Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Евелева Светлана Юрьевна

Рабочая программа по биологии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_2018.docx54.82 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                              «Утверждаю»                  

Педагогическим советом                                                 Приказ от ______ № _______

ГБОУ лицей №329                                                                                                                          

Протокол от _______ № ___                                             __________ Директор О.А. Беляева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

_________________________________Общая биология____________________________

                                                        (курса, предмета, дисциплины (модуля))

по_________________________________биологии___________________________________

(указание учебного предмета)

для  11  класса (классов).        Срок реализации рабочей программы 1 год

_____________________Евелева Светлана Юрьевна_____________________

(Ф.И.О. учителя)

_________________________________Санкт-Петербург__________________________________

(наименование города)

___________________________________________2018________________________________

(год составление программы)

Рабочая программа по биологии по курсу«Общая биология». 11 класс

( 1 час в неделю, 34 часа за год, резерв – 1 час)

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии линии УМК   Н.И.Сонина  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и среднего (полного) общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой (5-9 класс) и примерной программы по биологии  среднего (полного) общего образования И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова  (10-11 класс.Базовый уровень)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Курс биологии на ступени 10-11 класса(базовый уровень)направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в тематическом планировании особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования.

Программа по биологии для 10-11 классов на базовом уровне строится с учётом следующих содержательных линий:

-отличительные особенности живой природы;

-уровневая организация живой природы;

-эволюция.

В соответствии с ними в 11 классе выделены следующие разделы: ««Вид», «Экосистемы».

Рабочая программа по курсу «Общая биология» предназначена для изучения биологии в  11 классе средней общеобразовательной школы (базовый уровень) по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Общая биология. Базовый уровень и углубленный уровень 11 класс, учебник-навигатор: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.  Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год. Учебник имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации».

  1. Место предмета в учебном плане

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ лицей №329 на 2018-2019 учебный год  данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в   11 классе в объеме34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Программа по биологии для 11 класса предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие  в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей  природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию.

Изучение данного курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой ранее в 5-9 классах и является продолжением курса 10 класса и, также, основано на знаниях учащихся, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Изучение курса направлено на формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде

Для приобретения практических навыков и умений и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы и практические работы, предусмотренные  программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.  

1.2.Используемый учебно–методический комплект

Основная литература.

1.        Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень , авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2013

2.        Сивоглазов В.И.,  Агафонова И.Б. Биология. Общая биология 11 класс: базовый и углубленный уровни, учебник-навигатор .М.:Дрофа.2015

Дополнительная литература.

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»/ Т.А.Козлова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Наглядные пособия.

1.        Комплект таблиц по общей биологии.

2.        Набор микропрепаратов по общей биологии.

3.        Микроскопы

4.        Раздаточный материал.

1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные

1.  В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-описание особей видов по морфологическому критерию;

-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2 .В ценностно-ориентационной сфере:

-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

- овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4.   В сфере физической деятельности:

-обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Метапредметные:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:

-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,   связанными  с  сохранением  собственного  здоровья и экологической безопасности.

1.4.Формы и периодичность текущего контроля  и промежуточной аттестации обучающихся

Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации учащихся осуществляется в форме устных  и письменных опросов, выполнении учащимися проверочных работ, тестов при изучении основных тем и разделов. Виды и формы промежуточного контроля знаний учащихся в соответствии с Уставом ГБОУ лицея №329 – это проверочные работы, самостоятельные работы, творческие работы, выборочные проверки работы в тетради, фронтальные опросы, проектная деятельность и др. Лабораторные и практические  работы являются частями комбинированных уроков и оцениваются  не все (по усмотрению учителя). Периодичность текущего и промежуточного контроля успеваемости учащихся отражена в календарно-тематическом планировании.

Количество проверочных работ - 5

Количество лабораторных работ - 4

Количество практических работ – 6

1.5. Критерии оценивания

Оценка устного  ответа обучающегося по биологии

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет  составить полный  и  правильный  ответ на основе  изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно  подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;  устанавливать  межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные  связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

 3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

 Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

 2.Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2” ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и проверочные работы(кроме тестовых заданий)

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но - допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

 1. Правильно выполняет не менее половины работы.

 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте..

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

 1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

 2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

 3.  Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает  одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

           2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

           3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Отметка"5" ставится, если ученик:

1.  Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка"4"ставится,если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.  Или было допущено два-три недочета.

3.  Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4.  Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные, рисунки не полные, отчет по работе выполнен недостаточно четко.

Отметка"3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка"2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Общая классификация ошибок по биологии.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

-         незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

-         неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

-         неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

-         неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

-         неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, „ наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

-         неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

-         нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

-         неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

-         ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

-         ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования

-        нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-         нерациональные методы работы со справочной литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами  являются:

-        нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

-         небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

-         орфографические и пунктуационные  ошибки

1.6 Формы и виды домашних заданий

 Домашние задания по биологии: устные (перессказ текста, ответы на вопросы в конце параграфа, ответы на вопросы учителя и т.п.), письменные  (составление схем, рисунков, выводов по лабораторным и практическим работам, решение генетических задач, решение экологических задач, описание живых объектов по плану и т.п.)

2.Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1. Вид . (20 часов)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно -научной картины мира.

Вид и его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

 Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека. Основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторные и практические работы.

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособленности организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Раздел 2. Экосистемы (12 часов)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организма. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами.

Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи и круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Лабораторные и практические работы.

Решение экологических задач

Составление схем передачи веществ и энергии

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения


Календарно-тематическое планирование  по биологии  «Общая биология» 11 класс.  2018-2019 уч.г.

(34 часа за год, резерв времени – 1 час, количество часов в неделю 1 час, резерв – 1 час)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

По плану

По факту

1

Раздел 1. Вид . (21 час)

1.1

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

11а

11б

11а

11б

Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в тетради

1.2

Работы К.Линнея.

1

11а

11б-

11а-

11б-

Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в тетради

1.3

Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

1.4

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

1.5

Критерии и структура вида. Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»,

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, работа в тетради, Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию», отчет по лабораторной работе

1.6

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

1.7

Факторы эволюции Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Лабораторная работа«Выявление изменчивости у особей одного вида», отчет по лабораторной работе

1.8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

11а

11б

11а

11б

 Проверочная работа.

Работа в тетради

1.9

Адаптации организмов к условиям обитания. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания», отчет по лабораторной работе

1.10

Видообразование как результат эволюции.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

1.11

Сохранение многообразия видов.

1

11а

11б

11а

11б

Работа в группах, работа в тетради.

1.12

Доказательства эволюции органического мира.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа в группах

1.13

Обобщающий урок «Факторы и результаты эволюции»

1

11а

11б

11а

11б

Проверочная работа, работа в тетради

1.14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

11а

11б

11а

11б

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» (работа в группах на основе заранее подготовленных сообщений)

1.15

Современные представления о происхождении жизни на Земле.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

1.16

Развитие жизни на Земле.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради,

1.17

Гипотезы происхождения человека. Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

11а

11б

11а

11б

Практическая работа«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» (работа в группах) (работа в группах на основе заранее подготовленных сообщений)

1.18

Положение человека в системе органического мира

1

11а

11б

11а

11б

Опрос, работа с учебником, работа в тетради

1.19

Эволюция человека.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

1.20

Человеческие расы. Современные представления.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

1.21

Обобщающий урок «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

11а

11б

11а

11б

Проверочная работа. Работа в тетради

2

Раздел 2. Экосистемы (12 часов)

2.1

Организм и среда. Экологические факторы.

1

11а

11б

11а

11б

Работа в тетради

2.2

Абиотические факторы среды.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради,

2.3

Биотические факторы среды. Практическая работа «Решение экологических задач»

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Практическая работа «Решение экологических задач»

2.4

Структура экосистем.

1

11а

11б

11а

11б

Проверочная работа, работа в тетради

2.5

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии»

1

11а

11б

11а

11б

Работа в тетради, Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

2.6

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2.7

Обобщающий урок «Жизнь в сообществах» Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

1

11а

11б

11а

11б

Работа в тетради, Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и  агроэкосистем своей местности»

2.8

Биосфера – глобальная экосистема.

1

11а

11б

11а

11б

Эвристическая беседа, работа в тетради

2.9

Роль живых организмов в биосфере.

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

2.10

Биосфера и человек. Практическая работа. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

1

11а

11б

11а

11б

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Практическая работа. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

2.11

Основные экологические проблемы современности.

1

11а

11б

11а

11б

Проверочная работа. Семинар, работа в группах

2.12

Пути решения основных экологических проблем. Практическая работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

11а

11б

11а

11б

Работа в тетради, Практическая работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» (работа в группах).

Резерв (1час).

Повторение . Биосфера, ее структура и функции.  Ноосфера

1

11а

11б

11а

11б

Семинар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...