Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе обучения биологии
статья по биологии на тему

Близнюк Елена Геннадьевна

Доклад на окружной научно-практической конференции "Профессиональная компетентность педагогического работника - основа профессионального стандарта педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_2016.docx646.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе  обучении биологии»

Совершенствоваться – значит меняться,

 быть совершенным – значит меняться часто.

Уинстон Черчилль

          Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием является задача формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде.

            В    пункте 4     «Содержание    профессионального         стандарта          педагога» в части 1 «Обучение»  обозначено, что педагог должен владеть ИКТ-компетенциями. В приложении 1 представлен расширенный перечень ИКТ-компетенций педагогов, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности. Собственно и ФГОС содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя.

          Компоненты ИКТ-компетентности учителя согласно профессиональному стандарту следующие:

1. общепользовательский компонент – умение работать со средствами ИКТ, навыки поиска в Интернете и др.;

2. общепедагогический компонент – педагогическая деятельность в ИС (планирование, оценивание, выдача и проверка домашних заданий, подготовка выступлений и пр.);

3. предметно-педагогический компонент – постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях, использование цифровых определителей, получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных.

           Одним из основных условий успешного применения информационно-компьютерных технологий является техническая оснащенность кабинета. При обучении биологии в нашей школе, кроме компьютера и мультимедийного оборудования, используются следующее оборудование:

1) интерактивная доска (ИД). Использование интерактивной доски существенно изменяет функции учителя и обучающихся, помогает осуществить деятельностный подход к изучаемому материалу.

          Виды деятельности, которые позволяет осуществить ИД, разнообразны. Это и работа с текстом (исправление ошибок, установление соответствия и т. д.), с таблицами, схемами, и работа с изображениями (поэтапное открытие структурных компонентов рисунка, например, органоидов на рисунке растительной клетки).

2) цифровой микроскоп, позволяющий демонстрировать биообъекты и действия с ними на мониторах персональных компьютеров или на проекционном экране. Традиционные школьные оптические микроскопы отличаются некоторыми особенностями, несколько затрудняющими их применение на лабораторных занятиях. Решением многих проблем  является использование цифрового микроскопа, который имеет ряд преимуществ. Прежде всего, он позволяет  демонстрировать учащимся биообъекты на проекционном экране. Использование цифрового микроскопа при изучении биологии не только позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и функционирования микрообъектов, но и помогает сформировать у них представление о наблюдениях за микрообъектами. Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.

          USB-микроскоп – это вид цифрового микроскопа. Вместо привычного окуляра здесь установлена цифровая камера, которая захватывает изображение с объектива и переносит его на экран монитора или ноутбука. К компьютеру такой микроскоп подключается очень просто – через обычный USB-кабель. В комплекте с микроскопом всегда идет специальное программное обеспечение, которое позволяет обрабатывать получаемые изображения. Можно делать фотографии, создавать видеоролики, менять контрастность, яркость и размеры картинки. Возможности программного обеспечения зависят от производителя.

          Обычно USB-микроскоп не может похвастаться большим увеличением, но с помощью такого микроскопа можно исследовать растения, насекомых и любые окружающие вас мелкие предметы.        

          На уроках биологии успешно используются различные виды электронных образовательных ресурсов. Провести урок более насыщенно позволяет виртуальная школа Кирилла и Мефодия, которая предлагает разработки уроков по все темам с применением электронных таблиц, интерактивных схем и тренажеров.

            Для проведения практических занятий широко используется виртуальная лаборатория в режиме on-line.Виртуальная лаборатория  Virtulab  даёт   возможность     делать    уроки   более   яркими   и  эффективными. Сайт доступен по ссылке: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7 . Учебный материал распределен по классам: с 7 по 11. На странице класса выложены названия лабораторных работ и нажатием клавиши мыши можно сразу попасть  в нужный раздел и выполнить задание. Использовать виртуальную лабораторию можно для объяснения нового материала, в качестве тренажера  и для контроля усвоения знаний. С помощью виртуальной лаборатории можно выполнить лабораторные работы виртуально, например, «Построение вариационной кривой», «Изучение действия желудочного сока на белки  и действия слюны на крахмал» и др.

          Развитие навыков работы на компьютере позволяет обучающимся самим изготовить какой-либо продукт: доклад, презентацию или тестовый тренажер. Большой интерес у обучающихся вызвала возможность создавать модели разных биологических объектов и процессов, например, объемная модель сердца человека, различных органоидов клетки.   Такие задания стимулируют  креативную деятельность обучающихся,  развивая самостоятельность и повышая самооценку.  

            Использование компьютера на уроках биологии способствует росту заинтересованности и активности учащихся. Ребята участвуют в проектной и исследовательской деятельности, которая позволяет  проявить творческие способности, работая с информацией. Они создают видеофильмы, кроссворды, делают интересные выступления с опорой на презентацию. Опыт показывает, что  применение информационных технологий позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся, качество и доступность образования, конкурентоспособность выпускников, а также способствует реализации творческого потенциала педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики» 10.02.14

статья содержит рекомендации по применению различных пед.технологий в преподавании математики...

«Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ».15.10.15

 Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образов...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения

laquo;Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения»   Духовно-нравственное воспитание каждого человека закладывается с раннего возраст...

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

    Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...

Методическая тема "Развитие умений смыслового чтения в процессе обучения биологии в 9-ом классе"

Анализ работы по развитию умений смыслового чтения у обучающихся с девиантным поведением....