Открытый урок в 8 классе. Выделительная система
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Яннаева Людмила Фёдоровна

Разработка открытого урока по биологии в 8 классе. Выделительная система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка открытого урока41.63 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК НА ТЕМУ: ВЫДЕЛЕНИЕ

(открытый урок – 30 мин.)

учитель биологии: Яннаева Л.Ф.

8 класс, биология

Тип урока – комбинированный

Методическая цель: сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы.

Задачи: создать педагогические условия, благодаря которым обучающиеся смогут

- рассказать о строении мочевыделительной системы;

- указать локализацию почек в организме;

- представить схему строения выделительной системы;

– объяснять процесс образования мочи, заполнив таблицу «Образование мочи»;

- установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией;

- раскрыть роль выделения продуктов обмена веществ из организма;

– задуматься о преимуществах здорового образа жизни и правильного питания

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (рабочие листы, задания для команд), шкатулка с фильтром..

Ключевые слова: почки, нефрон, капсула, почечное тельце, почечная лоханка, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, антидиуретический гормон, диурез.

ХОД РАБОТЫ

  1. Организационный момент (0,5 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным.

  1. Мотивационная беседа и целеполагание (3 мин.)

Сегодня на урок я принесла с собой не только хорошее настроение, но и веточку с набухающими почками, как верный признак приближения весны, начало зарождения новой жизни для растения, его расцвет и процветание. Мы радуемся началу весне, но проходит время и на месте вегетативных почек появляются листочки, а на месте генеративных – цветочки. И мы радуемся этой красоте природы гораздо дольше, забывая о почках до следующей весны.

Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.

К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и  даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают. Их работу можно сравнивать с работой доктора в инфекционной больнице: малейшая оплошность и доктор сам нуждается в помощи!

Может Вы догадались, о каком органе идет речь? (это почки )Слайд №1

Все органы нашего организма образуют системы органов: кровеносную, дыхательную, а к какой системе относят почки.

Какую функцию выполняет выделительная система?

Видео.

Слайд №2 Проблемный вопрос: Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы:  лохань, пирамида, чашка, почки растений? (возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функцию)

 

Слайд № 3  Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы  

  • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
  •  Узнаем,  как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
  • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.  

И сможем ответить на вопрос, поставленный на предыдущем слайде

Кроме того, ребята, у меня в руках находится шкатулка с предметом, который можно легко ассоциировать с почками. И в конце урока я уверена, мы узнаем, что же там спрятано!

  1. Актуализация знаний (5 мин.)

Но, прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним изученный материал.

Слайд № 4    Работа со схемой «Этапы обмена веществ».

  1. Что такое обмен веществ?  Какие два взаимосвязанных процесса включает в себя  обмен веществ?
  2. Какие вещества поступают в организм? Какие выделяются?
  3. Какие системы органов участвуют в процессе выделения? (кожа, дыхательная система, выделительная система)

Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз. В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы.

Итак, выделение- это заключительный этап обмена веществ.

Слайд №5    Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть  на информационном листке)

Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

 Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

Молодцы, вот у нас сейчас и состоялся, можно сказать, обмен веществ (обмен информацией).

  1. Изучение нового материала (20 мин.)

Слайд №6     Общая схема строения выделительной системы

Выделение – это важнейшая часть обмена веществ. Все продукты обмена переносятся кровью к органам выделения. Давайте вспомним, из чего состоит мочевыделительная система  Хордовых  животных? (параллельно в ходе беседы заполняется схема 1)

Слайд №7     Органы мочевыделительной системы = почки→мочеточники→ мочевой пузырь → мочеиспускательный канал.         

      Слайд №8  

Ребята, а сейчас  возьмите в руки задание № 2. Перед вами рисунок и к нему текст. Внимательно изучите рисунок и вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика  (Навык смыслового чтения)

СЛОВАРИК:  две,   почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ: У человека дв почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Слайд №9   Проверяем.

Слайд №10 Пропорции.  Задание №3

Слайд №11  Макроскопическое строение почки.

Давайте рассмотрим строение почки.

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под оболочкой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

Проверим, как вы запомнили строение почки. Задание №4

Физкультминутка!    Слайд№12   П

По дорожке шли шли много камешков нашли , сели, собрали. Дальше пошагали

По дорожке, по дорожке, по дорожке_- потянулись к левой ножке……..

К небу руки мы потянем и до радуги достанем,

Сели, сладко потянулись и друг  другу улыбнулсь.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

***Слайд№ 3             Строение нефрона 

Структурно-функциональной единицей почки является НЕФРОН. В каждой почке их насчитывается до 1 млн. Начинается нефрон тонкостенной капсулой (Шумлянского-Баумена), похожей на бокал, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Расположенные в корковом сое капсулы нефрона состоят из эпителиальных клеток, образующие внутренние и внешние пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона. Прошу обратить внимание на кровеносный сосуд. В связи с тем, что  приносящий кровеносный сосуд шире, чем выносящий, давление крови в капиллярном клубочке повышается до 70 мм рт. ст., а давление в полости капсулы низкое (около 30 мм рт. ст.). За счет разности давления происходит фильтрация веществ, находящихся в крови, в полость капсулы почечного тельца.

Дополняю: Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: общая длина канальцев нефрона в двух почках достигает 100 км.

Каналец впадает в собирательную трубочку, а та – малую почечную чашку (сосочковые протоки), затем в большие почечные чашки – почечную лоханку.

Почечная лоханка берет начало в мочеточник, по которому моча отводится в мочевой пузырь.

В течение суток через почки проходит четверть всего объема циркулирующей крови, это составляет около 1500 л. Но почему же выделяется за сутки всего 1-1,5 л мочи?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, как в наших почках образуется моча!

По мере объяснения заполняется таблица.  Задание №5

По артериям в почки под давлением поступает кровь, которую нужно очистить от продуктов жизнедеятельности. Кровь по приносящей артерии попадает в капиллярный клубочек. Происходит фильтрация плазмы крови в полость капсулы Шумлянского-Баумена. Так возникает первичная моча. У взрослого человека за сутки образуется до 200 литров первичной мочи. Она содержит полезные вещества для организма – глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли, а также продукты распада – мочевую кислоту и мочевину.

Первичная моча поступает в канальцы нефронов и наступает следующий этап – обратное всасывание – реабсорбция в кровеносные сосуды из канальцев нефронов воды, солей, аминокислот, глюкозы.

Эти процессы сложны и многообразны. Какие-то вещества поступают обратно путем осмоса и диффузии. Этот процесс идет с затратами энергии или нет?  (без энергетических затрат). Другие же – с затратами.

Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Что же происходит с концентрацией мочевины? (увеличивается) Концентрация мочевины увеличивается до 10 раз и образуется, так называемая вторичная моча. 

Так почему же за сутки выделяется только 1-1,5 л, несмотря на то, что циркулирует около 1500 л? (происходит обратное всасывание полезных веществ)

Анализ таблицы

Химический состав

Первичная моча

Вторичная моча

Вода

Мочевая кислота

Мочевина

Глюкоза

Белок

Витамины

Форменные элементы крови

аминокислоты

+

+

+

+

_

+

_

+

+

+
+

_

_

_

_

_

Куда дальше будет продвигаться моча?

По собирательным трубочкам в → большие → почечную лоханку → по мочеточникам → мочевой пузырь (накапливается) → через мочеиспускательный канал выводится наружу.

Проверим свои знания  Слайд№14, 15,16

             

Молодцы! Ребята, а как происходит процесс высвобождения самопроизвольно или регулируется? (конечно, регулируется). Какие виды регуляции участвуют? 

Слайд№17  Функции почек

Слайд 18 регуляция  процессов выделения

Составьте рассказ по схеме «Регуляция работы почек»

Возможный ответ: в регуляции работы почек участвует нервная и эндокринная системы. Симпатическая нервная система уменьшает объем мочи, парасимпатическая – усиливает выработку мочи. Гормон вазопрессин уменьшает объем вырабатываемой мочи.

Сообщение «Заболевания почек»

Слайд№  19 Причиы   заболевания почек.

Задание № 6 Анализ мочи.

Слайд№20   Проверяем результты анализа.      

5. Закрепление и проверка усвоения темы урока.

Можете ли вы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока слайд №2?

ОТВЕТ: Рисунками представлены части почки: чашки, пирамидки, лоханка.

6.     Раскрытие  интриги

ЗАДАНИЕ: Составить пропорцию

Сердце- мотор =Почки- фильтр.

Молодец!

Подведение итогов, оценивание 

Здоровье - самое главное богатство человека. Я желаю всем вам, дорогие ребята и уважаемые гости здоровья, счастья и долгих лет жизни.

Итог урока. Рефлексия.

Ребята, а теперь мысленно воспроизведите урок и продолжите фразу:

Сегодня на уроке я….

Полученные знания я могу применить…

Моё настроение …

Оцените своё настроение в конце урока в специальной шкале рабочей тетради. Поднимите руки у кого отличное настроение?

Домашнее задание

  • § 42 учебника, ответьте на вопросы;
  • выполните задание №1 и № 6 (по результату общего анализа мочи, сделайте заключение о состоянии здоровья пациента)

Если время остаётся

«СВЕТОФОР – ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Кто согласен  поднимите руку.

(у каждой команды красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)

  1. К мочевыделяющим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал +
  2. Почки – органы бобовидной формы, расположенные в полости живота в поясничной области +
  3. Наружный слой почек – мозговой, внутренний – корковый
  4. Структурно-функциональная единица почки – почечное тельце
  5. Капсулы нефронов располагаются в корковом слое почек +
  6. Почки обильно снабжены кровеносными капиллярами, которые тесно переплетаются с мочевыми канальцами почек +
  7. При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, соли, углеводы +
  8. Первичная моча образуется в результате фильтрации плазмы крови в полости капсулы Шумлянского-Баумена +
  9. Когда мочевой пузырь наполняется, в головной мозг подается соответствующий сигнал, вызывающий позыв к мочеиспусканию +
  10.  Процесс регуляции мочевыделения осуществляется гуморальным способом

ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ: 1100111110 Молодцы!

Стихотворение.

Они как два больших боба

На связках закрепились,        

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.



Дополнительный материал

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 

Переедание, однообразное питание мясом, мучными изделиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на почки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медикаментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибиотики, принимаемые в больших количествах, накапливаются в почках и могут стать причиной почечных заболеваний. Суточные нормы потребления воды не должны превышать 1,5—2 л. Иногда нелишне будет просто прополоскать рот или смочить губы. Нарушение правил личной гигиены может вызвать у детей воспаление мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые отличаются высокой ранимостью и пониженной стойкостью к усиленным слущиваниям эпителия. Иногда маленькие дети страдают
энурезом (недержание мочи). В основном это связано с функциональными отклонениями в психо-неврологическом статусе детей. Можно ли помочь таким детям? Зачастую можно. Необходимо соблюдать режим дня и отдыха, диетическое питание без раздражающей, соленой и острой пищи; ограничить прием жидкости (особенно перед сном); исключить во второй половине дня большие физические нагрузки (спортивные игры); не менее 2-х раз за ночь детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Крайне опасно переохлаждение почек, при котором воспаляются капиллярные клубочки почечных телец, вследствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице. Нефрит — одно из распространенных заболеваний почек, при котором воспаление охватывает почечные клубочки либо полностью и на обеих почках (диффузный нефрит), либо лишь отдельными очагами (очаговый нефрит). Диффузный нефрит является более тяжелым заболеванием, он может протекать в острой и хронической форме. Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержащихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способствовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий климат, пища, изменяющая химический состав мочи (например, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся камней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к более серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки. Расстройство мочеиспускания может быть двух видов: учащение и затруднение. Затруднение мочеиспускания чаще бывает у мужчин с аденомой или раком предстательной железы. Больной испытывает частые и нередко бесплодные позывы на мочеиспускание. У женщин бывает задержка мочеиспускания после операции или родов. Непроизвольное выделение мочи. Причины могут быть разными: ослабление замыкающей мочевой аппарат мышцы (наблюдается у женщин при понижении мышечного тонуса, родовой травме, климаксе, а также у лиц преклонного возраста), запирание мочеточника увеличенной предстательной железой (последствие гонореи и других инфекций), неправильное строение или травма мочевыводящих путей, заболевания нервной системы. В преклонном возрасте недержание мочи обычно возникает из-за жирового перерождения мочевого пузыря или ослабления мышцы, запирающей мочевой канал. Избавиться от этого недуга довольно трудно, но можно уменьшить проблемы, следуя таким советам: не пить вечером никаких жидкостей, по утрам делать холодные обтирания, постель устраивать так, чтобы в ногах она была несколько приподнята.

Народная медицина при заболевании почек и мочевыводящих путей советует применять отвар листьев бузины сибирской, отвар из сбора цветков бузины и терновника, листьев березы и травы крапивы двудомной. Настой листьев или почек белой березы применяют как мочегонное средство при заболеваниях почек, отеках. Отвар семян шиповника применяют при камнях в почках и мочевом пузыре. При воспалениях мочевого пузыря используют отвар корней шиповника. Средством для очищения почек является отвар льняного семени. Наиболее частыми симптомами заболеваний почек и мочевыводящих путей являются боли, расстройство мочеиспускания, повышение температуры тела, отеки.

Аномалии почек. Дистопии почек — наиболее частые врожденные аномалии почек. Различают тазовую дистопию (почки остаются в области малого таза, поворот почки обычно не совершается, ворота почки открыты кпереди); подвздошную дистопию (почки находятся в подвздошной ямке); поясничную дистопию (почки расположены на уровне нижних поясничных позвонков); перекрестную дистопию (одна почка перемещена к другой). Сращенная почка — у эмбриона почки срастаются, образуя подкову, крючок и др.

Удвоение почек — может быть двусторонним или односторонним. Каждая почка при этом имеет свою лоханку и двойной или расщепленный на 2 ветви, идущие к обеим лоханкам, мочеточник

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Выделительная система. Почки"

Комбинированный урок, сочетающий в себе репродуктивное повторение, постановку темы как элемент проблематизации и деятельностное освоение и закрепление темы....

конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин

Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием  системно-деятельностного подхода в обучении биологии...

Открытый урок по теме "Выделительная система человека"

Урок усвоения новых знаний, который поможет сформировать знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы человека...

Урок биологии в 8 классе «Выделительная система»

Урок биологии в 8 классе с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Урок "Обмен веществ.Выделительная система.Кожа."

Повторительно-обобщающий урок  с использованием  игровой технологии, работы в грурпах....

Вопросы и задания к зачетному уроку по теме "Выделительная система. Кожа"

Материал включает разноплановые вопросы и задания, которые могут быть использованы как для зачетного урока по соответствующей теме в 8 классе, так и для тематического контроля при подготовке к ЕГЭ и О...

Открытый урок. 6 класс. «Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели в технических системах»

Разработка открытого урока по теме: «Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели в технических системах» составлена по учебнику В.М Казакевич ...