Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Евелева Светлана Юрьевна

Рабочая программа по биологии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_2018.docx57.46 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                              «Утверждаю»                  

Педагогическим советом                                                 Приказ от ______ № _______

ГБОУ лицей №329                                                                                                                          

Протокол от _______ № ___                                             __________ Директор О.А. Беляева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

_________________________________Общая биология____________________________

                                                        (курса, предмета, дисциплины (модуля))

по_________________________________биологии___________________________________

(указание учебного предмета)

для  10  класса (классов).        Срок реализации рабочей программы 1 год

_____________________Евелева Светлана Юрьевна_____________________

(Ф.И.О. учителя)

_______________________Санкт-Петербург____________________

(наименование города)

___________________________________________2018________________________________

(год составление программы)

Рабочая программа по биологии по курсу  «Общая биология». 10 класс.

(1 час в неделю, 34 часа за год, 1час–резерв времени)

1.Пояснительная записка

Рабочая программа  по биологии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов, базовый уровень) авторов  И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. – М.: Дрофа). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне 10-11 класс)направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в тематическом планировании особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно - научной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования.

Рабочая программа по биологии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне строится с учётом следующих содержательных линий:

-отличительные особенности живой природы;

-уровневая организация живой природы;

-эволюция.

В соответствии с ними в 10 классе  выделены следующие разделы: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм». Разделы «Вид» и «Экосистемы» изучаются в 11 классе.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10  классе средней общеобразовательной школы (базовый уровень) по учебнику: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов. Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни,  учебник-навигатор. 10кл. М.: Дрофа, 2014.  Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год. Учебник имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки Российской Федерации.

  1. Место предмета в учебном плане

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ лицей №329 на 2018-2019 учебный год данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в  10 классе в объеме  34 часа за год, из расчета 1 час в неделю.

Программа по биологии для 10-11 класса предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие  в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей  природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию.

Изучение данного курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой ранее в 5-9 классах и на знаниях учащихся, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Изучение курса направлено на формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Для приобретения практических навыков и умений и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы и практические работы, предусмотренные Примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.                    

1.2.Используемый учебно-методический комплект

Основная литература.

1.        Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень (70 часов), авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа

2.        И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов .Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни. 10 кл. Учебник-навигатор.- М. : Дрофа , 2014

Дополнительная литература.

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»/ Т.А.Козлова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Диск- приложение к учебнику

Наглядные пособия.

1.        Комплект таблиц по общей биологии.

2.        Набор микропрепаратов по общей биологии.

3.        Микроскопы «Аналит».

4.        Раздаточный материал.

1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные:

1.   В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изме-няемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-описание особей видов по морфологическому критерию;

-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4.  В сфере физической деятельности:

-обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных

заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Метапредметные

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:

-реализация этических установок по отношению к био¬логическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признание высокой ценности жизни во всех её прояв¬лениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированность познавательных мотивов, направ¬ленных на получение нового знания в области биологии в свя¬зи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,   связанными  с  сохранением  собственного  здо¬ровья и экологической безопасности.

1.4.Формы и периодичность текущего контроля  и промежуточной аттестации обучающихся

Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации учащихся осуществляется в форме устных  и письменных опросов, выполнении учащимися проверочных работ, тестов при изучении основных тем и разделов. Виды и формы промежуточного контроля знаний учащихся в соответствии с Уставом ГБОУ лицея №329 – это проверочные работы, самостоятельные работы, тестовые работы, творческие работы, проверки работы в тетради, проектная деятельность и др. Периодичность промежуточного и текущего контроля отражена в календарно-тематическом планировании. Лабораторные и практические  работы  являются частями комбинированных уроков и оцениваются  не все ( по усмотрению учителя).

Количество проверочных работ за год  - 5

Количество лабораторных работ за год – 3

Количество практических работ за год – 2

                                                         1.5.  Критерии оценивания

Оценка устного  ответа обучающегося по биологии

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет  составить полный  и  правильный  ответ на основе  изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно  подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;  устанавливать  межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные  связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

 3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

 Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

 2.Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2” ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии  оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и проверочные работы (кроме тестовых работ)

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но - допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

 1. Правильно выполняет не менее половины работы.

 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте..

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

 1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

 2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

 3.  Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает  одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

           2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

           3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Отметка"5" ставится, если ученик:

1.  Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка"4"ставится,если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.  Или было допущено два-три недочета.

3.  Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4.  Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные, рисунки не полные, отчет по работе выполнен недостаточно четко.

Отметка"3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка"2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Общая классификация ошибок по биологии.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты .

Грубыми считаются ошибки:

-         незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

-         неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

-         неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

-         неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

-         неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, „ наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

-         неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

-         нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

-         неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

-         ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

-         ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования

-        нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-         нерациональные методы работы со справочной литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами  являются:

-        нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

-         небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

-         орфографические и пунктуационные  ошибки

1.6.Формы и виды домашних заданий

 Домашние задания по биологии: устные (перессказ текста, ответы на вопросы в конце параграфа, ответы на вопросы учителя и т.п.), письменные  (составление схем, рисунков, выводов по лабораторным и практическим работам, решение генетических задач, решение экологических задач, описание живых объектов по плану и т.п.)

2.Содержание учебного предмета, курса.

Раздел1. Биология как наука. Методы научного познания. (3 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Система биологических наук.

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая периода как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и времени. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живого.

Раздел 2. Клетка (13 часов).

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Единство  элементного химического состава живых  организмов  как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в  жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических вещества в жизнедеятельности клетки и всего организма.

 Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения.  Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды и полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Клеточная мембрана, цитоплазма и ядро. Основные органоиды клетки. Функции основных частей и органоидов  клетки. Основные отличия в строении животной  и растительной клетки.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код и его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Методы профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Лабораторные и практические работы.

Изучение строения растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах

Сравнение строения растительной и животной клеток (в форме таблицы)

Раздел 3. Организм  (17 часов).

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у разных групп организмов. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности процесса обмена веществ у растений, животных, и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях  наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация,  искусственный отбор. Основные достижения и направления современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные и практические работы.

Составление простейших схем скрещиваний

Решение элементарных генетических задач

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


Календарно-тематическое планирование по биологии по курсу  «Общая биология» 10 класс. 2018-2019 уч. г.

 ( 34 часа за год, из расчета 1 час в неделю, резерв времени – 1 час) .

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

По плану

По факту

1

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (3 часа)

1.1

Задачи современной биологии. Краткая история развития науки.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Эвристическая беседа, работа в тетради

1.2

Сущность жизни и свойства живого.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

1.3

Уровни организации и методы познания живой природы.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2

Раздел 2. Клетка (13 часов).

2.1

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Проверочная работа. Работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

2.2

Химический состав клетки.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2.3

Неорганические вещества клетки.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2.4

Органические вещества клетки: углеводы, липиды.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2.5

Белки: строение и функции.

1

10а-

10б

10а-

10б-

Проверочная работа, работа в тетради

2.6

Нуклеиновые кислоты.

1

10а-

10а-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2.7

Эукариотическая клетка.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради.

2.8

Эукариотическая клетка (продолжение).

Лабораторная работа «Изучение строения растительной  и животной клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах»

1

10а-

10б-

10а-

10б-

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Лабораторная работа «Изучение строения растительной  и животной клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах», отчет по лабораторной работе

2.9

Клеточное ядро. Хромосомы. Практическая работа «Сравнение строения клеток растений и животных» (в форме таблицы)

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради.

Практическая работа «Сравнение строения клеток растений и животных» (в форме таблицы)

2.10

Прокариотическая клетка.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Проверочная работа Беседа, работа с учебником, работа в тетради

2.11

Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка

1

10а-

10б

10а

10б

Ответы на вопросы учителя, работа в тетради, работа с учебником.

2.12

Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

 Беседа, работа в тетради, работа с учебником.

2.13

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

 Эвристическая беседа, сообщения учащихся, работа в тетради

3

Раздел 3. Организм  (17 часов).

3.1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Эвристическая беседа, работа в тетради

3.2

Энергетический обмен.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию. Работа в тетради

3.3

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

3.4

Размножение: бесполое и половое. Деление клетки. Митоз.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

3.5

Образование половых клеток. Мейоз.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

3.6

Оплодотворение.

1

10а-

10б-

10а-

10б

Проверочная работа, работа в тетради

3.7

Индивидуальное развитие организмов.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

3.8

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, эвристическая беседа, работа с учебником, работа в тетради

3.9

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещиваний»

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Работа с учебником, работа в тетради, Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещиваний»

3.10

Закономерности наследования, дигибридное скрещивание. Лабораторная работа «Решение элементарных генетических задач»

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, решение генетических задач . Лабораторная работа «Решение элементарных генетических задач»

3.11

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Работа в тетради, работа с учебником, работа по заданиям учителя

3.12

Современные представления о гене и геноме.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Проверочная работа. Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради,

3.13

Генетика пола. Генетика и здоровье человека

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся, решение генетических задач

3.14

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, работа в тетради

3.15

Селекция организмов. Основные методы и достижения.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Работа в тетради, сообщения учащихся на основе подготовленных ранее рефератов

3.16

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Практическая работа  «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Ответы на вопросы по домашнему заданию, работа в тетради, сообщения учащихся на основе подготовленных ранее рефератов. Практическая работа  «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

3.17

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на изученных уровнях организации живого.

1

10а-

10б-

10а-

10б-

Урок-семинар, обобщение и проверка знаний

Резерв (1час) Повторение по теме «Сущность жизни и свойства живого»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...