Главные вкладки

    конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Ямурова Алсу Инфировна

     

    ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, познакомить с методикой определения состояния своего здоровья.

     

    ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, познакомить с методикой определения состояния своего здоровья.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchit.god_.docx29.57 КБ
    Office presentation icon vdoh-vydoh_5555.ppt572.5 КБ
    Microsoft Office document icon otsenochnyy_list.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок биологии. 8-й класс.

    Тема: "Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания»

    Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с механизмами входа и выдоха и раскрыть отрицательное влияние вредных факторов на работу органов дыхания;  углубить и оценить знания учащихся по теме, закрепить навыки работы с текстом учебника и наглядным материалом.

    Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и  воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

    Развивающие:  продолжить развитие творческой активности учащихся,  формирование интереса к предмету.

    Планируемые результаты: учащиеся изучают механизм дыхательных  движений.

    Личная значимость урока: сохранение собственного здоровья.

    Методы обучения:  проблемный

     - в чем секрет механизма вдоха и выдоха?  Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки? Какие факторы негативно влияют на дыхательную систему?

    Формы работы: групповая.

    Оборудование: самодельная модель Дондерса, таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека, презентации,  ЦОР.

    Ход урока:

    Орг.момент Здравствуйте, ребята. Прошу Вас, присаживайтесь. Меня зовут Алсу Инфировна. Сегодня мы будем работать  вместе, и я очень рассчитываю на вашу поддержку и сотрудничество

    Вводная беседа

    Звучит фрагмент песни В.Высоцкого «Баллада о любви»

    -Ребята,  как вы понимаете слова прозвучавшей песни.

    (жизнь невозможна без дыхания.)

    - Верно. Мы знаем, что без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а   без воздуха  может  находиться от 2 до 10 минут и не более.

    2. Актуализация знаний учащихся

    - Давайте вспомним, что вам  уже известно по теме дыхание.      

       Задание  1 группе .  Расположите последовательно органы  дыхания, начиная с носовой полости:

    Трахея, носовая полость, гортань, носоглотка, бронхи, легкие

    ( Воздух поступает  в носовую полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи, легкие )

     

    Задание  2группе . Из перечня органов тела выберите органы дыхания: сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, аорта, лёгкие.(слайд1)

       

    - Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

               3. Изучение новой темы

    Чем ассоциируется у вас понятие «дыхание»

    Дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.

    - Как воздух попадает в воздухоносные пути?

    (мы делаем вдох и выдох)

      Темой нашего урока –это изучение механизма вдоха и выдоха. (Слайд2)

    Вопрос. Какова же цель урока? Познакомиться с механизмами вдоха и выдоха .(слайд3) Чтобы достичь целей мы должны применить

    задачи:- узнать что лежит в основе механизма дыхания; -как происходит сам механизм дыхания; -значение правильного дыхания для укрепления здоровья человека.

        Эпиграфом нашего урока станут слова: «Дышать – значит жить!» (слайд4), так как дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование

    - Проблемный вопрос:  В чем секрет вдоха и выдоха? (слайд5)

    Чтобы ответить на вопрос, давайте проведем такой эксперимент.

    -Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались. Почему это не возможно? (Потому что не изменяется объем грудной клетки)

    - Рассмотрим, как происходит механизм вдоха и выдоха на модели Дорденса. моделирует грудную полость, горлышко бутылки - трахею с бронхом, а шарик внутри воронки легкое, резиновое дно изображает диафрагму.   (слайд6)

    Секрет вдоха и выдоха???                                    

    Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются  - происходит вдох.(слайд7)

    При  расслаблении межрёберных мышц  грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются – происходит выдох. (слайд8)

    Задание2.

    - Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?

     (грудная клетка то поднимается, то опускается)

    Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха. Дыхательные движения – вдох и выдох - осуществляются при участии грудной клетки. В акте дыхания участвуют  и межреберные мышцы. Но большую часть вентиляции легких обеспечивает один орган. Что это за орган, мы узнаем, выполнив следующее задание. Перед вами  конверты нужно собрать слово- орган, играющий главную роль в дыхательном акте.

    Получилось слово- диафрагма. Диафрагма - куполообразная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости и играет главную роль в дыхательном акте.

    Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?  

    Сами лёгкие не могут нагнетать или изгонять воздух, т.к в легких нет мышечной ткани и поэтому они не могут активно сокращаться. Поскольку давление в щелевидном пространстве между легкими и стенками грудной полости  меньше, чем давление воздуха в легких, легкие всегда прижаты и поэтому следуют за грудной клеткой. Они лишь пассивно следуют за изменением объёма грудной полости. Активная роль в акте вдоха и выдоха принадлежит дыхательным мышцам: межреберным мышцам и диафрагме.
    Ребята мы выяснили что  легкие участвуют в процессе вдоха и выдоха,а еще какую функцию они выполняют? (орган выделения). Давайте попробуем и докажем.

    У каждого на столе лежит зеркальце, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что Вы видите на зеркальце? А почему они появились?

    Как Вы думаете, ритм дыхания, сила вдоха и выдоха изменяются или нет и почему. Давайте это установим. Работаем по инструкции , результаты  заносим в оценочный лист. Для этого задания нам нужны часы с секундной стрелкой. Положите руку на грудную клетку и по моему сигналу с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 30 сек. Не забывайте, что вдох и выдох – это одно дыхательное движение. Результаты занесите в таблицу. 

    Влияние физической нагрузки на частоту дыхания

    Ход работы. подсчитайте количество дыхательных движений  в течение 30 сек. после 5 приседаний в быстром темпе. Результаты оформите в таблице.

    Вывод: после физической нагрузки число дыхательных движений увеличилось, так как энергия расходуется, ее восполнить можно при окислении органических веществ. У кого вывод совпадает, ставим плюс. А как должно быть в норме? При спокойном дыхании 17-22 раза, у кого так плюс. При физической нагрузке 24-28 раз, у кого так плюс. 

    Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?(слайд9)  ( да, содержанием кислорода и углекислого газа)

    Название веществ

    Состав вдыхаемого воздуха в %

    Состав выдыхаемого воздуха в %

    Кислород

                        21

                            16,3

    Азот

                        78

                            78

    Углекислый газ

                        0,03

                             4

    Прочие газы и примеси

                         1

                             1

    Давайте проверим это экспериментально.

    4.2. Проведение опыта

    После работы ребята делают вывод, что известковая вода мутнеет, потому-что в неё поступил углекислый газ при выдохе воздуха,

    - Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?(слайд 10)

    (Нервная и гуморальная система)(слайд11)

    Нервная регуляция.(слайд 12) Регуляцию осуществляет дыхательный центр, расположенный в продолговатом отделе головного мозга. Он состоит из центров вдоха и выдоха.

    Кроме нервной регуляции дыхательную систему контролирует и гуморальная система.(слайд13) Гуморальная система поддерживает на определенном уровне количество углекислого газа и кислорода.

    При избытке в крови углекислого газа повышается активность центра дыхания и человек начинает чаще и глубже дышать

    Назовите защитные рефлексы организма?(слайд14)

    Формой дыхательной деятельности являются чихание и кашель. Они регулируются защитными дыхательными рефлексами. Из-за чего происходит чихание и кашель. Работаем с учебником на стр.180.найдите ответы (слайд15)

    Кашель — резкий рефлекторный выдох через рот, возникающий в результате раздражения рецепторов гортани

    Чихание — это сильный и очень быстрый рефлекторный выдох через ноздри, возникающий в результате раздражения рецепторов слизистой оболочки носовой полости. Во время чихания удаляются вещества, которые раздражают (пыль, вещества с резким запахом

    Ребята, я знаю кое-какие секреты сохранения здоровья. Хотите, чтобы я с Вами поделилась? 
    Значительная часть людей неправильно делают вдох и выдох – у большинства грудной или смешанный тип дыхания. А правильным является диафрагмальный тип или дыхание животом, когда грудная клетка находится в меньшем движении, мышцы живота сокращаются. Вот в этом и заключается маленький секрет здоровья. Хотите, чтобы я научила Вас правильно дышать? 
    Положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот. На счет 1-2 Вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуты. А на счет 1-2-3-4 плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении, а мышцы живота, наоборот, в движении. Всем понятно? Тогда примите удобное положение на стуле, опустите плечи, ноги поставьте на полную стопу, расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног. Полностью расслабьтесь. В это время мы сохраняем энергию, освобождаемся от отрицательных эмоций. На счет 1-2 вдох, мышцы живота находятся в движении.1-2-3-4 плавный выдох.

    Мы должны заботиться о своем организме, беречь его от негативных влияний, болезней)

    Проблемный вопрос: (слайд16) Какие факторы могут негативно повлиять на деятельность дыхательной системы человека( действии никотина на дыхательную систему, выхлопные газы автотранспорта

    -А в классе, чем у нас загрязнен воздух?

    -Пылью.

    - Предложите самый простой способ поддерживать высокую работоспособность и умственные способности учащихся (Проветривать классы, т.к. количество углекислого газа к концу 6 урока увеличивается, что сказывается на умственных способностях и работоспособности учащихся)

    3. Закрепление учебного материала. Возьмите ребята оценочные листы и выполните тест

    -   Для дыхания необходим чистый кислород или воздух?  (воздух).

    - Из каких газов состоит атмосферный воздух?

    (кислорода, азота, углекислого газа).

    - Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?                    (да, содержанием кислорода и углекислого газа

    4. Рефлексия.(слайд17)  Я предлагаю вам поставить оценку, как вы усвоили тему немного необычным способом. У вас на столах лежат  шарики, пожалуйста надуйте  их в соответствии с оценкой, которую вы  себе ставите :

    Красные,розовые– «5»

    Синие,фиолетовые,голубые – «4»

    Желтые,оранжевые – «3»

    Этот урок я хочу завершить словами поэта (Леонида Дербенева)

    Нам в этом мире многое дано, 
    Расти, искать и ошибаться, 
    Но, главное дано дышать. 
    Любить, найти и не сдаваться! 
    Спасибо за урок.

    Домашнее задание (слайд18) (2 минуты) материал § 28 прочитать; ответить на вопросы 4-7


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Дыхательные пути: Носовая полость Носоглотка Гортань Трахея Бронхи Легкие

    Слайд 2

    Тема урока Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

    Слайд 3

    Цель урока: Познакомиться с механизмами вдоха и выдоха; как осуществляется нервная и гуморальная регуляция

    Слайд 4

    Эпиграф «Дышать – значит жить!»

    Слайд 5

    Проблемный вопрос: В чем секрет вдоха и выдоха?

    Слайд 7

    Механизм вдоха межрёберные мышцы и диафрагма сокращаются рёбра поднимаются, диафрагма опускается объём грудной полости увеличивается объём лёгких увеличивается воздух засасывается в лёгкие происходит вдох

    Слайд 8

    Механизм выдоха Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются Рёбра опускаются вниз, диафрагма поднимается Объём грудной полости уменьшается Лёгкие сжимаются Воздух выдавливается из них Происходит выдох

    Слайд 10

    Как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?

    Слайд 11

    Регуляция дыхания Нервная Гуморальная

    Слайд 12

    Нервная Непроизвольная регуляция частоты и глубины дыхания Произвольная регуляция частоты и глубины дыхания Осуществляется Дыхательным центром продолговатого мозга Корой больших полушарий Воздействие на холодовые, болевые и другие рецепторы может приостановить дыхание Мы можем произвольно ускорить или остановить дыхание

    Слайд 13

    Гуморальная регуляция Частоту и глубину дыхания Ускоряет Избыток СО 2 Замедляет Недостаток СО 2

    Слайд 14

    Назовите защитные рефлексы организма?

    Слайд 15

    Чихание –защитная реакция организма через нос. Кашель -защитная реакция организма через рот.

    Слайд 16

    Проблемный вопрос: Какие факторы могут негативно повлиять на деятельность дыхательной системы человека?

    Слайд 17

    Рефлексия. Пожалуйста надуйте шарики в соответствии с оценкой, которую вы ставите себе: Красные, розовые – «5» Синие,фиолетовые – «4» Желтые,оранжевые– «3»

    Слайд 18

    Домашнее задание § 28 прочитать; ответить на вопросы 4-7 стр.183

    Слайд 19

    Спасибо за внимание



    Предварительный просмотр:

    Приложение №1

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

    Ф.И.ученика(цы) ___________________________________________________

    Задание 1.Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений

    Количество дыхательных движений при нормальном состоянии за 30 сек.

    Количество дыхательных движений после физической нагрузки за 30 сек.

     

    Вывод:   …………………………………………………………………….………………………………………

    Задание 2.

    Тест.

    1 вариант.

    1. Процесс поступления воздуха в организм:

    А) выдох

    Б) вдох

    В) диффузия.

    2. Ритм дыхания и сила вдоха и выдоха:

    А) меняются в зависимости от потребностей организма

    Б) не меняются

    3. Дыхательные движения состоят из:

    А) вдоха

    Б) выдоха

    В) вдоха и выдоха

    4. Форма диафрагмы при сокращении:
    А) плоская Б) куполообразная В) удлиненная Г) вогнутая

    5. Что остается на зеркальце при выдохе:

    А) углекислый газ

    Б) вода

    6. Правильный тип дыхания:

    А) грудной тип

    Б) диафрагмальный тип

    В) смешанный тип

    Тестовая работа

    Номер вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ

    Правильный ответ

    Приложение №2

           

    Инструктивная карточка №1

    Изменение дыхательных движений в разных условиях.

    Ход работы:

    1.Положите руку на грудную клетку и  сигналу учителя задержите дыхание, а с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 30 секунд.  Результаты занесите в таблицу.

    2.        Встаньте и по сигналу учителя сделайте 5 приседаний.

    Присядьте и снова сосчитаем число дых. движений за 30 сек. Результаты запишите и сделайте вывод.

     Приложение №1

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

    Ф.И.ученика(цы) ___________________________________________________

    Задание 1.Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений

    Количество дыхательных движений при нормальном состоянии за 30 сек.

    Количество дыхательных движений после физической нагрузки за 30 сек.

     

    Вывод:   …………………………………………………………………….………………………………………

    Задание2.                                                   Тест

    2 вариант.

    1. Процесс, связанный с выбросом воздуха из легких:

    А) выдох

    Б) вдох

    В) диффузия.

    2. Легкие – орган выделения, потому что

    А) выделяют соли

    Б) выделяют аммиак

    В) выделяют воду

    3. При вдохе и выдохе происходит:

    А) изменение окружности грудной клетки

    Б) окружность грудной клетки не меняется

    4. Дыхательный центр расположен в:
    А) продолговатом мозге Б) мозжечке В) промежуточном мозге Г) коре полушарий 

    5. Как правильно дышать

    А) ртом

    Б) носом

    6. Для определения дыхания при несчастных случаях, что используют:

    А) зеркальце

    Б) платочек

    Тестовая работа

    Номер вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ

    Правильный ответ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды»

    Данный элективный курс был опубликован в сборнике  - Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 3. – М.: Дрофа, 2006. – 157 с. (Элективные курсы) с. 56 – 61...

    Исследовательская работа "Загрязнение автотранспортом воздушной среды в селе Георгиевка"

    Исследовательская работа была представлена на краевой этап Всероссийского конкурса юнных исследователей окружающей среды, которй проводился с 03 по 28 декабря 2012 года на базе КГОУ ДОД "Хабаровского ...

    Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

    Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК «ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ» 9 КЛАСС

    Урок естествознания в коррекционной школе...

    Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

    Разработка урокапо биологии в 8 классе на тему «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды».Цели:Образовательные:  выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры...

    Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.

    Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...