Урок на тему: "Выделительная система. Почки"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Алла Петровна Кущенко

Комбинированный урок, сочетающий в себе репродуктивное повторение, постановку темы как элемент проблематизации и деятельностное освоение и закрепление темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok_pochki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК НА ТЕМУ: ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. СТРОЕНИЕ И РАБОТА ПОЧЕК

(открытый урок – 30 мин.)

учитель биологии Кущенко Алла Петровна

8 класс, биология

Тип урока – комбинированный

Класс разделен на 3 группы, расположены полукругом и направлены к доске

Методическая цель: сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы.

Задачи: создать педагогические условия, благодаря которым обучающиеся смогут

- рассказать о строении мочевыделительной системы;

- указать локализацию почек в организме;

- представить схему строения выделительной системы;

– объяснять процесс образования мочи, заполнив таблицу «Образование мочи»;

- установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией;

- раскрыть роль выделения продуктов обмена веществ из организма;

– задуматься о преимуществах здорового образа жизни и правильного питания

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (рабочие листы, задания для команд), шкатулка с фильтром, стул, накрытый тканью, видеофрагмент «Образование мочи»

Ключевые слова: почки, нефрон, капсула, почечное тельце, почечная лоханка, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, антидиуретический гормон, диурез.

ХОД РАБОТЫ

  1. Организационный момент (0,5 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным.

  1. Мотивационная беседа и целеполагание (3-5 мин.)

Сегодня на урок я принесла с собой не только весеннее настроение, но и веточку с набухающими почками, как верный признак начала весны, начало зарождения новой жизни для растения, его расцвет и процветание. Мы радуемся началу весне, но проходит время и на месте вегетативных почек появляются листочки, а на месте генеративных – цветочки. И мы радуемся этой красоте природы гораздо дольше, забывая о почках до следующей весны.

Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.

К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и  даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают. Их работу можно сравнивать с работой доктора в инфекционной больнице: малейшая оплошность и доктор сам нуждается в помощи!

Может Вы догадались, о каком органе идет речь? (это почки)

И именно почкам, как главному органу выделительной системы, мы сегодня посвятим урок. Чтобы понять, почему почки являются важнейшим органом, почему его работу сравнивают с доктором инфекционной больницы, мы должны изучить строение выделительной системы в целом и почек в частности, выявить взаимосвязь их строения и функций, понять роль выделения продуктов обмена веществ из организма.

Кроме того, ребята, у меня в руках находится шкатулка с предметом, который можно легко ассоциировать с почками. И в конце урока я уверена, мы узнаем, что же там спрятано!

И вот ребята, вам, первая подсказка: При нарушении обоих почек наступает сильное отравление организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Почему это происходит? Какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали? Почему, именно почки могли бы спасти человека?

Что это может быть? Как Вы думаете? Может кто-то уже догадался?

(возможно, но это мы узнаем в конце урока)

  1. Актуализация знаний (5 мин.)

Но, прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним изученный материал (вопросы на карточках для команд, если команда не знает ответа, отвечает другая команда или добавляет)

  1. Что такое обмен веществ? Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма?
  2. Какие системы органов участвуют в процессе выделения? (кожа, дыхательная система, выделительная система)
  3. Какие вещества выделяются из организма? Какие вещества образуются в результате обмена веществ? (мочевина, мочевая кислота, углекислый газ, вода, соли, непереваренные остатки пищи)

Молодцы, вот у нас сейчас и состоялся, можно сказать, обмен веществ (обмен информацией).

Может сейчас кто-то готов ответить, что находится в шкатулке?

  1. Изучение нового материала (15 мин.)

Общая схема строения выделительной системы

Выделение – это важнейшая часть обмена веществ. Все продукты обмена переносятся кровью к органам выделения. Давайте вспомним, из чего состоит мочевыделительная система животных? (параллельно в ходе беседы заполняется схема 1)

Органы мочевыделительной системы = почкимочеточники мочевой пузырь  мочеиспускательный канал

Строение почки и нефрона (раздаточный материал строение почки и нефрона – записать составные части)

У человека в норме имеется пара почек бобовидной формы темно-коричневого цвета. Почки располагаются в брюшной полости на уровне поясничных позвонков по обе стороны от позвоночника. Каждая почка достигает в длину 10-12 см, в ширину – 5-6 см, толщину – 4 см. Масса одной почки – 120-200 г. Левая почка несколько длиннее правой, иногда имеет большую массу.

В почке различают 2 слоя: более темный – наружный – корковый (0,4-0,7 см), внутренний – светлый (шире) – мозговой (2-2,5 см).

Структурно-функциональной единицей почки является НЕФРОН. В каждой почке их насчитывается до 1 млн. Начинается нефрон тонкостенной капсулой (Шумлянского-Баумена), похожей на бокал, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Расположенные в корковом сое капсулы нефрона состоят из эпителиальных клеток, образующие внутренние и внешние пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: общая длина канальцев нефрона в двух почках достигает 100 км.

Каналец впадает в собирательную трубочку, а та – малую почечную чашку (сосочковые протоки), затем в большие почечные чашки – почечную лоханку.

Почечная лоханка берет начало в мочеточник, по которому мозг отводится в мочевой пузырь (мускульный мешок вместимостью до 0,5 л), который находится в полости таза.

В течение суток через почки проходит четверть всего объема циркулирующей крови, это составляет около 1500 л. Но почему же выделяется за сутки всего 1-1,5 л мочи?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, как в наших почках образуется моча!

Процесс образования мочи (заполняется таблица) – просмотр видеоролика

Таблица проверяется, учитель добавляет

По артериям в почки под давлением поступает кровь, которую нужно очистить от продуктов жизнедеятельности. Кровь по приносящей артерии попадает в капиллярный клубочек. Происходит фильтрация плазмы крови в полость капсулы Шумлянского-Баумена. Так возникает первичная моча. У взрослого человека за сутки образуется до 200 литров первичной мочи. Она содержит полезные вещества для организма – глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли, а также продукты распада – мочевую кислоту и мочевину.

Первичная моча поступает в канальцы нефронов и наступает следующий этап – обратное всасывание – реабсорбция в кровеносные сосуды из канальцев нефронов воды, солей, аминокислот, глюкозы.

Эти процессы сложны и многообразны. Какие-то вещества поступают обратно путем осмоса и диффузии. Этот процесс идет с затратами энергии или нет?  (без энергетических затрат). Другие же – с затратами.

Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Что же происходит с концентрацией мочевины? (увеличивается) Концентрация мочевины увеличивается до 10 раз и образуется, так называемая вторичная моча. 

Так почему же за сутки выделяется только 1-1,5 л, несмотря на то, что циркулирует около 1500 л? (происходит обратное всасывание полезных веществ)

Куда дальше будет продвигаться моча?

По собирательным трубочкам в  большие  почечную лоханку  по мочеточникам мочевой пузырь (накапливается)  через мочеиспускательный канал выводится наружу.

Молодцы! Ребята, а как происходит процесс высвобождения самопроизвольно или регулируется? (конечно, регулируется). Какие виды регуляции участвуют? (нервная и гуморальная)

Регуляция процессов выделения

Нервная регуляция

Какой вид нервной системы регулирует работу внутренних органов? (вегетативная нервная система)

При этом симпатический отдел ВНС уменьшает объем образования мочи, а парасимпатический – усиливает процесс прохождения крови через почки, усиливается процесс образования мочи.

В гуморальной регуляции участвует гормон задней доли гипофиза – вазопрессин – антидиуретический гормон АДК – антимочевой, который усиливает обратное всасывание воды, уменьшение объема выделяемой мочи.

Ребята, вот мы и изучили нашу тему, может сейчас вы ответите, что же спрятано в шкатулке?

  1. Первичное закрепление знаний

ЗАДАНИЕ: к изображенной схеме допишите функции органов выделительной системы.

ЗАДАНИЕ: Заполнить таблицу «Образование мочи» (заполняется во время просмотра видеофрагмента, оценивание лучшей таблицы)

Процесс

Где происходит?

Состав мочи

«СВЕТОФОР – ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

(у каждой команды красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)

  1. К мочевыделяющим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал +
  2. Почки – органы бобовидной формы, расположенные в полости живота в поясничной области +
  3. Наружный слой почек – мозговой, внутренний – корковый
  4. Структурно-функциональная единица почки – почечное тельце
  5. Капсулы нефронов располагаются в корковом слое почек +
  6. Почки обильно снабжены кровеносными капиллярами, которые тесно переплетаются с мочевыми канальцами почек +
  7. При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, соли, углеводы +
  8. Первичная моча образуется в результате фильтрации плазмы крови в полости капсулы Шумлянского-Баумена +
  9. Когда мочевой пузырь наполняется, в головной мозг подается соответствующий сигнал, вызывающий позыв к мочеиспусканию +
  10.  Процесс регуляции мочевыделения осуществляется гуморальным способом

ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ: 1100111110 Молодцы!

  1. Раскрытие интриги (некоторые из вас уже давали ответ в начале урока…)

ЗАДАНИЕ: один учащийся вызывается к доске и присаживается на стул, чтобы раскрыть интригу и сформулировать основной вывод

Почему же при нарушении 2 почек, человек может погибнуть в течение 3-5 дней?

Ребята, так какова основная функция почек? (фильтрация) Что находится в нашей шкатулке, что можно ассоциировать с основной работой почек? Без этого Вы не можете уже обходиться дома, так же как и наш организм без почек, которые работают по принципу предмета в шкатулке         ФИЛЬТР

Молодец!

  1. Подведение итогов, оценивание

Хотелось бы отметить работу группы….

Очень хорошо работали и качественно отвечали на вопросы ….

Качественно и грамотно была оформлена таблица…

Ну, и, конечно, наш ….., который сделал правильные выводы и разгадал интригу

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Кодификатор и тестовые задания на тему:"Выделительная система и кожа"

Цели тестирования:         Оценка уровня  знаний учащихся.         Проверка теоретических знаний по разделам: выдел...

Открытый урок по теме "Выделительная система человека"

Урок усвоения новых знаний, который поможет сформировать знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы человека...

Тест по теме: "Выделительная система"

Тест по теме: "Выделительная система"...

Конспект урока русского языка в 8 класса по теме: "Выделительные знаки препинания при вводных словах"

в документе представлен подробный конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Выделительные знаки препинания при вводных словах". Данный конспект разработан по учебнику "Русский язык 8 класс" А...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Вопросы и задания к зачетному уроку по теме "Выделительная система. Кожа"

Материал включает разноплановые вопросы и задания, которые могут быть использованы как для зачетного урока по соответствующей теме в 8 классе, так и для тематического контроля при подготовке к ЕГЭ и О...


 

Комментарии

Спасибо, очень хороший урок.