмах регуляции процессов жизнедеятельности; они знакомятся с особенностями нервной и гуморальной регуляции дыхания; с защитными рефлексами дыхательной системы.

Метапредметные: учащиеся осваивают умения наблюдать, классифицировать, анализировать; продолжают отрабатывать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: у учащихся формируется экологическая культура, ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью и окружающих.

Основные понятия урока: дыхательный центр, кашель, чихание, зевота, никотин.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.

Деятельность учителя:

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Актуализация и проверка знаний

Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке. Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.

III. Изучение нового материала

1. Понятие о регуляции дыхания (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ)

2. Особенности нервной и гуморальной регуляции дыхания (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ).

3. Защитные рефлексы дыхательной системы (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ).

4. Учитель контролирует работу учащихся по инструктивной карточке в группах, проверяет правильность выполнения лабораторной работы «Определение частоты дыхания», при необходимости оказывает помощь.

IV. Закрепление знаний

1. Проверка правильности выполнения заданий учащимися.

2. Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам:

  • В чём выражается автоматия дыхательного центра?
  • Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чём они проявляются?
  • Почему после нескольких энергичных и глубоких вздохов наблюдается урежение дыхания, а иногда его полная остановка на некоторое время?

V. Подведение итогов

Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы. Возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.

Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты лабораторной работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп.

Инструктивная карточка темы

План работы

  1.       Самоконтроль в группе.
  2. Объяснение учителя.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Закрепление знаний.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

I. Самоконтроль в группе

Проведите в группе самоконтроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Результаты сообщите учителю.

II. Объяснение учителя

Внимательно прослушайте объяснение новой темы учителем.

  1. Самостоятельная работа

1. Изучите § 22 учебника.

2. Выполните задания 1—6 на с. 55 рабочей тетради.

3. Устно ответьте на вопросы:

  • В чём выражается автоматия дыхательного центра?
  • Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чём они проявляются?
  • Какое значение для человека имеет охрана окружающей среды?
  • Почему после нескольких энергичных и глубоких вдохов наблюдается урежение дыхания, а иногда и его полная остановка на некоторое время?
  1. Закрепление знаний

Фронтальная беседа по вопросам.

V. Подведение итогов

Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы. Возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.

Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты лабораторной работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК «ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ» 9 КЛАСС

Урок естествознания в коррекционной школе...

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

Разработка урокапо биологии в 8 классе на тему «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды».Цели:Образовательные:  выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры...

Урок №2. "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких"....

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

Урок для 5 класса "Наземно-воздушная среда жизни"

Урок разработан с целью закрепить знания у обучающихся о средах обитания организмов, познакомить с наземно- воздушной средой обитания; диагностика развития общих учебных умений и навыков при работе с ...

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...