Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.
    рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

    Яровикова Зоя Ивановна

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_klass.docx60.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Измайловская средняя общеобразовательная школа

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    _______/Посадских В. И./

                         

    Протокол № ___

    от «___»______2018 г

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР   МОУ Измайловской СОШ  

     ________/Бутакова М.З. /

     

    «_____»___________2018 г

    «Утверждаю»

    Директор МОУ Измайловской СОШ  

    ________  /Сергеев Н.П./

                                 

    Приказ №__ от

    «___»____________ 2018г

                                                 Рабочая программа

    биологии

                                        9 класс

                                                 

    ФИО учителя, составившего программу 

    ЯРОВИКОВА ЗОЯ ИВАНОВНА

    2018-2019 учебный год 

     

                                                    

                                                Структура программы

    Класс: 9

    Учитель: Яровикова Зоя Ивановна

    Количество часов:

    На учебный год:68

    В неделю:2 час

    Учебник: Биология. 9 класс(авт. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова)

    Примерные программы по учебным предметам.  Биология 5-9 класс (стандарты второго поколения).

    Календарно-тематическое планирование составила З.И. Яровикова.

         

    Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе программы «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы:И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2011г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы(2004г).

    Изучение биологии направлено на достижение

    следующих целей:

    • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
    • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
    • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
    • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

    Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:

    - формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

    • формирование у школьников экологического мышления;

    - приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

    • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
    • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.

    В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается выделение 68 часов на изучение биологии в 9 классе.

    В соответствии с образовательной программой учреждения в учебном плане школы на 2014/2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено -68 часов (35 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.

    Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

    Содержание учебной программы:

    Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

    1. Введение в основы общей биологии (3 ч).

    Биология – наука о живом мире.

    Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

    Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

    2. Основы учения о клетке (10 ч.)

    Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

    Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

    Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

    Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

    Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

    Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

    Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

    Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

    Лабораторная работа:

    1. «Сравнение растительной и животной клетки».

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: – общие принципы организации живых существ;

    обосновывать: – выделение двух форм клеточной организации;

    анализировать: - гомологию в строении и жизнедеятельности различных эукариотических клеток;

    характеризовать: части клеток.

    3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

    Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

    Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

    Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

    Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

    Лабораторные работы:

    1. «Онтогенез на примере цветковых растений».

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: - биологическое значение оплодотворения, роль зиготы;

    характеризовать: - два основных типа размножения;

    понимать: - суть митоза и мейоза;

    объяснять: - процессы клеточного деления и его биологическое деление;

    познакомиться: - с этапами онтогенеза.

    4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11)

    Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

    Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

    Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

    Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

    Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

    Лабораторные работы:

    4. Решение генетических задач.

    5. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях».

    6. «Изучение изменчивости у организмов».

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: - типы наследования признаков;

    характеризовать: - роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе;

    объяснять: - основные понятия генетики;

    описывать: - механизм определения пола.

    5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

    Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

    Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Урала.

    Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: - генетическое обоснование селекции новых организмов;

    объяснять: - значение неродственного и близкородственного скрещивания;

    характеризовать: - механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов;

    понимать: - основные особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.

    6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

    Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

    Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

    Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

    Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

    Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: - современные представления о происхождении жизни на Земле;

    называть: - два основных этапа в происхождении и развитии жизни на Земле;

    объяснять: - какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле;

    характеризовать: - этапы формирования первых организмов на Земле.

    7. Учение об эволюции (9)

    Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

    Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

    Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

    Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

    Экскурсия: 1. «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер».

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: – учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие;

    характеризовать: – движущие силы эволюции;

    – главные направления эволюции органического мира;

    – вид, его критерии;

    обосновывать: – причины многообразия видов и приспособленность организмов к среде обитания;

    выявлять: – основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира;

    – причины вымирания видов;

    применять знания: – о движущих силах эволюции;

    объяснять: – процессы возникновения приспособлений и образования новых видов.

    8. Происхождение человека (антропогенез) (7ч)

    Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

    Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

    Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

    Основные способы взаимодействия человека с природной средой Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: – происхождение человека;

    характеризовать: – движущие силы антропогенеза;

    сравнивать: – основные стадии антропогенеза;

    обосновывать: – расовые различия и их происхождение;

    выявлять: – факторы эволюции современного человека;

    применять знания: – для выявления антинаучности идеологий расизма и социального дарвинизма.

    9. Основы экологии (15)

    Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

    Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

    Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

    Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

    Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

    Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

    Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области.

    Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

    Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

    Лабораторные работы:

    7. «Приспособленность организмов к среде обитания».

    8. «Оценка качества окружающей среды».

    Экскурсии: 2. «Оценка качества окружающей среды».

    После изучения темы учащимся следует:

    знать: – экосистемы, их структурные компоненты;

    характеризовать: – причины колебания численности популяции;

    объяснять: – регуляцию численности как основу сохранения популяций;

    сравнивать: – экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты;

    обосновывать: – причины устойчивости и смены экосистем;

    – круговорот веществ в экосистеме, его значение;

    выявлять: – пищевые связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение;

    применять знания: – для объяснения причин устойчивости и смены экосистем.

    Предметно-информационная составляющая образованности:

    • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Урала;
    • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
    • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
    • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
    • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
    • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
    • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
    • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
    • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
    • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.



    Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

    • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
    • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
    • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
    • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
    • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
    • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
    • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
    • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
    • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
    • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

    Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

    • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
    • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
    • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
    • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
    • понимание особенностей тендерной социализации в подростковом возрасте;
    • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

    Календарно – тематическое планирование

    №п/п

    Название раздела, тема урока. 

    Тип урока

    Элементы содержания

    Кол-во часов

    Тип урока

    Форма урока

    Средства обучения. Информационное сопровождение

    Дата

    по плану

    факт

    1. Введение в основы общей биологии  (4 ч)

    1.

     Биология- наука о живом мире.

     §1, вопросы 1 - 3

     Биология- наука о живой  природе.  Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения

     живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание и измерение биологических

    объектов

     1

    Урок актуализации знаний и умений

     Беседа

    Таблица»Комплекс биологических наук»

    2.

     Общие свойства живых организмов.

     

    § 2, заполнить таблицу

     Отличительные особенности живых организмов от

    неживых тел:  клеточное строение, обмен веществ и  превращение энергии,  раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

    Эволюция.

     1

    Комбинир. урок

     Беседа

    Мультимедийная презентация «Свойства живых организмов»

    3.

     Многообразие форм живых организмов.

    § 3, вопросы 1-3

     

    Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

     1

    Комбинир. урок

     Беседа

     Таблица 

    « Многообразие форм живых организмов»

    4.

    Биологическое разнообразие вокруг нас.

    Отчет по экскурсии, с.11 -12

    Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

    Комбинир. урок

    Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

     Блокнот, карандаш  .

    1. Основы учения о клетке (10ч)

    5.

     Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

     §4

    Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

     Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные

    и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

     1

    Комбинир. урок

     Беседа с элементами рассказа

    Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток»

    6.

      Химический состав клетки.

      §5, вопросы 1- 3

     Общность хим. состава  клетки. Неорганические  (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

     1

    ИНМ и перв. закр.

     Беседа с элементами рассказа

     Таблица-схема хим. состава клетки

    7.

     Белки и нуклеиновые кислоты.

    §6

     

     Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК,  

      их структура и функции.  Репликация.

     

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ

    Модель ДНК, таблица «Строение белка»

    8.

     Строение клетки.

     §7

     Строение клетки.  Мембрана клетки. Цитоплазма.

    Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

     1

    Комбинир. урок

     Беседа

    Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы»

    9.

     Органоиды клетки и их функции.

     §8

     Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.  Одноклеточные и многоклеточные организмы.

     1

    Урок компл. применения ЗУН.

     Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения  клеток растений, животных, бактерий»   

    Лаб. раб. №2

    «Изучение клеток бактерий»

    Таблицы»Строение  растительной клетки»,  Строение  животной клетки», «Разнообразие клеток»

    10.

     Обмен веществ и превращение энергии.

     

    §9

     Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

     1

    ИНМ и перв. закр.

    Беседа с элементами рассказа

    Таблица «Метаболизм»

    11.

    Биосинтез  белков в живой клетке.

     §10

     Понятие о биосинтезе.  Ген- участок ДНК.  Генетическии

     код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

     1

    ИНМ и перв. закр.

     Урок - лекция

    Таблица «Биосинтез белка»

    12.

     Биосинтез углеводов- фотосинтез.

     §11

    Питание. Различия организмов по способу питания.

    Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла.

     Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

     

     Комбинир. урок

    Беседа с элементами рассказа

    Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева

    13.

    Обеспечение  клетки энергией.

     §12,  подготовиться к зачету

     Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки

     энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное  расщепление. Гликолиз.

     1

    Комбинир. урок

     

    Мультимедийная презентация «Биологическое окисление»

    14.

    Зачет по теме «Основы учения о клетке»

     

     Содержание всей темы.

     1

    Урок контроля и оценки знаний

    Урок-зачет

    Тестовые задания, биологические задачи

    1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

    15.

     Типы размножения организмов.

     §13

     Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз,

    почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

    1

    Урок актуализации знаний и умений

     Урок взаимообучения

    16.  

    Деление клетки. Митоз.

     §14

     Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  

    Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

     1

    Комбинир. урок

     

    Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения

    17.

    Образование половых клеток. Мейоз.

     §15

     Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность.  Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток  ( гаметогенез).

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Мейоз»  

    18.

    Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

     

    §16, с. 58 -59

    Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника)

    19.

    Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

     

     Содержание всей темы.

    1

    Урок контроля и оценки знаний

    ОСЗ

    Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест

    1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

    20.

    Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

      

    §17, 18

     Генетика – наука о закономерностях наследственности  и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов,

     ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы,

     гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Урок – лекция

    Мультимедийная презентация «История развития генетики»

    21.

     Генетические опыты 

    Г. Менделя.

     §19, вопросы 1 - 4

     Методы в исследованиях Г. Менделя

     (гибридологический метод).  Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.  Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

     1

    Комбинир. урок

     Рассказ

    Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя

    22.

     Дигибридное скрещивание.  

    §20, задачи в тетради

    Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

    Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.  

     1

     Комбинир. урок

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Дигибридное скрещивание»

    23.

     Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

     §21

     Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон  сцепленного наследования

    Т. Моргана.  Группа сцепления. Кроссинговер.

     1

     Комбинир. урок

    Рассказ с элементами беседы

    Портрет Т Моргана,

    24.

     Взаимодействие генов и их множественное  действие.

     

    §22

    Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

     1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ

    Учебник

    25.

     Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

     

    §23

     Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип.

    Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

     1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ

    Таблица «Генетика пола»

    26.

    Наследственная изменчивость.

     §24

     Изменчивость- свойство организмов.  Наследственная изменчивость.

     Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

     

    1

     Комбинир. урок

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия»

    27.

      Типы изменчивости.

     §25, сообщения

     Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

    Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

     1

     Комбинир. урок

     Лаб. раб. №3«Выявление  изменчивости у организмов»

    Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки

    28.

     Наследственные болезни, сцепленные с полом.

     §26

    Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями

     хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

     1

     Комбинир. урок

     Урок –лекция

    Мультимедийная презентация «Наследственные болезни»

    29.

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

    Содержание всей темы.

    Урок  обобщение и систематизации знаний

    Беседа

    Подготовиться к зачету

    30.

    Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

     

     Содержание всей темы.

    1

    Урок контроля и оценки знаний

     Урок защиты знаний

    Карточки- задания

    5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

    31.

     Генетические основы селекции организмов.

     

    §27

     Из истории селекции. Селекция как наука.

     Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

     1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица – схема «методы селекции»

    32.

     Особенности селекции у растений.

     

    §28

    Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия.

     Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области

    33.

     Центры многообразия и происхождения культурных растений.

     §29

     Исследования Н.И. Вавилова.  Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных

     растений.

     1

     Комбинир. урок

    Урок-экспедиция

    Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений»

    34.

    Особенности селекции животных.

     

    §30

     Цели селекции животных. История одомашнивания.

     Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе

    при выведении новых пород животных.

     1

     Комбинир. урок

    Рассказ с элементами беседы

    Мультимедийная презентация «Селекция животных»

    35.

     Основные направления селекции микроорганизмов.

     

    §31

     Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической  и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов:

     генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

     1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве»

    6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

    36.

     Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

       §32, сообщения

    Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза.  Значение работ Л. Пастера

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ

    Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет  Л. Пастера

    37.

    Современные представления о возникновении жизни на Земле . 

    §33

    Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения

    жизни.

    Портрет А.И. Опарина

    38.

     Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

     §34

     Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот  к эукариотам. Возникновение биосферы.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки»

    39.

    Этапы развития жизни на Земле.

      

    §35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

    Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности.  Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

     1

    Комбинир. урок

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Эволюция растительного и животного мира»,

    40.

     Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

     

     С. 131 - 132

     Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши  животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

     1

     Комбинир. урок

    Урок-экскурсия «История живой природы местного региона»    

    (экскурсия в МВК «Природа»)

     Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии)

    Учение об эволюции (11 ч)

    41.

     Идея развития органического мира в биологии.

     

    §36

     Появление идей  об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

    Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Портреты ученых

    42.

    Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

     

    § 37

    Дарвин – основоположник   учения об эволюции, его исследования.  Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч.

     Дарвина.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции»

    43.

    Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность  организмов к среде.

     Записи в тетради

    Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций.

     Приспособительность организмов   как результат естественного отбора. Движущие силы и результат

     эволюции.

     1

    Комбинир. урок

    Лаб. раб. № 4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

    44.

     Современные представления об эволюции органического мира.

     

    §38

    Популяция как элементарная единица эволюции.

     Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

     1

    Комбинир. урок

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица-схема «Факторы эволюции»

    45.

    Вид, его критерии и структура.  

     

    §39, заполнить таблицу

    Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

     1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Гербарные экземпляры  растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида»

    46.

     Процессы  образования новых видов в природе – видообразование.

     

    §40

     Видообразование: географическое и экологическое.  Изолирующие механизмы:  географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки

     размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Видообразование»

    47.

     Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

     

    §41

    Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и  биологический прогресс.

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ с элементами беседы

    Мультимедийная презентация «Главные направления эволюции»

    48.

     Основные направления эволюции.

     

    §42

    Биологический прогресс, биологический регресс.

     Основные направления эволюции: ароморфоз,

     идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

    1

      Комбинир. урок

    Урок- лекция

    Таблица «Основные направления эволюции»

    49.

    Основные закономерности эволюции.

      

    §43, сообщения

     Основные особенности эволюции. Эволюция

    – необратимый процесс исторического развития органического

    мира.  Адаптации (общие, частные).

     1

     Комбинир. урок

     Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире»

    50.

     Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.

     

    С. 160 – 161, подготовиться к зачету

     Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы.  Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

    Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

     1

     Комбинир. урок

      Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

    Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов»

    51.

    Зачет по теме «Учение об эволюции»

     

     Содержание всей темы.

    1

    Урок контроля и оценки знаний

    Зачет

    Карточки-задания

    1. Происхождение человека (антропогенез) (5ч)

    51.

     Место человека в системе органического мира.

     

    §44

     Человек как вид, его сходство с животными и  

    отличие от них.

    1

    Урок компл. применения ЗУН.

    Дискуссия

    Таблица «Человекообразные обезьяны»

    53.

     Доказательства эволюционного происхождения человека.

     

    §45

     Антропогенез.  Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.  

     1

     Комбинир. урок

     Рассказ с элементами беседы

    Набор «Происхождение человека»

    54.

     Этапы эволюции человека.

     §46,  47,заполнить таблицу

     Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

     1

     Комбинир. урок

    Урок-лекция

    Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека»

    55.

     Человеческие расы, их родство и происхождение.

     §48 , 49, с.183 - 184

    Человеческие расы: негроидная, монголоидная,

     европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический  вид.

     1

     Комбинир. урок

    Беседа

    Таблица «Человеческие расы», фотографии

    56.

    Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

     

     Содержание всей темы.

     1

     Урок контроля и оценки знаний

    Зачет

    Карточки - задания

    1. Основы экологии (12 ч)

    57.

    Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

      

    §50

    Экология –  как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические

     факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

     1

    Комбинир. урок

     Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Среды жизни»

    58.

     Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

      

    §51

    Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ с элементами беседы

    Таблица-схема «Экологические факторы»

    59.

     Приспособленность организмов к действию факторов среды.

     

    §52, сообшения

     Приспособленность организмов к различным

     экологическим факторам среды (на примере температуры

     или влажности): экологические группы и жизненные

     формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

    1

      Комбинир. урок

      Лаб. раб. №6   «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

    Таблица «Приспособленность организмов»

    60.

     Биотические связи в природе.

     

    §53

     Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

    1

     Комбинир. урок

     

    Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов»

    61.

     Популяции как форма существования видов в природе.

     §54

    Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция.

     Популяция – форма существования вида в природе.

     Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и

    половая структура.

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ с элементами беседы

    Видеофрагмент

    62.

    Функционирование популяции  и динамика ее численности в природе.

     §55

     Популяция. Функционирование популяции  в природе. Динамика численности  популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

    1

    ИНМ и перв. закр.

    Рассказ

    Таблица

    63.

     Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

     §56

    Естественные и искусственные биоценозы.  Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы.  Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

    1

      Комбинир. урок

    Урок -лекция

    Таблицы  «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе»

    64.

    Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

      §57

    Экосистемная организация живой природы.  Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты,

     консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток

    энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые

     связи в экосистеме.  

    1

    Урок комплекс. применения ЗУН

     Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

    Видеофрагмент из фильма «Основы экологии»

    65.

    Развитие  и смена биогеоценозов. 

     §58

    Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Рассказ с элементами беседы

    Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема»

    66.

     Изучение и описание экосистем  своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

     

     Повторить §57

     Состояние экосистемы своей  местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

    1

     Урок компл. применения ЗУН. 

    Лаб. раб. №8  «Изучение и описание экосистемы своей местности»  

    Лаб. раб. №9

    « Выявление типов взаимодействия  разных видов в конкретной экосистеме»

    67.

     Основные законы устойчивости живой  природы.

     

    §59

     Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

    1

      Комбинир. урок

    68.

     Биосфера как глобальная  экосистема. Экологические проблемы.

     

    §60

     

     Записи в тетради

     Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И.

    Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в

    устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере.

    Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление

     озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную

     жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

    1

    ИНМ и перв. закр.

     Лаб. раб. №10«Анализ и оценка  влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»»

    Видеофильм «Биосфера»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа "Роспись по стеклу и керамике" для учащихся 1-4 классов 68 часов в год, 2 часа в неделю, срок реализации программы - 1 год

    В программу "Роспись по стеклу и керамике" для учащихся начальной школы на 1 год обучения входят:пояснительная записка;учебно-тематический план;содержание программы;материалы и принадлежности;методиче...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год (базовый уровень) линия пономаревой 2 часа в неделю

    Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...

    Рабочая программа дополнительного образования по курсу: оздоровительная гимнастика для 5-9 классов (количество часов в год - 68 часов)

    Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей обучающихся 5-9 классов...

    Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

    Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

    Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.

    Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

    Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской...

    Рабочая программа по русскому языку на 2017-2018 учебный год 11 класс (105 часов в год, 3 часа в неделю)

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский ...