Доклад на педагогическом совете «Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя»
статья по биологии на тему

Перевалова Наталья Ильинична

Доклад на педагогическом совете школы "формирование оценочной самостоятельности обучащихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                              МБОУ Веселёвская СОШ

                                Доклад на Педагогическом совете

«Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя»

Выполнила:

Перевалова Наталья Ильинична,

учительбиологии,
МБОУ Веселёвская СОШ,
Наро-Фоминский район

2017 г

За последнее годы произошли значительные изменения в организации учебного процесса: изменились цели школьного образования и характер итоговой аттестации учащихся (введение ЕГЭ). В школу пришли новые технологии, предполагающие оценивание не только конечного результата, но и самой деятельности учащихся.

 В современных условиях традиционная школьная отметка не может выполнять ни внутреннего мотивирующего стимула, ни развивать внешнюю мотивацию учения. Важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась в интересах развития ребенка. Для этого оценка должна быть адекватной, объективной и справедливой. Значимо формирование универсальных учебных действий, в том числе развитие умения учащихся оценивать самого себя и свою деятельность. Возникает необходимость в создании условий для формирования оценочной самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Под оценочной самостоятельностью мы понимаем способность ученика анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя тем самым субъектную позицию в образовательном процессе. Формирование у обучающихся активной позиции в учебной деятельности, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности связаны с определенным уровнем развития оценочной самостоятельности, выступающей важным механизмом саморегуляции.Становление дифференцированности, адекватности, надежности самооценки тесно связано с уровнем сформированности учебной деятельности и развитием познавательной активности.

Ориентация образовательного процесса на развитие оценочной самостоятельности обучающихся приведет к изменению профессиональной позиции учителя и изменению представлений родителей о сущности школьной оценки.

 1.Оценочная самостоятельность – это способность ученика анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя тем самым субъектную позицию в образовательном процессе. Оценочная самостоятельность является качеством личности и характеризуется сформированностью универсальных умений аналитического и оценочного характера, которые проявляются в самооценке учебного прогресса и познавательной мотивации. Развитие оценочной самостоятельности происходит в процессе использования учеником осознаваемых критериев оценивания заданий и сопоставления самооценки ученика с оценкой педагога (это решение почти всех задач модернизации). 

 Критериями развития оценочной самостоятельности учащегося являются: способность использовать адаптированную модель критериальной оценки в качестве инструмента оценки собственного прогресса в образовательном процессе; развитие учебной мотивации, проявляющейся в заинтересованном отношении к учебным предметам, отдельным видам учебной деятельности, в стремлении ученика расширить своё образовательное пространство; индивидуальный прогресс ученика в учебной деятельности, характеризующийся постепенным усложнением решаемых им учебных задач. Использование адаптированной модели критериальной оценки результатов учебной деятельности учащихся приводит к следующим изменениям: ученики участвуют в разработке критериев оценки учебных заданий; поэтапно оценивают процесс собственной учебной деятельности и результаты выполнения учебных заданий; получают достоверную информацию о степени овладения познавательными компетенциями и динамике своего интеллектуального роста; определяют перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью адаптированной модели критериальной оценки; выстраивают свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов. 

Эффекты использования адаптированной модели критериальной оценки: смещение акцентов с оценки фактического объёма усвоенных знаний на результаты учебной деятельности учащихся; развитие адекватной самооценки ученика в образовательном процессе; становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности. 

2. Разработка методов, педагогических условий организации  учебной деятельности, способствующих формированию оценочной деятельности при обучении биологии.

Использование наглядности на уроках биологии; учет индивидуального стиля обучения (тип мышления ученика, темпа работы, особенности восприятия  и запоминания); поощрение учеников на виду у всего класса (умение найти в ответах каждого ученика что-то особенное), создание обстановки успеха. Большое внимание уделяю развитию интереса к предмету: А) для создания положительной мотивации включаю интересные вопросы по ходу изучения нового материала, Б) использую нестандартные формы при выполнении домашних заданий (придумать кроссворды, викторины, ребусы, сказку, рассказ), В) организую обобщающие тематические уроки в форме познавательной игры с использованием викторин, соревнований по командам.В своей работе использую приемы, способствующие стимулированию и положительной мотивации учащихся в учебно-познавательной деятельности.

Оценочная деятельность ученика включает в себя: 1) разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; 2) создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; 3) обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, (используется пошаговое выполнение заданий). Третий пункт оценочной деятельность обучающихся рассмотрим на конкретном примере: Задание: выбрать определения, соответствующие указанным понятиям.

А. метаморфоз           1. неподвижная стадия в развитии насекомых с полным

                                      превращением.

Б. трахеи                  2. органы дыхания насекомых

В. фасетка                3. видоизменный яйцеклад

Г. жало                     4. превращение

Д. хоботок                5. часть сложного глаза насекомого

Е. яйцо                      6. первая стадия развития насекомого

Ж. дыхальца             7. колюще-сосущий ротовой орган

З. куколка                  8. дыхательное отверстие.

Учащимся предлагаю задания выполнить самостоятельно. Затем ученик сверяет его с эталоном (записанным на обратной стороне доски). Для установления обратной связи на доске фиксируется число учащихся, справившихся с заданием. Затем подводим итоги: сколько человек справилось с заданием, в чем ошиблись не справившиеся. На доске идет разбор учителем или сильным учащимся данного задания. Учащиеся внимательно прослушивают решение, не записывая в тетрадь, затем учитель убирает объяснение с доски, а учащиеся самостоятельно воспроизводят выполнение. Затем выходим на взаимопроверку (выбор консультантов) и переходим к следующему этапу – выполни аналогичное задание. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и концентрации внимания.

Организация рефлексивного управления. Системная рефлексия позволяет учителю совместно со школьниками определить новые направления в построении взаимодействия на учебных занятиях, а значит повысить их эффективность за счет включения в активную деятельность самих учащихся. Тем самым ученики становятся субъектами педагогической деятельности.Для организации рефлексивного управления непосредственно на учебных занятиях предлагаю школьникам провести анализ собственной деятельности в форме выполнения работы вида «Проверь себя».Приемы оценивания учебных достижений учащихся. Необходимо обеспечить рефлексию и самоконтроль в процессе деятельности учащихся на уроке:при проверке домашнего задания; при изучении нового материала ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту восприятия материала; при рефлексии на конец урока.

Выводы

1.Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - профессиональная задача учителя.

2.Оценочная самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности правомерно рассматривается как способность ученика анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя тем самым субъектную позицию в образовательном процессе.

3.Критериальное оценивание. Какой смысл работать с критериями? Дают возможность посвятить ученика в систему оценивания учителем. Обучающиеся активно принимают участие в оценивании, задумываются над процессом получения оценки. Обучающиеся реже переносят стресс, оценка для них не становится неожиданностью. Сами себя оценивают осознанно, выражают своё мнение уважительно, деликатно.Критерии помогают ученику стать исследователем, позволяют более объективно оценить свою деятельность, помогают добиться взаимопонимания между учителем и учеником.

4. Методика развития оценочной самостоятельности обучающихся является инструментом организации оценочной деятельности учителя и ученика в учебном процессе; ориентирована на развитие оценочной самостоятельности ученика в образовательном процессе посредством развития общеучебных умений  аналитического и оценочного характера, учебной мотивации и прогресса ученика в их единстве и взаимосвязи в ходе систематического самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

5. Переход образовательного учреждения с традиционной системы оценивания к критериальной оценке, ориентированной на развитие оценочной самостоятельности обучающихся в образовательном  процессе, реализуется если: педагоги и администрация школы осознают необходимость и потребность использования гуманистического подхода в профессиональной деятельности, готовы к инновациям в образовательном процессе. Обучающиеся и их родители понимают необходимость и целесообразность изменения системы оценивания.

Список литературы

  1. Болотов, В.А.Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. — 2012. — № 6. 
  2. Моисеева Л.И. Оценочная деятельность учителя в контексте здоровьесберегающей педагогики // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ:Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 146-150 (Часть II).
  3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008

Интернет-ресурсы

  1. http: //mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Формирование ЗОЖ у школьников"

В докладе перечисляются правила ухода за своим здоровьем и физическим телом школьниками...

Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя

Самостоятельность обучающихся как залог успеха. Обучение на уроках и во внеурочной деятельности...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...

Доклад на педагогическом совете "Использование оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования"

В докладе говорится об использовании оценочных процедур для повышения качества образования, с целью выявления проблем ОО, а также с целью создания условий для доступноступного качественного образовани...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...