Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Яровикова Зоя Ивановна

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Измайловская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_______/Посадских В. И./

                     

Протокол № ___

от «___»______2018 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР   МОУ Измайловской СОШ  

 ________/Бутакова М.З. /

 

«_____»___________2018 г

«Утверждаю»

Директор МОУ Измайловской СОШ  

________  /Сергеев Н.П./

                             

Приказ №__ от

«___»____________ 2018г

                                             Рабочая программа

биологии

                                    9 класс

                                             

ФИО учителя, составившего программу 

ЯРОВИКОВА ЗОЯ ИВАНОВНА

2018-2019 учебный год 

 

                                                

                                            Структура программы

Класс: 9

Учитель: Яровикова Зоя Ивановна

Количество часов:

На учебный год:68

В неделю:2 час

Учебник: Биология. 9 класс(авт. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова)

Примерные программы по учебным предметам.  Биология 5-9 класс (стандарты второго поколения).

Календарно-тематическое планирование составила З.И. Яровикова.

     

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы:И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2011г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы(2004г).

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:

- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления;

- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.

В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается выделение 68 часов на изучение биологии в 9 классе.

В соответствии с образовательной программой учреждения в учебном плане школы на 2014/2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено -68 часов (35 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание учебной программы:

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

1. Введение в основы общей биологии (3 ч).

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

2. Основы учения о клетке (10 ч.)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

  1. «Сравнение растительной и животной клетки».

После изучения темы учащимся следует:

знать: – общие принципы организации живых существ;

обосновывать: – выделение двух форм клеточной организации;

анализировать: - гомологию в строении и жизнедеятельности различных эукариотических клеток;

характеризовать: части клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторные работы:

  1. «Онтогенез на примере цветковых растений».

После изучения темы учащимся следует:

знать: - биологическое значение оплодотворения, роль зиготы;

характеризовать: - два основных типа размножения;

понимать: - суть митоза и мейоза;

объяснять: - процессы клеточного деления и его биологическое деление;

познакомиться: - с этапами онтогенеза.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

4. Решение генетических задач.

5. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях».

6. «Изучение изменчивости у организмов».

После изучения темы учащимся следует:

знать: - типы наследования признаков;

характеризовать: - роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе;

объяснять: - основные понятия генетики;

описывать: - механизм определения пола.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Урала.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

После изучения темы учащимся следует:

знать: - генетическое обоснование селекции новых организмов;

объяснять: - значение неродственного и близкородственного скрещивания;

характеризовать: - механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов;

понимать: - основные особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

После изучения темы учащимся следует:

знать: - современные представления о происхождении жизни на Земле;

называть: - два основных этапа в происхождении и развитии жизни на Земле;

объяснять: - какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле;

характеризовать: - этапы формирования первых организмов на Земле.

7. Учение об эволюции (9)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Экскурсия: 1. «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер».

После изучения темы учащимся следует:

знать: – учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие;

характеризовать: – движущие силы эволюции;

– главные направления эволюции органического мира;

– вид, его критерии;

обосновывать: – причины многообразия видов и приспособленность организмов к среде обитания;

выявлять: – основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира;

– причины вымирания видов;

применять знания: – о движущих силах эволюции;

объяснять: – процессы возникновения приспособлений и образования новых видов.

8. Происхождение человека (антропогенез) (7ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

После изучения темы учащимся следует:

знать: – происхождение человека;

характеризовать: – движущие силы антропогенеза;

сравнивать: – основные стадии антропогенеза;

обосновывать: – расовые различия и их происхождение;

выявлять: – факторы эволюции современного человека;

применять знания: – для выявления антинаучности идеологий расизма и социального дарвинизма.

9. Основы экологии (15)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторные работы:

7. «Приспособленность организмов к среде обитания».

8. «Оценка качества окружающей среды».

Экскурсии: 2. «Оценка качества окружающей среды».

После изучения темы учащимся следует:

знать: – экосистемы, их структурные компоненты;

характеризовать: – причины колебания численности популяции;

объяснять: – регуляцию численности как основу сохранения популяций;

сравнивать: – экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты;

обосновывать: – причины устойчивости и смены экосистем;

– круговорот веществ в экосистеме, его значение;

выявлять: – пищевые связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение;

применять знания: – для объяснения причин устойчивости и смены экосистем.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Урала;
  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.



Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
  • понимание особенностей тендерной социализации в подростковом возрасте;
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Название раздела, тема урока. 

Тип урока

Элементы содержания

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Средства обучения. Информационное сопровождение

Дата

по плану

факт

  1. Введение в основы общей биологии  (4 ч)

1.

 Биология- наука о живом мире.

 §1, вопросы 1 - 3

 Биология- наука о живой  природе.  Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения

 живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание и измерение биологических

объектов

 1

Урок актуализации знаний и умений

 Беседа

Таблица»Комплекс биологических наук»

2.

 Общие свойства живых организмов.

 

§ 2, заполнить таблицу

 Отличительные особенности живых организмов от

неживых тел:  клеточное строение, обмен веществ и  превращение энергии,  раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Эволюция.

 1

Комбинир. урок

 Беседа

Мультимедийная презентация «Свойства живых организмов»

3.

 Многообразие форм живых организмов.

§ 3, вопросы 1-3

 

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

 1

Комбинир. урок

 Беседа

 Таблица 

« Многообразие форм живых организмов»

4.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Отчет по экскурсии, с.11 -12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

Комбинир. урок

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

 Блокнот, карандаш  .

  1. Основы учения о клетке (10ч)

5.

 Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

 §4

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

 Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные

и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

 1

Комбинир. урок

 Беседа с элементами рассказа

Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток»

6.

  Химический состав клетки.

  §5, вопросы 1- 3

 Общность хим. состава  клетки. Неорганические  (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Беседа с элементами рассказа

 Таблица-схема хим. состава клетки

7.

 Белки и нуклеиновые кислоты.

§6

 

 Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК,  

  их структура и функции.  Репликация.

 

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ

Модель ДНК, таблица «Строение белка»

8.

 Строение клетки.

 §7

 Строение клетки.  Мембрана клетки. Цитоплазма.

Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

 1

Комбинир. урок

 Беседа

Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы»

9.

 Органоиды клетки и их функции.

 §8

 Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.  Одноклеточные и многоклеточные организмы.

 1

Урок компл. применения ЗУН.

 Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения  клеток растений, животных, бактерий»   

Лаб. раб. №2

«Изучение клеток бактерий»

Таблицы»Строение  растительной клетки»,  Строение  животной клетки», «Разнообразие клеток»

10.

 Обмен веществ и превращение энергии.

 

§9

 Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

 1

ИНМ и перв. закр.

Беседа с элементами рассказа

Таблица «Метаболизм»

11.

Биосинтез  белков в живой клетке.

 §10

 Понятие о биосинтезе.  Ген- участок ДНК.  Генетическии

 код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Урок - лекция

Таблица «Биосинтез белка»

12.

 Биосинтез углеводов- фотосинтез.

 §11

Питание. Различия организмов по способу питания.

Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла.

 Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

 

 Комбинир. урок

Беседа с элементами рассказа

Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева

13.

Обеспечение  клетки энергией.

 §12,  подготовиться к зачету

 Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки

 энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное  расщепление. Гликолиз.

 1

Комбинир. урок

 

Мультимедийная презентация «Биологическое окисление»

14.

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

 

 Содержание всей темы.

 1

Урок контроля и оценки знаний

Урок-зачет

Тестовые задания, биологические задачи

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

15.

 Типы размножения организмов.

 §13

 Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз,

почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

1

Урок актуализации знаний и умений

 Урок взаимообучения

16.  

Деление клетки. Митоз.

 §14

 Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

 1

Комбинир. урок

 

Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения

17.

Образование половых клеток. Мейоз.

 §15

 Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность.  Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток  ( гаметогенез).

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Мейоз»  

18.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

 

§16, с. 58 -59

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника)

19.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

 

 Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

ОСЗ

Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

20.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

  

§17, 18

 Генетика – наука о закономерностях наследственности  и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов,

 ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы,

 гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

1

ИНМ и перв. закр.

 Урок – лекция

Мультимедийная презентация «История развития генетики»

21.

 Генетические опыты 

Г. Менделя.

 §19, вопросы 1 - 4

 Методы в исследованиях Г. Менделя

 (гибридологический метод).  Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.  Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

 1

Комбинир. урок

 Рассказ

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя

22.

 Дигибридное скрещивание.  

§20, задачи в тетради

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.  

 1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Дигибридное скрещивание»

23.

 Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 §21

 Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон  сцепленного наследования

Т. Моргана.  Группа сцепления. Кроссинговер.

 1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Портрет Т Моргана,

24.

 Взаимодействие генов и их множественное  действие.

 

§22

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ

Учебник

25.

 Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 

§23

 Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип.

Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ

Таблица «Генетика пола»

26.

Наследственная изменчивость.

 §24

 Изменчивость- свойство организмов.  Наследственная изменчивость.

 Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

 

1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия»

27.

  Типы изменчивости.

 §25, сообщения

 Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

 1

 Комбинир. урок

 Лаб. раб. №3«Выявление  изменчивости у организмов»

Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки

28.

 Наследственные болезни, сцепленные с полом.

 §26

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями

 хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

 1

 Комбинир. урок

 Урок –лекция

Мультимедийная презентация «Наследственные болезни»

29.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Содержание всей темы.

Урок  обобщение и систематизации знаний

Беседа

Подготовиться к зачету

30.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

 

 Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

 Урок защиты знаний

Карточки- задания

5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

31.

 Генетические основы селекции организмов.

 

§27

 Из истории селекции. Селекция как наука.

 Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

 1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица – схема «методы селекции»

32.

 Особенности селекции у растений.

 

§28

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия.

 Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области

33.

 Центры многообразия и происхождения культурных растений.

 §29

 Исследования Н.И. Вавилова.  Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных

 растений.

 1

 Комбинир. урок

Урок-экспедиция

Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений»

34.

Особенности селекции животных.

 

§30

 Цели селекции животных. История одомашнивания.

 Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе

при выведении новых пород животных.

 1

 Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация «Селекция животных»

35.

 Основные направления селекции микроорганизмов.

 

§31

 Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической  и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов:

 генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

 1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве»

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

36.

 Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

   §32, сообщения

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза.  Значение работ Л. Пастера

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет  Л. Пастера

37.

Современные представления о возникновении жизни на Земле . 

§33

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения

жизни.

Портрет А.И. Опарина

38.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 §34

 Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот  к эукариотам. Возникновение биосферы.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки»

39.

Этапы развития жизни на Земле.

  

§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности.  Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

 1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Эволюция растительного и животного мира»,

40.

 Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

 

 С. 131 - 132

 Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши  животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

 1

 Комбинир. урок

Урок-экскурсия «История живой природы местного региона»    

(экскурсия в МВК «Природа»)

 Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии)

Учение об эволюции (11 ч)

41.

 Идея развития органического мира в биологии.

 

§36

 Появление идей  об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Портреты ученых

42.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

 

§ 37

Дарвин – основоположник   учения об эволюции, его исследования.  Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч.

 Дарвина.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции»

43.

Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность  организмов к среде.

 Записи в тетради

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций.

 Приспособительность организмов   как результат естественного отбора. Движущие силы и результат

 эволюции.

 1

Комбинир. урок

Лаб. раб. № 4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

44.

 Современные представления об эволюции органического мира.

 

§38

Популяция как элементарная единица эволюции.

 Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

 1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица-схема «Факторы эволюции»

45.

Вид, его критерии и структура.  

 

§39, заполнить таблицу

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

 1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Гербарные экземпляры  растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида»

46.

 Процессы  образования новых видов в природе – видообразование.

 

§40

 Видообразование: географическое и экологическое.  Изолирующие механизмы:  географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки

 размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Видообразование»

47.

 Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

§41

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и  биологический прогресс.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация «Главные направления эволюции»

48.

 Основные направления эволюции.

 

§42

Биологический прогресс, биологический регресс.

 Основные направления эволюции: ароморфоз,

 идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

1

  Комбинир. урок

Урок- лекция

Таблица «Основные направления эволюции»

49.

Основные закономерности эволюции.

  

§43, сообщения

 Основные особенности эволюции. Эволюция

– необратимый процесс исторического развития органического

мира.  Адаптации (общие, частные).

 1

 Комбинир. урок

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире»

50.

 Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.

 

С. 160 – 161, подготовиться к зачету

 Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы.  Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

 1

 Комбинир. урок

  Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов»

51.

Зачет по теме «Учение об эволюции»

 

 Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет

Карточки-задания

  1. Происхождение человека (антропогенез) (5ч)

51.

 Место человека в системе органического мира.

 

§44

 Человек как вид, его сходство с животными и  

отличие от них.

1

Урок компл. применения ЗУН.

Дискуссия

Таблица «Человекообразные обезьяны»

53.

 Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

§45

 Антропогенез.  Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.  

 1

 Комбинир. урок

 Рассказ с элементами беседы

Набор «Происхождение человека»

54.

 Этапы эволюции человека.

 §46,  47,заполнить таблицу

 Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

 1

 Комбинир. урок

Урок-лекция

Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека»

55.

 Человеческие расы, их родство и происхождение.

 §48 , 49, с.183 - 184

Человеческие расы: негроидная, монголоидная,

 европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический  вид.

 1

 Комбинир. урок

Беседа

Таблица «Человеческие расы», фотографии

56.

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

 

 Содержание всей темы.

 1

 Урок контроля и оценки знаний

Зачет

Карточки - задания

  1. Основы экологии (12 ч)

57.

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

  

§50

Экология –  как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические

 факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

 1

Комбинир. урок

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Среды жизни»

58.

 Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

  

§51

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы

Таблица-схема «Экологические факторы»

59.

 Приспособленность организмов к действию факторов среды.

 

§52, сообшения

 Приспособленность организмов к различным

 экологическим факторам среды (на примере температуры

 или влажности): экологические группы и жизненные

 формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

1

  Комбинир. урок

  Лаб. раб. №6   «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Таблица «Приспособленность организмов»

60.

 Биотические связи в природе.

 

§53

 Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

1

 Комбинир. урок

 

Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов»

61.

 Популяции как форма существования видов в природе.

 §54

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция.

 Популяция – форма существования вида в природе.

 Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и

половая структура.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы

Видеофрагмент

62.

Функционирование популяции  и динамика ее численности в природе.

 §55

 Популяция. Функционирование популяции  в природе. Динамика численности  популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ

Таблица

63.

 Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

 §56

Естественные и искусственные биоценозы.  Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы.  Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

1

  Комбинир. урок

Урок -лекция

Таблицы  «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе»

64.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

  §57

Экосистемная организация живой природы.  Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты,

 консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток

энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые

 связи в экосистеме.  

1

Урок комплекс. применения ЗУН

 Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Видеофрагмент из фильма «Основы экологии»

65.

Развитие  и смена биогеоценозов. 

 §58

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

1

ИНМ и перв. закр.

 Рассказ с элементами беседы

Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема»

66.

 Изучение и описание экосистем  своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

 

 Повторить §57

 Состояние экосистемы своей  местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

1

 Урок компл. применения ЗУН. 

Лаб. раб. №8  «Изучение и описание экосистемы своей местности»  

Лаб. раб. №9

« Выявление типов взаимодействия  разных видов в конкретной экосистеме»

67.

 Основные законы устойчивости живой  природы.

 

§59

 Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

1

  Комбинир. урок

68.

 Биосфера как глобальная  экосистема. Экологические проблемы.

 

§60

 

 Записи в тетради

 Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И.

Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в

устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление

 озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную

 жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

ИНМ и перв. закр.

 Лаб. раб. №10«Анализ и оценка  влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»»

Видеофильм «Биосфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой

Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой  1 Пояснительная записка2 Календарно- тематическое планирование3 Содержание программы4 Литература...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской...

Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному для 9 класса первый год обучения ( 2 часа в неделю)

Рабочая программа по второму иностранному языку ( французский язык) для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...