Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
статья по английскому языку (5 класс)

      Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования учащихся. Интегрированные формы работы с учащимися позволяют более легко запоминать слова, предложения, строить речевые конструкции на иностранном языке.

     На помощь приходят такие формы организации занятий, как занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-мюзикл. Эти формы работы апробированы мной на практике и дали хорошие результаты по динамике освоения английского языка.

      В статье я делюсь опытом исвпользования интеграции разных видов деятельности на занятиях.

      Статья может быть полезна  учителям иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rikkonen_vv_statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Рикконен Вилена Валентиновна

учитель английского языка

ГБОУ школа № 547 Красносельского  района Санкт-Петербурга

Развитие коммуникативных компетенций учащихся  

в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция, то есть способность и реальная готовность школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Это и составляет актуальность данной темы.

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования учащихся. Интегрированные формы работы с учащимися позволяют более легко запоминать слова, предложения, строить речевые конструкции на иностранном языке.

На помощь приходят такие формы, как урок-спектакль, урок-праздник, урок-мюзикл. Эти формы работы апробированы мной на практике и дали хорошие результаты по динамике освоения английского языка при освоении школьной программы.

Эффективной и продуктивной формой для проведения уроков является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.  

Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы, повышается мотивация к изучению английского языка. Учащиеся становятся соавторами спектакля, выбирают интересное произведение для театрализации. Иногда подготовка спектакля длится несколько занятий, иногда от идеи до воплощения проходит всего одно занятие.  

Урок-праздник. Эта форма является весьма интересной и плодотворной. Дети всегда ждут праздника: Новый год, День рождения, 8 марта и т.п. И самым главным критерием является АТМОСФЕРА. Убранство помещений и города, подарки и конкурсы, нарядная одежда и т.п. Занятие-праздник требует предварительной подготовки, но полученный результат всегда будет положительным. Праздниками, которые мы проводим ежегодно, являются Хеллоуин и День Святого Валентина. Занятие-праздник расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, развивает способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-мюзикл. 

В школе №547 в 2016 году на базе авторской дополнительной общеразвивающей образовательной программы ‘The School English Theatre’ была создана театральная студия. К занятиям подключились педагоги дополнительного образования, реализующие программы «Хор» и «Театр – это маленькая жизнь». Таким образом, учащиеся смогли развивать свои способности в хореографии, вокале, актерском мастерстве, а также и совершенствовать коммуникативные навыки в процессе обучения английскому языку.

Работа в команде с педагогами разных направленностей помогла  формированию у учащихся речевой компетентности при обучении английскому языку, позволила сформировать навыки общения не только в театральной деятельности, но и в повседневной жизни. дала возможность учащимся проявить личностные качества в коллективном творческом деле.  

Применение своих знаний и навыков, полученных при освоении дополнительных образовательных общеразвивающих программ, в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним) всегда было актуально и являлось одной из задач образования.

Мюзикл – синтетический жанр, где соединяются музыка, хореография и драматургия. Это дает возможность учащимся  развивать свои способности в разных направлениях. Занятия в студии английского мюзикла - это один из вариантов оригинального обучения английскому языку через драму и музыку.

В создании проекта программы ‘The School English Theatre’ я использовала зарубежный опыт преподавания и собственные наработки. Помимо изучения иностранного языка, в занятия была гармонично встроена театральная деятельность, что, несомненно, повысило мотивацию изучения иностранного языка. Такой подход позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику, в ситуации, в которых организуется речевое свободное общение.  

‘The School English Theatre’

Цели и задачи: 

Образовательные цели: 

  1. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
  2. Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
  3. Расширение ключевых компетентностей:
  • многофункциональности (позволяет решать различные проблемы в повседневной социальной жизни)
  • надпредметности и междисциплинарности (применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и в семье и т.д.)
  • значительное интеллектуальное развитие (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка критического мышления и др.)
  • многомерность (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения Воспитательные цели: 
  1. Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
  2. Воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также к ее продуктам.
  3. Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности.
  4. Развитие чувства ответственности за результат.

Развивающие цели: 

  1. Развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия.
  2. Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления учащимися субъективного опыта.

Задачи: 

Учащиеся должны:

  • совершенствоваться в грамотном и выразительном чтении текстов (ролей);
  • совершенствовать умение общаться на иностранном языке;
  • научиться выражать свое мнение по поводу той или иной проблемы;
  • научиться выполнять творческие задания различного характера;
  • совершенствоваться в умении высказываться спонтанно в конкретной ситуации;
  • развивать способность работать в коллективе. Организация обучения 

Решить поставленные задачи возможно лишь в процессе активной коммуникативной деятельности, а именно, театральной деятельности. Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования, представленных по следующим этапам:

  1. Выбор спектакля.

(обсуждение темы спектакля, названия пьесы, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий и стихи)

  1. Чтение сценария.
  • чтение и перевод драматизируемого текста;
  • прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя.
  • выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;
  • беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.
  1. Просмотр спектаклей.
  • выполнение интонационных упражнений;
  • отработка выразительного чтения ролей;
  • выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.);
  • передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
  • разыгрывание ролей по прочитанным текстам;  импровизация.
  1. Распределение ролей и постановка спектакля

Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете и т.д.).

  1. Демонстрация спектакля учащимся других творческих объединений, одноклассникам, родителям, представление  учащимся школы, города и т.д.

Для большинства учащихся 7-12 лет театр – это продолжение их ролевых детских игр, только на английском языке, и, если уровень языковой подготовленности не препятствует участию в этих играх, они сохраняют привлекательность для учащихся на данных этапах обучения.  

Понимание драматизации как игры обязывает педагога дополнительного образования не вторгаться в творческий процесс с исправлением ошибок, не делать замечаний по поводу поведения участников театра, а позаботиться о создании необходимого уровня языковой подготовки учащихся, подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, так как будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникативной деятельности. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни произносят реплики на английском языке, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности

Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...

Информационно-коммуникативные технологии как условие повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку.

Задача современного учителя английского состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою акт...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

Задачи проекта:Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.Сравнить: как ведётся работа по формировани...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку

Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы

В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при  изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...

Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения

laquo;Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения»   Духовно-нравственное воспитание каждого человека закладывается с раннего возраст...