Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Урок организован с использованием элементов информационно-коммуникационных технологий. Урок №26. Данный урок  проводится третьим по теме «Дыхание» в 8 классе по программе  авторского коллектива под руководством И.Н.Пономарёвой  курса «Биология. Человек» (68 часов, 2 часа в неделю).  Учебник «Биология.Человек.» авторы Д.В.Колесов,  Р.Д.Маш  И.Н.Беляев. Дрофа 2014г.

Технологическая карта урока

Тема: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.»

Урок биологии в 8 классе.).

Школа: Миасская СОШ №1 Красноармейского района Челябинской области.

Учитель биологии: Фёдорова Лидия Григорьевна.

Предмет: биология. Раздел: Биология. Человек.

Класс: 8кл. учащихся. Урок 45 минут.

Тип урока: Освоение и закрепление нового материала.

Технология обучения: ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах.

Методы:

проблемный, частично-поисковый; самостоятельная работа.

Методы

По уровню активности познавательной деятельности:

1.  объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);

2.  проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);

3.  эвристический метод (эвристическая беседа).

По функциям:

  1. методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация фрагментов фильма в рамках изображения

3Д, таблиц, рисунков учебника);

  1. методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
  2. лабораторная робота «Определение загрязнённости атмосферы в зимнее время».

4. методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).

По источникам познания:

1.  словесные методы (объяснение, беседа);

2.  наглядный метод (демонстрация фильма «Механизм дыхания»);

3.  практический метод (выполнение лабораторной работы).

Цель урока:

формировать учебно-исследовательскую компетентность воспитанников;  разобрать сущность механизма вдоха и выдоха; определить роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание); выяснить источники загрязнения атмосферного воздуха и указать методы определения его запылённости.

Задачи

Образовательные:

 продолжать формировать общие биологические понятия о взаимосвязи строения и функций органов и систем органов,  продолжить обучать школьников работать с учебными фильмами, учебником, выполнять лабораторные работы; развивать мышление, умение делать выводы,  творческую и познавательную активность.

Развивающие:

1.  Продолжить формирование умений:

ü  выявлять причинно-следственные связи во взаимоотношениях строения и функций органов;

ü  выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,

ü  формулировать выводы;

ü  применять знания в новой ситуации;

ü  осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом;

2.  Продолжить развитие психических познавательных процессов:

ü  мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.;

ü  памяти;

ü  всех видов внимания;

ü  восприятия различных видов информации.

Воспитательные:

ü  воспитание здорового образа жизни, показать вредное влияние курения на органы дыхания;

ü  развивать чувство уважения к чужому мнению;

ü  организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Тип урока:  изучения нового материала с использованием ИКТ.

Вид урока – проблемное изложение с использованием технологий исследовательской деятельности.

Форма: индивидуально-групповая.

Новизна содержания урока состоит в организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся при изучении нового материала.

Оборудование: ТСО: компьютер, кабинет 3Д, фильм «Механизм дыхания», карточки-задания.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах; разнообразие биотических связей между организмами:  симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм; закрепляют навык работы со справочниками, на бумажных и электронных носителях, закрепят знания составлять мини-проекты с использованием интеллект-карт и опорных схем.

План  урока:

1.  Организационный момент. Постановка целей и задач (2мин.).

2.  Актуализация знаний (3мин.).

3.  Изучение нового материала. Лабораторная работа. (работа в малых группах)(27 мин.).

4.  Закрепление знаний   (6мин.).

5.  Вывод по уроку. Рефлексия (5мин).

6.  Домашнее задание (2мин.).

Ход урока:

  I.  Организационный момент. Постановка целей и задач урока

(2 минуты).

Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся.

 На предыдущих уроках мы изучили строение и значение органов дыхания, процесс лёгочного и тканевого  дыхания. А каков механизм процесса дыхания? Из каких элементов он складывается? Какие органы принимают участие в этом? Как регулируется процесс дыхания? Какой вред наносит курение органам дыхания?

  II.  Актуализация знаний (3минуты)

Учитель: Дыхание –это свойство, характерное для всех живых организмов, в том числе и для человека. Углекислый газ непрерывно поступает из крови в альвеолярный воздух, а кислород поглощается кровью и расходуется. Для поддержания газового состава альвеол  необходима вентиляция альвеолярного воздуха. Она достигается благодаря дыхательным движениям.

Из чего складываются эти дыхательные движения?

Предполагаемый ответ: дыхательные движения состоят из вдоха и выдоха.

 Какие органы принимают участие в этих процессах?  

Предполагаемый ответ: в процессе вдоха и выдоха участвуют лёгкие.

Учитель: Сами лёгкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол. Они лишь пассивно следуют за изменением объёма грудной полости. Т.к. давление в плевральной полости меньше, чем давление воздуха в лёгких, лёгкие всегда прижаты к стенкам грудной полости и точно следуют за изменением её конфигурации. При вдохе и выдохе лёгочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя её форму.

Вопрос учащимся: Каков механизм вдоха и выдоха? Какие органы принимают участие в этом процессе? Как осуществляется регуляция этих процессов?

III.  Изучение нового материала (27минут)

1.Механизм вдоха и выдоха.

Ответить на поставленные вопросы вы сможете, посмотрев фильм «Механизм дыхания» (2,5 мин.) (3Д).

На этом этапе урока перед учащимися ставится проблемная задача: «Определить механизм вдоха и выдоха, как регулируется процесс дыхания.».

 В процессе  беседы  выясняют, что вдох заключается: а) диафрагма опускается вниз, б)межрёберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперёд и в стороны. Объём грудной полости увеличивается, и лёгкие следуют за этим увеличением. Вследствие этого давление внутри лёгочных альвеол падает и наружный воздух поступает в альвеолы.

Выдох заключается: а) межрёберные мышцы расслабляются, под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, б)диафрагма поднимается вверх, объём грудной полости уменьшается, лёгкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах лёгких становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу.

2.Как регулируется процесс дыхания.

(Самостоятельная работа учащихся по учебнику стр. 143 с последующими ответами на вопросы)

Вопрос учащимся: Какие механизмы регуляции физиологических процессов вы знаете?

Предполагаемый ответ: существует два вида регуляции: нервная и гуморальная.

Вопрос учащимся: Как осуществляется нервная регуляция?

Предполагаемый ответ: Регуляцию осуществляет дыхательный центр, расположенный в продолговатом отделе головного мозга. Он состоит из центров вдоха и выдоха.

Информация учителя: на работу дыхательного центра оказывают влияние и другие центры, расположенные в коре больших полушарий.

Вопрос учащимся: Как осуществляется гуморальная регуляция?

Предполагаемый ответ: Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается. Человек начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется.

3.Действие никотина на органы дыхания.

Постановка проблемы: В чём заключается отрицательное воздействие никотина на органы дыхания?

Обсуждаются ответы учащихся по данному вопросу.

Дополнение учителя: Никотин - наркогенное вещество, содержащееся в табаке, включается в обмен веществ и вмешивается в нервную и гуморальную, нарушая их работу. Вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, что ведёт к увеличению выделения слизи. Поэтому у курящих людей бывает кашель. Курение влияет на голосовые связки. У курящих людей чаще возникает заболевание рака лёгких.

4.Воздушная среда и её охрана.

Каков состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха , с чем это связано? Работая по учебнику на стр. 144 составить таблицу:

Название веществ

Состав вдыхаемого воздуха в %

Состав выдыхаемого воздуха в %

Кислород

                    21

                        16,3

Азот

                    78

                        78

Углекислый газ

                    0,03

                         4

Прочие газы и примеси

                     1

                         1

Предполагаемый ответ учащихся: Существенно изменяется процентный состав кислорода и углекислого газа, т.к. в результате окислительных процессов в клетках тела используется кислород, а выделяется углекислый газ.

Вопрос учащимся: Какие источники загрязнения атмосферного воздуха вам известны и какие из них имеются у нас в селе? ( региональный компонент)

Предполагаемый ответ учащихся: Основные источники загрязнения воздуха у нас в селе: выхлопные газы автотранспорта, использование ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве, деятельность животноводческих ферм.  В других регионах- это промышленные выбросы. В городах мало растений.

5.Лабораторная работа: «Определение запылённости атмосферы в зимнее время у нас в селе». (Работа выполняется в группах по инструкционным картам).

Инструкционная карта: Взять, заранее приготовленную пробу снега, помещённую в поллитровую банку. Когда снег растает, воду взболтать и приступить к анализу. На газетный текст поставить тонкостенный стакан и вливать в него воду до тех пор, пока становится невозможным читать печатный текст. Высота столбика воды и является показателем запылённости. Чем он ниже тем запылённость большая.

Итог работы: Сделать вывод о запылённости воздуха в нашем селе в зимнее время.

Проблемно-эвристические вопросы для всего класса:

А) Почему вентиляция лёгких возможна только при условии, когда полости, в которых находятся лёгкие , герметически замкнуты, в плевральной полости поддерживается давление ниже атмосферного?

Б) Почему при ранении, когда рана достигает плевральной полости, воздух со свистом врывается внутрь, лёгкое спадается и функционировать не может?

В)Почему неповреждённое лёгкое может работать несмотря на то, что второе лёгкое выведено из строя?

IV.  Закрепление знаний в виде фронтальной беседы(6 минут)

  1. Почему вдох сменяет выдох?
  2. Где находится дыхательный центр?
  3. Какова роль кашля и чихания?
  4. Как изменяется воздух в помещении при большом скоплении людей и плохой вентиляции?

  V.  Вывод по уроку. Рефлексия (5минут)

1.  Обобщение учителя: в процессе изучения темы «Дыхание» вы ещё раз увидели, какая существует тесная взаимосвязь между строением и функциями органов и систем органов. Как регулируются процессы жизнедеятельности, протекающие в организме человека. Как образ жизни человека сказывается на его здоровье и долголетии.

2.  Рефлексия: «проживание» ситуаций позволяет лучше понять материал, разобраться с предложенными проблемами и принять самостоятельное решение, что, возможно, позволит в будущей взрослой жизни размышлять и действовать таким же образом.

Вопросы учащимся: где можно использовать полученные знания на уроке? Что мы можем сделать, чтобы снизить негативное воздействие на свой организм вредных привычек?(курение)

3.  Анализ работы учащихся, эффективность усвоение учебного материала. Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся. Выставление оценок.

Домашнее задание: (2 минуты) материал § 28, повторить материал § 27 , выполнить тестовые задания в рабочих тетрадях на стр.107-108 по теме «Дыхание»

Литература:

1.Учебник «Биология .Человек» Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.

2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику. «Биология. Человек». ( тех же авторов).

3.Рабочая тетрадь. «Биология. Человек». (тех же авторов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС

Урок  в 5 классе:Тема урока  «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...

План-конспект урока "Обучение навыкам саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания".

В современных уловиях, стремительно меняющегося мира, людям жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы. Дети и подростки особо нуждаются в поддерже при решении тех п...

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...

Конспект урока с элементами критического мышления по теме: "Дыхание растений"

Данный  урок содержит   элементы  критического мышления по теме: "Дыхание растений"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ И.А.БУНИНА "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.Тема трагической ран...