Внеклассное мероприятие "Правда о никотине"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

В чем конкретно выражается вред табакокурения?

Ученые однозначно подтверждают вред никотина для организма человека. Это вещество вызывает достаточно сильную зависимость. В то же время сам никотин не наносит существенного ущерба здоровью. Вред курения табака в основном связан с вдыханием продуктов горения.

Табачный дым имеет в составе до четырех тысяч химических веществ (смолы, тяжелые металлы, кислоты, альдегиды, угарный газ, фенолы и т. д.). Многие из них обладают токсическим и канцерогенным эффектом (вызывают рак). Опасны не только сами элементы, но и температура дыма. Горячий воздух обжигает дыхательные пути и легкие.

Вред сигарет для организма можно сравнить с радиоактивным излучением. Курение так же опасно, как и ежедневное рентгенологическое обследование.

Табачная продукция способствует возникновению и прогрессированию:

  • ишемической болезни сердца;
  • злокачественных опухолей (рак легких, гортани, ротовой полости);
  • гастрита;
  • хронического бронхита и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

Внеклассное мероприятие:

«Правда о никотине».

(для учащихся 6-7 классов)

Выполнила учитель биологии

Нуреева Т.И.

2017 г.

Внеклассное мероприятие: «Правда о никотине».

Цели: формировать  сознательное негативное отношение учащихся к курению и  пониманию необходимости вести здоровый образ жизни;

Задачи:

  1. Сформировать знания  о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека.
  2. Воспитывать культуру поведения, формировать навыки личной гигиены.
  3. Способствовать росту самосознания и самооценки подростков.
  4. Развивать умения анализировать и применять полученные знания в жизни.

Оборудование: таблица «Путь вдоха»; учащихся, выставка плакатов и рисунков.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока и цели.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня предстоит разговор – о коварном враге человека – ТАБАКЕ. Чаще всего получается, что человек, раз испытав удовольствие от курения, на всю жизнь остается его рабом. Хотел бы бросить сигарету, но уже не может, такое вот свойство у этого наркотического вещества – никотина. Недаром издавна называли это вещество похитителем здоровья и рассудка. Но кто в юности задумывается об отдаленных последствиях тех или иных нарушений здорового образа жизни.

А задумываться следовало бы …

Поэтому сегодня на занятии мы постараемся убедить вас в том, что по настоящему культурный человек не может злоупотреблять этим наркотическим веществом, которое приносит вред здоровью.

Сообщение ученика: «История открытия табака»

Табакокурение имеет более чем 500-летнюю историю. Открытие Христофором Колумбом в 1492 году Америки связано с открытием европейцами многих новых растений, в том числе табака. Не смотря на запреты Колумба, некоторые моряки тайно привезли листья и семена табака в Европу. Сначала табак был объявлен целебной травой. Вот как описывались его чудодейственные свойства в одной испанской книге в 1543 году: «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль, вылечивает головную боль...» Поэтому не удивительно, что он быстро завладел аристократическими салонами ещё в XVI веке и особенно стал популярным в XVII-XVIII веках. В России впервые табак появился при Иване Грозном. Его завезли английские купцы. В 1697 году царь Пётр I своим указом легализовал продажу табака. Мужчины, женщины, а также молодые люди начали курить, нюхать и жевать табак.

Считающийся вначале лекарственным средством от всех болезней, табак вскорости приобрёл дурную славу и испанская королева Изабелла первая прокляла его и тех, кто его употреблял. Затем её примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Фёдорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака под страхом смертной казни, применяемой к страстным курильщикам. Но уже ничто не могло остановить распространение этой «дымящейся отравы». Курение табака превращается в новый источник доходов для торговцев и правителей. Вначале испанцы сохраняли монополию на производство табака и торговлю им, запрещая вывоз его семян и листьев, но в 1558 году один придворный врач привёз в Португалию семена табака, хитро спрятанные им в парике. Так Испания потеряла свою монополию на табак, который впоследствии получил широкое распространение в мире. Далее люди начали выращивать более легкие сорта табака. В Бразилии в середине XVIII века начинают делать папиросы, а в начале XIX века — производить сигареты. Регулярные исследования, проводимые в различных странах, во всём мире, подтверждают, что причиной многих заболеваний, в том числе и со смертельным исходом, является курение; число их в настоящее время настолько велико, что представляет собой опасность для общества.

- Что же происходит с организмом  при курении табака?

Сценка из книги «Приключения Тома Сойера»,

как Том и Джо учились курить:

Автор. «После роскошного обеде и яичницы м рыбы Том объявил, что теперь он пожалуй, поучился бы курить. И Джо воспламенился этой мыслью. Они развалились на земле, опираясь на локти, и начали попыхивать трубками. Дым был неприятного вкуса и застревал в горле, но Том сказал:

Том. – Да, это совсем легко! Если бы я знал, что это так просто, я бы давно выучился.

Джо. – И я тоже, - ничего не стоит.

Том. – Сколько раз видел, как другие курят, вот бы думаю и мы тоже.

Джо. – Во и я тоже, правда Гек? Сколько раз я тебе это самое говорил, ты ведь слышал Гек? Мне кажется, я бы мог целый день курить трубку, - и даже ни капельки не тошнит.

Том. – И меня тоже ни капельки. Я бы мог курить целый день. А вот Джеф Тетчер, наверно, не мог бы.

Джо. – Джеф Тетчер! Да, он от двух затяжек под стол свалился.

Автор. – И разговор продолжается. Но скоро он стал каким-то вялым и бессвязным. Паузы удлинилсь, курильщики стали сплевывать что-то уж очень часто. За щеками у них образовались целые фонтаны, под языком было сущее наводнения, заливало даже горло, и все время подкатывала тошнота. Трубка выпала из ослабших пальцев Джо. Тоже случилось и с Томом.

Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

Сообщение учащегося. «Химический состав табака и табачного дыма».

Из табачных листьев выделено 2500 веществ. Их количество изменчиво. Это объясняется тем, что в процессе роста табак поглощает и "включает" в состав листьев вещества, находящиеся в почве, воде, воздухе, в том числе, содержащиеся в удобрениях, гербицидах, химикатах, которыми обрабатывают растения. На составе листьев отражаются особенности природных условий, агротехники, погоды и многие другие переменные факторы.
В составе табачного дыма выделено около 4000 веществ. Состав дыма более сложный и изменчивый, чем состав листьев, потому что много компонентов дыма образуется из окружающего воздуха, протягиваемого при курении через горящую сигарету. Температура внутри сигареты при затяжках поднимается до 600-800 градусов. Вредные вещества, содержащиеся в листе и воздухе, активизируются. Токсичность табачного дыма в 4,25 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобилей и в 248 раз выше токсичности отработанного газа газовых горелок. Имеют небольшое значение и манера курения, форма сигарет, а также другие факторы.
Большое количество ядовитых веществ в табачном дыму объясняется тем, что листья табака не горят, а тлеют при относительно низкой температуре 400-800°С. При этом протекает большое число химических реакций в т.ч. сухая возгонка.

Основной и побочный поток табачного дыма

Принято делить табачный дым на 2 потока – основной и побочный. Это существенно, потому что они имеют разный состав, дают различные последствия для здоровья, и это разделяет людей на активных и пассивных курильщиков.
Основной поток табачного дыма образуется в горящем конусе и в горячих зонах сигарет и сигар во время глубокой затяжки. Этот поток проходит через весь табачный стержень и выходит из конца сигареты, который находится во рту курящего. 35-40% сигаретного табака сгорает во время затяжек курящего. При затяжке через сигарету проходит больший объем кислорода, поэтому в это время в ней интенсивнее идут процессы окисления.
Побочный поток табачного дыма в некоторых изданиях называется "окружающий табачный дым". Он образуется в моменты между затяжками и выделяется с обугленного торца сигареты в окружающий воздух. В процессе тления между затяжками сгорает 60-65% сигаретного табака. При тлении сигареты кислорода в ней меньше, более активно идут реакции восстановления. В побочном потоке дыма, который вдыхают пассивные курильщики, больше содержится аммиака, угарного газа, бензопирена, аминов, в том числе ароматических и особенно летучих канцерогенных аминов. Например, содержание 4-аминобифенила -вещества, способствующего возникновению рака мочевого пузыря, в побочном потоке дыма в 30 раз больше, чем в основном.

 Учитель: А сейчас совершим путешествие «Путь воздуха по дыхательным путям» (таблица).

Учитель: Проследим «Путешествие табачного дыма по дыхательным путям»

Обычно температура табачного дыма 50-60 , а температура воздуха значительно ниже, такие перепады температуры отражаются, на зубной эмали появляются трещинки «Входные ворота для микроорганизмов. Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, вследствие чего зубы приобретают желтый цвет. Температура дыма оказывает влияние на слизистые оболочки рта и носоглотки. Капилляры их расширяются, слизистая щек, губ, десен воспаляются. Аммиак, кислота раздражают слюнные железы, наступает усиленное выделение слюны.

Часть слюны курильщики проглатывают, и ядовитые вещества дыма действуют на слизистую оболочку желудка, что не остается бесследным. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки бывают во много раз чаще у курящих, чем у некурящих. Слизистая оболочка гортани, трахеи бронхов и бронхиол, а также легочных пузырьков подвергаются раздражению составными частями табачного дыма-аммиаком, кислотами, твердыми веществами.

Статистика о вреде курения.

  • В табачном дыме содержится  аммиак.
  • Рак лёгких – это опаснейшее и быстро текущее заболевание, является уделом курящих.
  • Ежегодно люди выкуривают 3600 млрд. сигарет.
  • И ежедневно от курения умирает свыше 1 млн. курильщиков, т.е. 1 человек умирает через каждые 3 секунды.
  • Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 5-6 минут.
  • Человек, выкуривающий в день по 9 сигарет, уходит в мир иной на 5 лет раньше.

Заключительные слова ведущего:

(эти листовки-памятки раздаёт один из ведущих)

Наши пожелания вам

Выберите, что вам дороже: чистый воздух или сигаретный дым;

Помните: сделать ошибку очень просто, исправить трудно.

Не забывайте протягивать руку помощи тем, кто попал в беду.

Умейте выбирать друзей.

Сейчас школа - это самое важное в вашей жизни. Без знаний вы никто.

Вы пришли в этот мир, чтобы жить и приносить пользу людям.

Помните: смелый не тот, кто научился курить, пить, принимать наркотики, а

тот кто сумел от этого отказаться и помог это сделать другим.

Какие преимущества можно приобрести, если не курить:

не придется мучиться, что негде купить сигареты.

не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод будете выглядеть лучше родные не будут задыхаться в табачном дыму лучше выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу у вас появятся деньги, потому что не придется покупать сигареты.

РЕФЛЕКСИЯ.

Ответь, пожалуйста, на поставленные в анкете вопросы. После каждого вопроса обведи кружком букву, которая обозначает выбранный тобой вариант ответа. На каждый вопрос должен быть один вариант ответа.

Анкетирование проводится анонимно.

1 Заинтересовало тебя мероприятие, в котором ты принял участие?

А да

Б нет

2 Многое из услышанного ты уже знал?

А да

Б нет

3 После этого мероприятия ты задумаешься о своем здоровье?

А да

Б нет

4. После этого мероприятия ты расскажешь другим о вреде курения?

А да

Б нет.

Домашнее задание:

  1. Защита проекта.
  2. Цель проекта (например, показать влияние последствий курения на внешний облик человека).
  3. Создание антирекламы табака. (Все это показать в рисунках, рассказах, сказках, стихах, создание презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Агитационная кампания«Никотину - НЕТ»

Наш проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени и, в частности, нашей школы – проблемы курения. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возра...

5 класс Тема: "Пагубное влияние сигареты и никотина на организм."

материал предназначен для 5 класса по предмету СБО....

викторина "что я знаю об алкоголе и никотине"

занимательный материал  для 7-8 кл. по биологии...

Влияние никотина на организм человека (классный час)

Этот классный час очень познавательный  для учеников 8 класса...

Внеклассное мероприятие "Суд над никотином"

Мероприятие можно провести в рамках профилактики здорового образа жизни, активной недели естественно-научного цикла....

Внеклассное занятие «Скажем «нет» вредным привычкам» (о вреде никотина, алкоголя, наркотиков на молодой организм)

Цель:1. Проанализировать понятие«алкоголь- похититель рассудка»2.Довести до сознания детей мысль о том, что наркотики- «белая смерть».3.Уточнить представление детей о том, какое влияние оказывает таба...

методическая разработка внеклассного мероприятия по теме :"Роль никотина в жизни подростка"

Данная разработка может использоваться на уроках с применением здоровьесберегающих технологий и при проведении классных часов по здоровому образу жизни...