«СВОЯ ИГРА» (КЛУБ ЗНАТОКОВ БИОЛОГИИ).
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

    Цель: повышение интереса  к  науке «Биология»,  к ее достижениям  и  предмету изучения; осмысление связей и отношений между  биологическими объектами; формирование   понимания  развития  интеллекта как ценностной характеристики  личности.  На этапе подготовки к игре обучающиеся  знакомятся с дополнительным материалом, используя   справочные источники, литературу, Интернет-ресурсы по данной тематике, что позволяет  углубить  и расширить их знания.

Представленная  разработка  может быть использована на внеурочных занятиях, при  проведении внеклассных мероприятий, предметных недель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_svoya_igra_klub_znatokov_biologii.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная  школа  №2

города Аркадака Саратовской области

 «СВОЯ  ИГРА»  

(КЛУБ  ЗНАТОКОВ  БИОЛОГИИ).

                                                      Учитель биологии Гроль Е.В. и группа            

                       обучающихся школы.

    Цель: повышение интереса  к  науке «Биология»,  к ее достижениям  и  предмету изучения; осмысление связей и отношений между  биологическими объектами; формирование   понимания  развития  интеллекта как ценностной характеристики  личности.

Содержание вопросов   интеллектуальной  игры  разное  по уровню сложности и  по тематике, что предоставляет возможность отдельным игрокам или командам самостоятельного выбора номинации и  номера  задания. На этапе подготовки к игре обучающиеся  знакомятся с дополнительным материалом, используя   справочные источники, литературу по биологии, что позволяет   углубить  и расширить  знания по  предмету.

Данная разработка  может быть использована на внеурочных  занятиях. Сценарий содержит презентацию  для  проведения  игры. (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Начало игры. Звучит звуковая заставка игры «Своя игра».  ( Слайд №1)

Ведущий  приветствует всех присутствующих и поздравляет с участием  в игре, знакомит  с правилами игры. ( Слайд №2)

Правила игры.

     В игре принимают участие 3 игрока или 3 команды. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков  (команды) на счету 0 очков. Суть игры заключается в том, что  участники отвечают на вопросы различного уровня сложности, пытаясь опередить друг друга. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Игра состоит из  3  раундов.

Начинается игра   с  1 раунда  «Кто быстрее?». По его итогам  определяется последовательность участия  игроков в игре. 2 раунд состоит из 35 вопросов  (7 тем  по 5 вопросов каждый).   После ответа (в  случае неверного ответа  ведущий  объявляет  верный)   право выбора  вопроса  переходит к сопернику.

Раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны  33 любых вопроса  предложенных тем.

По итогам  раунда определяются два игрока (команды), набравшие наибольшее количество очков. Между ними разыгрывается  вопрос третьего раунда.  Цена вопроса - 50 баллов, которые  добавляются  к общей сумме баллов  ответившего верно игрока  (или команды).

Жеребьевка, определение состава   участников   или   команд. Состав команд может быть определен ведущим или  в результате  выбора участниками игры карточек с номерами команд. Представление  членов  жюри. ( Слайд №3)

      Ведущий-  Итак, вопрос первого раунда позволит определит порядок выступления игроков или команд. Кто первым  верно ответит на предложенный  вопрос, тот получает право первым выбирать вопросы второго раунда. Вторым соответственно станет участник или команда, которая  второй по счету  верно ответила на вопрос раунда. Если никто из команд не ответил верно на вопрос раунда, то первым начнет игру команда, сделавшая наименьшее число ошибок. ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Первый  раунд  «Кто  быстрее?»  (Слайд №4)

Вопрос. Назовите  представленных вам ученых

Ответ. Ч. Дарвин, М. Ломоносов, К. Линней, Ж. Б. Ламарк,  И. П. Павлов,  Ф.    

             Крик и  Д. Уотсон,  Ч. Дарвин (молодые годы)

Ведущий  по итогам первого раунда определяет  последовательность участия  игроков (команд) в игре.

Второй   раунд

Ведущий  знакомит участников игры  с предложенными  номинациями.

(Слайд №5)

Примечание: в  ходе игры переход от одного выбранного вопроса к другому осуществляется с помощью гиперссылки. Для этого необходимо навести курсор на количество баллов и откроется тот слайд презентации, который содержит вопрос, выбранный участниками игры. Получив ответ и показав верный ответ на слайде, ведущий вновь возвращается на слайд №5.

Эти  удивительные животные.

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

Много есть чудес на свете. Человек  - их всех чудесней!

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

Памятники

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

Мало кто  знает…..

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

Из жизни  великих  ученых

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

Исторические факты

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

С миру по нитке.

10 баллов

20 баллов

30 баллов

40 баллов

50 баллов

Тема I. «Эти  удивительные  животные».

( Слайды № 6-10)

Вопрос 1 (10 баллов).

Что такое "босая" лошадь?

Ответ. Неподкованная

Вопрос 2 (20 баллов).
 Австралия – это   настолько  большой остров,  что его  обычно   считают континентом  и  на  нем  ИХ  живет  втрое больше, чем людей. Внимание  вопрос. Кого мы  заменили  на слово  ИХ ?

Ответ. Кенгуру

Вопрос 3 (30 баллов).
Чтобы добыть один килограмм этого вещества, некое существо должно пролететь почти 300 000 км и посетить 19 миллионов чего-то. Назовите это существо и это вещество. 

Ответ. Пчелы и мёд

Вопрос 4 (40 баллов).
На лугу паслись две лошади. Они были похожи, как две капли воды, только у одной хвост был в два раза длиннее, чем у первой. В остальном и по силе, и по росту, и по аппетиту они были совсем одинаковы. Как вы думаете, какая из лошадей съела больше травы?

Ответ. Съела  больше  та лошадь, у которой хвост больше. Ей легче отмахиваться от мух и оводов, которые постоянно надоедают и отвлекают лошадей.

Вопрос 5 (50 баллов).

У лебедя ИХ  около 25 тысяч, у кряквы — 13 тысяч, у певчих птиц от 1500 до 4000. У овсянки то 2710, то 1508.
Ответ. Перьев

Тема II. «Много   есть  чудес  на  свете. Человек  -  их всех чудесней!»

(Слайды №11-15)

Вопрос 1 (10 баллов).

Один получил свое имя за свои габариты, другой - за способность давать информацию, третий - за свою дислокацию, а четвертый и вовсе предпочитает оставаться инкогнито. А как зовут пятого?

Ответ. Мизинец. Речь идет о  пальцах: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Ведущий- Второй вопрос второго раунда состоит из двух. Участники могут ответить на любой из них. При  этом второй вопрос они должны  адресовать  любому из своих соперников. В случае верного ответа соперники получат дополнительно 20 баллов, которые суммируются к  заработанным ранее баллами, а в случае  неверного ответа у соперника будет снято  20  баллов.

Вопрос 2 (20 баллов).

Каждому человеку два раза в жизни ЭТО дается бесплатно. Но чтобы получить ЭТО в третий раз, человеку приходится платить огромные деньги. Что это?

Ответ.  Зубы

Вопрос  2 (20 баллов).

Человек более чем на 75 % состоит из воды. Кровь состоит из воды на 90 %. А что в человеческом организме самое сухое, содержащее 10% воды?

Ответ. Зубная эмаль

Вопрос 3 (30 баллов).

 Ученый Л.Рубинштейн  утверждал:

«Не обладая  ЭТИМ, мы были бы существами на час. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников».

Ответ. Памятью

Вопрос 4(40 баллов).

10 % мужчин и 8 % женщин на Земле – это……

Ответ. Левши

Вопрос 5 (50 баллов).

Три века назад эту процедуру проводили с расстояния около пятидесяти метров. Сократить расстояние в десять раз позволило изобретение советского ученого, которое вы наверняка видели.

Ответ. Таблица для проверки зрения (Таблица Сивцева)

Тема III. «Памятники».

( Слайды №16-21)

Вопрос 1 (10 баллов).

Этот памятник установлен   ИМ в Ханты-Мансийске.

Ответ. Мамонтам

Вопрос 2 (20 баллов)

Этот памятник в городе Ижевске - дань уважения  собаке Звездочке. Назовите её «профессию».

Ответ. Космонавт

Вопрос 3. (30 баллов)

Этот  монумент  установлен ЕМУ в городе Мариинск Кемеровской области в 2008 году, объявленном  ООН  ЕГО  Международным годом.

Ответ. Картофелю

(Слайд №19).

Комментарий ведущего-« Это интересно.  Географическое место выбрано для инсталляции не случайно. Мариинский район является родиной мирового рекорда по урожаю картофеля - 1.331 центнера с одного гектара, установленного более шестидесяти пяти лет назад так и не побитого до сих пор.Внимание к этой высокоурожайной культуре, по мнению экспертов ООН, поможет искоренить нищету в мире. Ведь по объёму производства данный многолетний клубень является одной из самых популярных в мире культур, уступающий только пшенице, рису и кукурузе.

Памятник картофелю представляет собой одушевлённый клубень в виде лубочного усатого мужичка. Выполнен он из дерева местным мастером- берестянщиком Юрием Михайловым и установлен на центральной улице города».

Вопрос 4 (40 баллов).

Существует очень много памятников животным – собакам, кошкам, птицам...

Этому  ставят памятники  чаще всего.

Ответ. Человеку

Вопрос 5 (50 баллов).

Этот своеобразный памятник  природы связан с именем великого русского поэта. Назовите его имя.

Ответ. М.Ю. Лермонтов.  

Комментарий ведущего- «Табличка  рядом  с ним  гласит  «Дуб, по преданию, посаженный М.Ю. Лермонтовым  погиб от урагана 11 июня 1995 года».

Тема IV. « Мало кто  знает…»

( Слайды № 22-27).

Вопрос 1(10 баллов).

Самая сильная мышца в теле  человека.

Ответ. Язык

Вопрос 2 (20 баллов).

У тигра  уникальны полосы на теле, у человека уникальны отпечатки пальцев, а у собаки  отпечаток  ЕГО.

Ответ. Носа

Вопрос 3 (30 баллов).

Народное название этой травы "Мяун".  Какое научное название  у этого растения?

Ответ. Валериана

Вопрос 4 (40 баллов).

Если бы человек мог так же хорошо прыгать как ЭТО  насекомое, то легко бы без разбега перемахнул через 40-этажный дом.

Ответ. Блоха

( Слайд №26).

Комментарий ведущего – «Это интересно.  Лучшим прыгуном среди насекомых считается кошачья блоха (Cteneocephalides  fellis). Она может подпрыгнуть вверх на 34 сантиметра. При микроскопических размерах этой блохи — это абсолютный рекорд».

Вопрос 5 (50 баллов).

Среди звёзд есть, например, звёзды с такими названиями: Юбилейная белая, Голубая  хавская, Кварцевая башня, Рубенс . А где Юбилейную белую, Голубую  хавскую, Кварцевую башню, Рубенс можно увидеть ещё?

Ответ. В цветнике. Это астры. (в зачет  ответы: «Оранжерея», «Клумба»)

Тема V.  «Из жизни  великих  ученых».

(Слайды № 28-33)

Вопрос 1 (10 баллов).

 Учение Ч. Дарвина потрясло ЕГО , но одновременно оставило чувство неудовлетворенности: не была решена проблема происхождения живого. Этой проблеме Александр Иванович посвятил всю свою жизнь.  Назовите фамилию  великого ученого.

Ответ. Опарин

Вопрос 2.

15 сентября 2013 года  -  этому   Саратовскому  ВУЗУ  исполнилось 100 лет. Это старейшее учебное заведение носит имя ученого, о котором  один из выдающихся сельскохозяйственных деятелей -Н.М. Тулайков  сказал проникновенные слова:

“Не погибнет Россия, если у нее есть такие сыны, как ……………”.

Ответ.  Николай Иванович Вавилов

(Слайд №  30). 

Комментарий ведущего – «Это интересно. 1920 год — пик саратовской жизни Н.И. Вавилова. Первую половину года он занимается подготовкой к Третьему селекционному съезду как ученый и как председатель оргкомитета. Съезд открылся 4 июня в самой большой аудитории университета (у входа в нее там сейчас мемориальная доска), которая не вместила всех желающих: одних участников было около двухсот человек. Места не оставалось даже в проходах и на балконах. Жаждали услышать новое, необычное.

И это ожидание оправдалось. Первые же доклады вызвали живейший интерес. Но самым ярким было выступление Вавилова о законе гомологических рядов. Первые мгновения после последних слов докладчика никто не осмелился нарушить тишину. А потом долго, неистово аплодировали. Профессор В.Р. Заленский первый произнес слова, которые затем повторяли бесчисленное число раз: “Съезд стал историческим. Это биологи приветствуют своего Менделеева”».

Вопрос 3 (30 баллов).

Один выпускник из университета в Павии получил множество наград и даже Нобелевскую премию в 1906 году за целый комплекс исследований в области физиологии. Очевидно, что научный аппарат, задействованный им, был достаточно обширным. Какая фамилия у бывшего студента из Павии?

Ответ.  Гольджи (аппарат Гольджи)

Вопрос 4 (40 баллов).

В статье «Три возраста эволюции» в журнале «Вокруг света» рассказывается, в том числе, и о том, что первые шаги в развитии Х были сделаны естествоиспытателем-самоучкой Менделеевым всего через шесть лет после выхода «Происхождения видов». Однако его работа осталась практически незамеченной. Фактически Х как наука родилась только в 1900 году, и сразу же противопоставила себя старой эволюционной теории. Мы не будем спрашивать вас, какое слово мы заменили на Х. Ответьте, какая фамилия заменена в тексте на «Менделеев»?

Ответ.  Мендель

Вопрос 5(50 баллов).

Однажды над французским естествоиспытателем  Жоржем Кювье решили подшутить. Ночью к нему в окно просунулась голова с «рогами» и прорычала:
    — Сейчас я тебя съем!
    — Нет, не съешь, — спокойно ответил проснувшийся ученый и убедительно мотивировал причину своей безопасности.
 Какова же была эта причина?

Ответ.  У тебя рога, значит, ты травоядное!

ТемаVI. «Исторические факты».

( Слайды №34-38)

Вопрос 1(10 баллов).

На выбранном для строительства плотины месте, инженеры из Висконсина обнаружили остатки плотины, построенной в 870 году до нашей эры. Кому понадобилась плотина в столь давние времена?

Ответ. Бобрам.

Вопрос 2 (20 баллов).

Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева?

Ответ. Ног, подошв (сандалии).

Вопрос 3(30 баллов).

Во время Первой мировой войны один из лётчиков был подбит вражескими самолётами и был вынужден сесть в поле гречихи. Там он не подвергался обстреливанию, но получил около 100 повреждений. Какие повреждения получил летчик?

Ответ. Его покусали пчёлы.

Вопрос 4 (40 баллов).

У многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря. А семена  какого растения находились внутри этого пузыря?

Ответ.  Гороха .

Комментарий  ведущего- «Именно отсюда и появилось выражение «шут гороховый».  

Вопрос 5 (50 баллов).

Один из бойцов 14-й инженерно-саперной бригады был ранен накануне конца войны и не мог самостоятельно участвовать в параде. Узнав об этом, Сталин приказал нести его на своей шинели. Мы не спрашиваем вас, как звали этого бойца. Назовите воинскую специальность того, кто нес этого бойца по Красной плошади.

Ответ. Кинолог.

Комментарий ведущего- «Это была собака-сапер, обнаружившая несколько тысяч мин и снарядов».

ТемаVII. «С миру по нитке».

(Слайды №39-43)

Вопрос 1 (10 баллов).

Эти природные звуки человек, поначалу просто имитируя, со временем «организовал», и появилась ОНА.

Ответ. Музыка  ( В качестве ответа включается  музыкальная заставка. В  ходе  музыкальной  паузы  игрокам предлагается  отдохнуть).

Вопрос 2 (20 баллов).

Многому учит нас природа. Принцип действия репейника, например,  был заимствован человеком для изготовления ИХ.

Ответ. Застёжек-липучек

Вопрос 3 (30 баллов).

На царский стол экзотические тогда ягоды доставляли из Астрахани подвешенными на ремнях таким образом, что каждая ягодка была обложена подушками. Назовите эти ягоды.

Ответ. Арбузы

Вопрос 4 (40 баллов).

Для чего предназначена  эта лестница в одном  азиатском поселке?

Ответ. Чтобы сесть на слона.

Комментарий ведущего-«Этот индийский поселок - центр  слоноводства.

Кстати, можно разглядеть хвост слона, если внимательно  приглядеться».

Вопрос  5 (50 баллов). 

Запись в одной китайской книге, написанной в 644 г., рассказывает нам о том, что один человек требовал, чтобы все жители молились червю, ибо кто будет молится этому червю будет богатым. Что это за червь?  

Ответ:  Личинка тутового шелкопряда

Рекламная пауза ( игра со зрителями).

(Слайды  №44-49)

Пока жюри  конкурса подводит  итоги  второго раунда, ведущий предлагает  зрителям рекламную паузу  «Эти  разные, разные,  разные…..». Для этого ведущий  предлагает  информацию  слайдов № 45, 46,47.  Слайды № 48  и 49 используются в игре  со  зрителями.

Третий раунд

(Слайд №50)

Ведущий предлагает участникам игры в течение 30 секунд подумать и  написать ответ на вопрос раунда  на листочках.

Вопрос (50 баллов)

Примеры какого природного процесса  отражают данные фотографии?

Ответ. Сукцессии.

Подведение итогов игры, награждение  команд  и  участников.          

(Слайд №51-52)

Заключительное  слово  ведущего.

Согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействованы 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося - всего 17. Таким образом, смеяться энергетически выгодней, чем плакать. Так давайте смотреть на мир добрыми глазами и  дарить друг другу теплые мгновения общения.

До новых  встреч,  друзья! Спасибо за  внимание!

Список  информационных  источников.

(Слайд №53)

1. Занимательные факты по биологии. (Режим доступа: nsportal.ruШколаБиология…-zadachi-po-biologii)

2. База вопросов  «Что? Где? Когда?»- ( Режим доступа: baza-voprosov.livejournal.com)

3. Вопросы для школьного турнира . Брейн - ринг  ( Режим доступа: db.chgk.info)

4. Школьный чемпионат  «Что? Где? Когда?» (Режим доступа: proshkolu.ruШкола blog/217088

5. Информационный материал СГАУ им. Вавилова (Режим доступа: SGAU.ruНовости100-let-sgau)

6. Выпускник- Логическая задача ( Что? Где? Когда?) на Эрудитов. Нет. ( Режим доступа: eruditov.netЛогические задачиВыпускник) 

6. Яндекс. Картинки - (Режим доступа: http://images.yandex.ru/ )