Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
статья по английскому языку (5 класс)
Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования учащихся. Интегрированные формы работы с учащимися позволяют более легко запоминать слова, предложения, строить речевые конструкции на иностранном языке.
На помощь приходят такие формы организации занятий, как занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-мюзикл. Эти формы работы апробированы мной на практике и дали хорошие результаты по динамике освоения английского языка.
В статье я делюсь опытом исвпользования интеграции разных видов деятельности на занятиях.
Статья может быть полезна учителям иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rikkonen_vv_statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рикконен Вилена Валентиновна |
учитель английского языка |
ГБОУ школа № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга |
Развитие коммуникативных компетенций учащихся
в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция, то есть способность и реальная готовность школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Это и составляет актуальность данной темы.
Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования учащихся. Интегрированные формы работы с учащимися позволяют более легко запоминать слова, предложения, строить речевые конструкции на иностранном языке.
На помощь приходят такие формы, как урок-спектакль, урок-праздник, урок-мюзикл. Эти формы работы апробированы мной на практике и дали хорошие результаты по динамике освоения английского языка при освоении школьной программы.
Эффективной и продуктивной формой для проведения уроков является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы, повышается мотивация к изучению английского языка. Учащиеся становятся соавторами спектакля, выбирают интересное произведение для театрализации. Иногда подготовка спектакля длится несколько занятий, иногда от идеи до воплощения проходит всего одно занятие.
Урок-праздник. Эта форма является весьма интересной и плодотворной. Дети всегда ждут праздника: Новый год, День рождения, 8 марта и т.п. И самым главным критерием является АТМОСФЕРА. Убранство помещений и города, подарки и конкурсы, нарядная одежда и т.п. Занятие-праздник требует предварительной подготовки, но полученный результат всегда будет положительным. Праздниками, которые мы проводим ежегодно, являются Хеллоуин и День Святого Валентина. Занятие-праздник расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, развивает способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-мюзикл.
В школе №547 в 2016 году на базе авторской дополнительной общеразвивающей образовательной программы ‘The School English Theatre’ была создана театральная студия. К занятиям подключились педагоги дополнительного образования, реализующие программы «Хор» и «Театр – это маленькая жизнь». Таким образом, учащиеся смогли развивать свои способности в хореографии, вокале, актерском мастерстве, а также и совершенствовать коммуникативные навыки в процессе обучения английскому языку.
Работа в команде с педагогами разных направленностей помогла формированию у учащихся речевой компетентности при обучении английскому языку, позволила сформировать навыки общения не только в театральной деятельности, но и в повседневной жизни. дала возможность учащимся проявить личностные качества в коллективном творческом деле.
Применение своих знаний и навыков, полученных при освоении дополнительных образовательных общеразвивающих программ, в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним) всегда было актуально и являлось одной из задач образования.
Мюзикл – синтетический жанр, где соединяются музыка, хореография и драматургия. Это дает возможность учащимся развивать свои способности в разных направлениях. Занятия в студии английского мюзикла - это один из вариантов оригинального обучения английскому языку через драму и музыку.
В создании проекта программы ‘The School English Theatre’ я использовала зарубежный опыт преподавания и собственные наработки. Помимо изучения иностранного языка, в занятия была гармонично встроена театральная деятельность, что, несомненно, повысило мотивацию изучения иностранного языка. Такой подход позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику, в ситуации, в которых организуется речевое свободное общение.
‘The School English Theatre’
Цели и задачи:
Образовательные цели:
- Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
- Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
- Расширение ключевых компетентностей:
- многофункциональности (позволяет решать различные проблемы в повседневной социальной жизни)
- надпредметности и междисциплинарности (применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и в семье и т.д.)
- значительное интеллектуальное развитие (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка критического мышления и др.)
- многомерность (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения Воспитательные цели:
- Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также к ее продуктам.
- Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности.
- Развитие чувства ответственности за результат.
Развивающие цели:
- Развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия.
- Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления учащимися субъективного опыта.
Задачи:
Учащиеся должны:
- совершенствоваться в грамотном и выразительном чтении текстов (ролей);
- совершенствовать умение общаться на иностранном языке;
- научиться выражать свое мнение по поводу той или иной проблемы;
- научиться выполнять творческие задания различного характера;
- совершенствоваться в умении высказываться спонтанно в конкретной ситуации;
- развивать способность работать в коллективе. Организация обучения
Решить поставленные задачи возможно лишь в процессе активной коммуникативной деятельности, а именно, театральной деятельности. Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования, представленных по следующим этапам:
- Выбор спектакля.
(обсуждение темы спектакля, названия пьесы, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий и стихи)
- Чтение сценария.
- чтение и перевод драматизируемого текста;
- прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя.
- выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;
- беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.
- Просмотр спектаклей.
- выполнение интонационных упражнений;
- отработка выразительного чтения ролей;
- выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.);
- передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
- разыгрывание ролей по прочитанным текстам; импровизация.
- Распределение ролей и постановка спектакля
Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете и т.д.).
- Демонстрация спектакля учащимся других творческих объединений, одноклассникам, родителям, представление учащимся школы, города и т.д.
Для большинства учащихся 7-12 лет театр – это продолжение их ролевых детских игр, только на английском языке, и, если уровень языковой подготовленности не препятствует участию в этих играх, они сохраняют привлекательность для учащихся на данных этапах обучения.
Понимание драматизации как игры обязывает педагога дополнительного образования не вторгаться в творческий процесс с исправлением ошибок, не делать замечаний по поводу поведения участников театра, а позаботиться о создании необходимого уровня языковой подготовки учащихся, подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, так как будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникативной деятельности. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни произносят реплики на английском языке, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности
Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...
Информационно-коммуникативные технологии как условие повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку.
Задача современного учителя английского состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою акт...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.
Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....
Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
Задачи проекта:Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.Сравнить: как ведётся работа по формировани...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку
Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы
В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...
Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения
laquo;Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения» Духовно-нравственное воспитание каждого человека закладывается с раннего возраст...