Авторский курс предпрофильной подготовки "Мое здоровье в моих руках"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Торхова Людмила Александровна

Программа предпрофильного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_predprof_kurs_dorabotannyy_1.doc478 КБ

Предварительный просмотр:

ОУ Шигонская СОШ №1 « Образовательный центр»

Программа

курса по выбору предпрофильной подготовки

                               «Мое здоровье в моих руках»

                                                                                Учитель биологии высшей категории

                                                                          Торхова Людмила Александровна

Шигоны 2013

   Самое ценное у человека – это жизнь,
  Самое ценное в жизни – это здоровье.

                     Пояснительная записка

           Необходимость разработки и ведения курса обусловлена его огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов сегодня тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности.    

        Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным. Необходимо вовремя сформировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

       Данный курс  предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.

       Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 14-16 летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

        Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

         Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

          Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения   подростков к своему здоровью.

             Цель элективного курса – формирование компетенций учащихся, направленных на  сохранение и укрепление здоровья подростков.  

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • расширить теоретические знания школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  • сформировать готовность к отказу от вредных привычек;
  • способствовать формированию положительной мотивации на ЗОЖ,  своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить  здоровье в современных условиях.

В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:

  • Практическая, связанная с отработкой умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи;
  • Лабораторно-практическая;
  • Исследовательская.

В рамках курса предполагается использование эффективных форм организации занятий: мультимедийных лекционных занятий, лабораторных работ, семинарских занятий, научно-практических конференций, экскурсий, встреч с интересными людьми.

  Данный курс также направлен на формирование следующих компетенций учащихся:

1. Учебно-познавательных:

– находить адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов;

 – определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических и лабораторных работ;

 – самостоятельно оценивать свою деятельность;

 – уметь выделять причинно-следственные связи;

 – творчески решать практические задачи.

2. Коммуникативных:

– вести диалог, выступать публично;

 – участвовать в коллективной мыслительной деятельности;

 – убеждать, доказывать, формулировать выводы.

3. Общекультурных:

– управлять своим поведением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;

 – соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических и лабораторных работ.

4. Информационных:

– конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, цитировать письменный текст, составлять тезисы;

 – описывать полученные результаты во время практических, лабораторных работ, делать выводы;

 – работать с микроскопом, микропрепаратами, муляжами, таблицами, схемами.

       Данный курс позволит повысить культуру отношения подростка к своему здоровью (культуру психологическую – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуру интеллектуальную – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуру поведения – способность понимать своё предназначение). Курс направлен на выбор учениками предметов естественно – научного профиля, что поможет  в дальнейшем обучении школьников осуществить выбор профессии.

      Освоив  программу элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
  • пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

  • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

  • полученные знания на практике; для осознанного выбора профессии.

Программа   курса

1. Введение.

“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни. Беседа.

2. Вредные привычки, их профилактика.

2.1 Алкоголизм.

2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.

2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя. Мультимедиа – лекция

2.2. Курение.

2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Семинар.

2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”.

2.3. Наркомания.

2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Круглый стол.

2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем.

Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.

2.4. Токсикомания.

2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.

3. Простудные заболевания.

3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.

4. Стресс.

4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Исследования уровня стресса у старших школьников”.

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными“. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.

5.2. Встреча с врачами по проблеме. Круглый стол.

5.3. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Лекция с элементами беседы.

5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ.

6. Первая медицинская помощь.

6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.

7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.

     Научно-практическая конференция «Я выбираю жизнь!» для уч-ся 9-11 классов ( защита исследовательских работ, проектов, защита презентаций, роликов, собранной информации и.т.д.)

Учебно-тематический план  курса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка.

1

2

Вредные привычки, профилактика.

7

2.1

Алкоголизм

2

2.1.1

Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм.

1

2.1.2

Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.

1

2.2

Курение

2

2.2.1

Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка.

1

2.2.2

Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм.

1

2.3

Наркомания

2

2.3.1

Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия.

1

2.3.2

Наркотическая зависимость, пути решения проблем.

1

2.4

Токсикомания и подросток

1

2.4.1

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

Последствия токсикомании на организм подростка.

1

3

Простудные заболевания.

1

3.1

Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций.

1

4

Стресс.

1

4.1

Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.

1

5

Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

4

5.1

Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире, стране, районе

1

5.2

Встреча с врачами (конференция)

1

5.3

“Болезни поведения” подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.

1

5.4

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.

1

6

Первая медицинская помощь. Экскурсия на подстанцию  Скорая помощь МУЗ Шигонская ЦРБ.

2

6.1

Приемы оказания первой медицинской помощи

1

7

Конференция “Мое здоровье в моих руках”

 Представление портфолио учащихся: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д.

2

                         Итого: 17 часов.

         Можно добавить несколько  часов на внеаудиторную самостоятельную деятельность обучаемых (подготовка рефератов, презентаций, проектов), если позволяют рамки  учебного процесса.


Информационное обеспечение

  1. Занятия в форме лекций проводятся в аудитории, оборудованной мультимедиа и проекционным оборудованием.

2.  Практические  работы выполняются в кабинете биологии школы.

Литература:

(для учителя)

1.Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1992. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

2.Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с.  

3.Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

4.Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 2005– 384 с.

5.Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 2008 – 400с.

Литература:

(для учащихся)

1.Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 2000 год.

2.Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

3.Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2008 – 320с.

4.Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 2010 – 224с. –

5.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2007. – 640с.

                                                            

ОУ Шигонская СОШ №1 « Образовательный центр»

Программа

курса по выбору предпрофильной подготовки

                               «Мое здоровье в моих руках»

                                                                                Учитель биологии высшей категории

                                                                          Торхова Людмила Александровна

Шигоны 2013