Рабочая программа 10 класс базовый уровень
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Назарова Анастасия Сергеевна

К учебнику Саблиной, Шумного, Дымшица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10_b_fiz_mat.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»  г. o. Реутова

РАССМОТРЕНО

Протокол №1 заседания

методического совета

от «29» августа 2018 г.

Руководитель  методического совета:

 _______ /О.А. Монахова /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

_____________  /Дюбкина Ю.Ю./

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

Протокол № 1 от «30 августа 2018г.;

Приказом № 50-ОД  от «31 августа 2018г.

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_______________/Володин И.Е./

Рабочая программа по учебному предмету «Биология»

 среднего общего образования  (базовый уровень)

для  10 «Б»  класса  

                                                                                                                     

   Составитель: Манохина Наталия Викторовна,                

                                                                                                                 учитель биологии

высшей квалификационной категории

2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ 34 ЧАСА

Предлагаемая программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлена с учётом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого(растения, бактерии, грибы, животные, человек) и заключительный общебиологический раздел. Собственно биологии предшествует раздел «Естествознание» служащий естественно-научной основой последующего усвоения систематизированного биологического материала.

     Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала школьников. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 34 учебных часа.

Программа: Г.М.Дымшиц О.В.Саблина,– программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2007  год

В программе приводится список возможных лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. В качестве лабораторных работ по некоторым темам (приспособление организма к условиям обитания, палеонтология, экология и др.) можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий – плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Некоторые лабораторные работы можно провести, используя табличный материал или фотографии.

Часть лабораторных работ может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и.т.п.

 В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые достижения и возможности современной биологии.

Некоторым вопросам целесообразно посвятить классную конференцию, на которой заслушать доклады по рефератам и обсудить проблемы, связанные с применением биотехнологий, с антропогенными воздействиями на окружающую среду и.т.п.

В конце программы приведены примерные темы экскурсий, рефератов и дискуссий.

 Материал ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественнонаучного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника. Программа включает необходимые демонстрации, лабораторные работы, .

Цели и задачи изучения учебного предмета соответствуют миссии школы: интеграция гуманитарных потребностей различных субъектов образования в модели школьника и ее качественной реализации в образовательном процессе.  Формирование выпускника с устойчивыми ключевыми компетентностями для жизни в условиях глобального образовательного, научного и информационного общества и его динамично меняющихся потребностей.

 Актуальность выбора программы и  данного УМК  мотивирована тем, что она:

- рекомендована министерством образования РФ для общеобразовательных школ;

- соответствует стандарту основного общего образования по биологии;

- наиболее полно соответствует задачам курса, позволяет логически и последовательно и с                                        

достаточной степенью  сложности изучать учебный материал;

- дает распределение учебных часов по разделам курса;

- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  - обеспечивает условия для реализации практической направленности;

  - учитывает возрастную психологию учащихся;

 - содержание обучению биологии  отобрано и структурировано на основе системно- деятельностного подхода.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Введение

1

Тема1. Химический состав клетки.

5

Тема2. Структура и функции клетки

4

Тема3. Обеспечение клеток энергией

3

Тема4. Наследственная информация и ее реализация в клетке

4

Тема5. Размножение организмов

4

Тема6. Индивидуальное развитие организмов

                    2

Тема7. Основные закономерности явлений наследственности

      4

Тема8. Закономерности изменчивости

     3

Тема9. Генетика и селекция

     4

ИТОГО

34

            Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений  находить связи между настоящими и прошлыми событиями;  вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок образования понятий

Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров

3. Урок практической работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка  способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений об  изучаемом объекте

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

      Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока:  объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

        В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль – тестовая работа;

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки, диктанты (используется текст с ошибками), анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – тестовая работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный биологический материал), преобразующая деятельность (новый биологический  материал), творческая деятельность (новый  биологический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

        Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

        Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

        Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

        Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны:

Понимать:

  1. Основные положения биологических теорий(клеточная теория, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
  3. Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере, возможности биология как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии и медицинской генетики.
  4. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; 

 Знать:

Биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Уметь:

Решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты, рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

  1. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. БИОЛОГИЯ. 10-11 классы «ПРОСВЕЩЕНИЕ»2012г
  2. Учебник Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10-11 «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2014г
  3. А.В. Пименов, Уроки общей биологии (Развернутое планирование), Ярославль, «Академия развития» 2009г.
  4. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова, Опорные конспекты по биологии, М, «Просвещение» 2009г.
  5. Т.С. Сухова, Контрольные и проверочные работы по биологии, Москва, «Дрофа» 2015 г.
  6. Т.С. Сухова Тесты по разделу «Общая биология»  Москва, «Дрофа» 2015 г.
  7. С.Д. Дикарев, С.Ю. Вертьянов, Общая биология (9-11 класс) – Поурочный тест-задачник, СТСЛ, 2014г.
  8. Б.Д. Комиссаров, Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии, М., «ВШ», 2014г.
  9. Карточки для индивидуальной работы

Дополнительная литература:

  1. В.Н. Ярыгина, Биология для поступающих в ВУЗы, М., «Высшая Школа»-любой год
  2. С.Г. Мамонтов, Биология для поступающих в ВУЗы, М., «Высшая Школа»

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Биология 9-11 классы  – образовательный комплекс  по биологии: сборник дифференцированных заданий, многовариантные проверочные работы, формирование разноуровневых карточек.  
  2. Биология 9-11 классы -  тестовые задания, интерактивные схемы и рисунки, биографии ученых-биологов, анимации, интерактивные задания.

                                             
                                 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ»

10-б (физ-мат)  КЛАСС    34  ЧАСА  (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

№№

п/п

ТЕМА, УРОК

Планируемый срок проведения

Фактическая дата урока

Скорректированные сроки проведения урока

1.

Введение

03-07.09

ТЕМА 1. Химический состав клетки (5 ч)

2.

Неорганические соединения

10-14.09

3.

Углеводы. Липиды

17-21.09

4.

Белки, их строение. Функции белков. Л.р1.Изучение каталитической активности ферментов

24-28.09

5.

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.   Административная    контрольная           работа 1(вводная)

01-05.10

6.

АТФ и другие органические соединения

15-19.10

ТЕМА 2. Структура и функция клетки (4ч)

7.

Клеточная теория

22-26.10

8.

Цитоплазма. Органоиды клетки   Л.р2Наблюдение  клеток растений и животных и их описание

29.10-02.11

9.

Цитоплазма. Органоиды клетки.

05-09.11

10.

Ядро. Прокариоты. Эукариоты . Л. р 3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

12-16.11

ТЕМА 3. Обеспечение клеток энергией(3ч)

11.

Фотосинтез

26-30.11

12.

Окисление органических веществ без участия кислорода

03-07.12

13.

Биологическое окисление при участии кислорода

10-14.12

ТЕМА 4. Наследственная информация и ее реализация в клетке. (4ч )

14.

Генетическая информация и ее реализация. Удвоение ДНК

17-21.12

15.

Биосинтез белка и его регуляция

24-29.12

16.

Вирусы. Клеточная и генная инженерия

07-11.01

17.

Систематизация знаний  по теме «Клетка». Административная  контрольная работа 2(промежуточная)

14-18.01

ТЕМА5. Размножение организмов (4ч)

18.

Деление клетки. Митоз

21-25.01

19.

Бесполое и половое размножение

28.01-01.02

20.

Мейоз

04-08.02

21.

Образование половых клеток. Оплодотворение

11-15.02

ТЕМА6.  Индивидуальное развитие организмов (2ч)

22.

Зародышевое и постэмбриональное развитие

25.02-01.03

23.

Организм- единое целое

04-08.03

ТЕМА7. Основные закономерности явлений наследственности (4ч)

24.

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

11-15.03

25.

Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание.  

18-22.03

26.

Сцепленное наследование генов. Генетика пола

25-29.03

27.

Взаимодействие генов. Взаимодействие генотипов и среды

01-05.04

ТЕМА8. Закономерности изменчивости (3ч)

28.

Модификационная и наследственная изменчивость. Л.р.4. »Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

15-19.04

29.

Мутационная изменчивость

22-26.04

30.

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний

29.04-03.05

ТЕМА9. Генетика и селекция (4ч)

31.

Селекция. Задачи и методы селекции

06-10.05

32.

Методы современной селекции. Административная контрольная                      работа 3 (итоговая)

13-17.05

33.

Успехи селекции

20-24.05

34.

Обобщение и систематизация знаний

27-31.05

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

Рабочая программа по математике по учебникам А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, (базовый уровень), «Мнемозина», 2009 г. И Л.С.Атанасян «Геометрия» 10-11(базовый уровень» Москва «Просвещение» 2009 год

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихс...

ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна

ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.

Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С...

2023-2024 уч.г. Рабочая программа СОО базовый уровень (Новый ФГОС)

Рабочая программа составлена на базе Конструктора рабочих программ в соответствии с требованиями обновленных ФГОС, действующих с 01.09.2023 и включает:1.    Рабочая программа ...