Водоросли - низшие растения
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по биологии в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorosli_-_nizshie_rasteniya.docx | 525.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Класс: 6
Автор УМК: И.Н.Пономарёва
Тема: Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений
Задачи: познакомить с многообразием водорослей, выделить отличительные черты водорослей разных отделов; показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей; развивать учебные умения и навыки самостоятельной работы с учебной литературой, микроскопом и микропрепаратами
Оборудование: гербарий «Водоросли»;динамические модели: «Хламидомонада», «Спирогира»; мультимедийный комплекс, информационный и практический модули ФЦИОР «Водоросли», учебники и инструкции для выполнения работы, микроскопы и микропрепараты «Спирогира»
Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.
Тип урока: изучение нового материала.
Предметные результаты:
- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;
- формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, хроматофор, зооспоры.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Выяснить особенности внешнего и клеточного строения водорослей;
- Формировать умение вести научный диалог;
- Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, микроскопом и микропрепаратами.
Содержание урока:
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Определение потребностей и мотивов Создание проблемной ситуации Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания | Организационный момент. Приветствие учеников. Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке. Как часто, ребята, мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем? Что мешает нам это сделать? Что может нам помочь? Организация познавательной деятельности учащихся, создание проблемной ситуации. Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и научно обосновать его. Посмотрите на фотографию небольшого пруда. Какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой? Как мы его называем в жизни? Задумывались ли вы, а с чем связанно это явление? Давайте найдем объяснение этого природного явления. Так как мы будем выступать в роли ученых биологов, которые объясняют нам все явления живой природы, давайте спланируем нашу научную деятельность. Что мы должны поэтапно делать, чтобы достичь поставленной цели? Актуализация знаний Теперь обратимся к нашему природному явлению. Фронтальная работа с классом по вопросам: Какой цвет приобрела вода? Чем это можно объяснить? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана? Чтобы ответить на эти вопросы выполните задание №1. из инструктивной карточки: проанализируйте стихотворение, в котором говорится о знакомом вам процессе. Листок зеленый- Труженик хваленый. Лучик света он поймал И в сахар упаковал. Какое предположение следует сделать из ваших выводов о тех организмах, что вызвали «цветение» воды? Как называют растения, которые обитают в воде? Значит все растения, которые растут в воде, водоросли? Как это можно доказать или опровергнуть? Что является основой деления царства Растений на систематические группы? Что изучает наука систематика? Какие растения объединяются в одну систематическую группу? | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу. Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы, предложенные учителем. Выдвигают гипотезы Устная работа с учителем Выполняют задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов. Подводят итоги работы: -фотосинтез это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света. - условия протекания фотосинтеза: наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа - в клетках растений для этого процесса есть специальные органоиды хлоропласты. Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока. Формулируют вывод: в одной систематической группе находятся организмы, имеющие определённую степень сходства, поэтому водоросли должны иметь общие признаки. | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем) Познавательные: общеучебные: целеполагание, построение речевого высказывания; логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные : формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование Познавательные (умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений) Регулятивные (умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно) |
Принятие учебных целей и условий их достижения | Так как мы будем выступать в роли ученых биологов, которые объясняют нам все явления живой природы, давайте спланируем нашу научную деятельность. Что мы должны поэтапно делать, чтобы достичь поставленной цели? Как думаете, как можно сформулировать тему урока? Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока? | Формулируют тему урока «Водоросли и их многообразие» и учебные задачи: изучить особенности строения и жизнедеятельности водорослей Записывают тему урока в тетрадь | Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование) Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) Постановка проблемы и её решение Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками) |
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов | Мир водорослей огромен по числу представителей, разнообразия их размеров и формы. Большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве. Сравните водоросли на рис.106-107 стр. 108-109 учебника, найдите черты сходства и различия у этих растений. Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. Выполните задание №2 из инструктивной карточки. Для этого используйте рисунок 108 на стр.109 учебника Проверьте свои ответы. Как можно доказать, что хламидомонада растение? А вот еще одна загадка природы. Вспомните песенку из известного детского фильма про Буратино: «Затянулось бурой тиной гладь старинного пруда…» А что такое тина? Организует лабораторную работу учащихся. Задание: изучить строение многоклеточной водоросли спирогиры Выполните задание №3 из инструктивной карточки. Затем проверьте друг у друга и выставите баллы за проделанную работу. Используя текст учебника на стр.110, ответьте на вопрос: как размножаются одноклеточные и многоклеточные водоросли? Используя динамические модели, составьте схему размножения хламидомонады и спирогиры Если мы посмотрим на следующий слайд, мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое. С чем это связано? На какие систематические группы мы можем разделить водоросли по строению? Какие особенности строения имеют многоклеточные водоросли? Выполните задание №4, и заполните в бланке ответов терминологические понятия «слоевище» и «ризоиды» Подпишите части слоевища многоклеточных водорослей. Какие части вы выделили, какую роль играют выросты ризоиды? К чему они крепят водоросли? Если растения прикреплены к дну, то как мы можем их назвать? Сформулируйте понятие донные водоросли. Вспомните, где в воде находится известная нам хламидомонада, спирогира? Как можно назвать такие водоросли? Сформулируйте понятие плавучие водоросли. Используя текст учебника на стр.111-112, ответьте на вопрос: какое значение имеют водоросли? | Вывод: тело водорослей не разделено на органы, а представлено слоевищем или талломом, поэтому водоросли относятся к низшим растениям. Водоросли бывают одно- и многоклеточными организмами, имеют разнообразную форму и окраску слоевища, автотрофы Выполняют задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов. Выставляют баллы за выполненную работу. Вывод: имеет хроматофор с хлорофиллом, автотроф Выполняют последовательно лабораторную работу с микропрепаратом «Спирогира», задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов. Выставляют баллы за выполненную работу. Вывод: водоросли размножаются бесполым (вегетативно или зооспорами) и половым (коньюгация или гаметы) способами. Вывод: водоросли подразделяются на три отдела: Зелёные, Бурые и Красные водоросли, имеющие разный набор светопоглощающих пигментов, определяющих окраску слоевища. Вывод: водоросли выделяют кислород, являются источником органических веществ для водных обитателей, используются человеком в качестве пищи, кормов для животных, удобрений, для очистки сточных вод. | Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) Регулятивные (преодоление препятствий, коррекция, оценка) Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Познавательные (умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений) Регулятивные (умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно) |
Итоговый самоконтроль и самооценка | Какую цель мы ставили перед уроком? Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки? Какое практическое значение имеет для вас полученные знания и умения? Какие термины новые мы узнали? Фронтальная работа с классом по вопросам:
Для закрепления материала предлагаю выполнить задание №5. Вставьте пропущенные слова из предложенных терминов, чтобы у вас появился текст, содержащий выводы урока. Оцените свою работу на уроке. У вас есть лист самооценки своей работы на уроке, заполните их. В них проставьте баллы, которые вы заработали на уроке за свою деятельность. Предлагает учащимся домашнее задание: изучить параграф 20, подготовить тематические сообщения: «Интересные факты из жизни водорослей», «Многообразие водорослей», «Практическое значение водорослей» или составить кроссворд. | Перечисляют новую для себя информацию Учащиеся осуществляют самоконтроль и самопроверку. Выполняют работу и заполняют бланк ответов, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг. Заполняют лист самооценки. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. | Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности) Регулятивные (умение оценивать свою деятельность, самоконтроль и самооценка) |
Приложение 1
Инструктивная карточка к уроку по теме: «Водоросли»
Задание №1. Прочитайте стихотворение, дайте ответы на вопросы.
Листок зеленый-
Труженик хваленый.
Лучик света он поймал
И в сахар упаковал.
О каком процессе говорится в данном стихотворении?
О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении, а о каких не упоминаются? Ответы занесите в бланк ответов.
Задание №2. «Строение одноклеточных водорослей».
Рассмотрите рисунок 108 на стр.109 учебника и ответьте на вопросы:
1. Какая водоросль изображена на рисунке?
2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады?
Части клетки укажите в бланке ответов.
Задание№3 «Строение спирогиры».
- Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат водоросли спирогиры.
- Сравните строение хламидомонады и спирогиры. Что общего, в чем различия? Результаты занесите в бланк ответов.
Задание №4
- Тело этих водорослей состоит уже множества клеток, но все они одинаковы. Как называется такое строение? Используй текст учебника на стр. 108.
- На какие систематические группы мы можем разделить водоросли по строению? Используй текст учебника на стр. 111.
- Какие особенности строения имеют многоклеточные водоросли?
- Как называются водоросли, которые ведут прикрепленный образ жизни? (сформулируете понятие).
- Как называются водоросли, которые находятся в толще воды? (сформулируете понятие)
Ответы занесите в бланк.
Задание №5. Сформулируйте основные выводы урока. Заполните пропуски в тексте.
Задание выполняется в бланке ответов
Приложение 2
Бланк ответов к теме: «Водоросли»
Задание№1.
В этом стихотворении говорится о процессе_____________________________________
Для этого процесса необходимо____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов 5.
Задание №2. В бланке подпишите известные тебе части клетки хламидомонады. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание 8 баллов.
Задание№3. Сопоставьте свои ответы по слайду, за каждый правильный ответ поставьте балл. Максимальное количество баллов 6.
Сходства | Различия | |
Хламидомонада | Спирогира | |
Задание№4. Запишите термины.
1.______________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов 5.
Задание №5 Водоросли - это ______ , т.к. имеют ______ . В основе питания лежит процесс ________ . Главная среда обитания _______ . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и ________ . Различают одноклеточные и многоклеточные водоросли, тело которых называют __________ . Если водоросли живут на дне их называют ______ , а те которые в толще воды ___________ . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают __________ ,а выделяют ___________ .
Термины: фотосинтез, углекислый газ, водная, донные, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, плавающие.
Максимальное количество баллов 10 баллов.
За всю работу на уроке максимальное количество баллов, которые можно заработать - 34. Подсчитай свои баллы и сравни со шкалой, предложенной ниже.
«отлично» - 34-26 баллов; «хорошо» -26-22 баллов, если ты набрал меньше баллов, выполни повторно эту работу дома.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по биологии 6 класс (Низшие и высшие растения)
Кратковременный письменный опрос (В.В. Пасечник)...
мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"
Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...
Презентация к уроку "Низшие растения Водоросли" 6 класс
Презентация поможет организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома при освоении темы "Низшие растения Водоросли" в разделе Систематика растений, в курсе Растения, 6 класс....
Тренировочный тест ЕГЭ по биологии по теме: "Низшие растения.Водоросли"
Данный тест составлен с учетом оосбенностей нового формата ЕГЭ по биологии 2016 года...
Водоросли. Водные растения
Вопросы и задания...
Водоросли - низшие растения
Комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний в 6 классе по биологии...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...