Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс)

Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина). Н.В. Лебедев. Русская литература 20 века. М.: Просвещение. 2015 г. Цель курса  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, подготовка к ЕГЭ. Срок реализации программы 1 год Место учебного предмета в учебном плане Базовый уровень: 11 класс -102 часа (3 часа в неделю) Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику) Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину; 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение ; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно--исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно¬ познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ¬ ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач ; 8) владение языковыми средствами ¬ умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст ; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы ; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко¬культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово¬родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Выпускник научится определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Выпускник получит возможность научиться сравнивая произведения , принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала ; • рассказывать о самостоятельно прочитанной произведении, обосновывая свой выбор; • создавать тексты или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения, определять черты национального характера; • выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Предметные результаты освоения литературы 11 Ученик научится: определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; опредставлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Структура курса Русская литература на рубеже веков - 2 часа Творчество И.А. Бунина - 3 часа Творчество А.И. Куприна - 5 часов Промежуточная аттестация и РР - 8 часов Традиции русской сатиры - 1 час Творчество Л.Андреева - 1 час Поэзия Серебряного века - 7 часов Творчество М.Горького - 5 часов Творчество А.А. Блока - 4 часа Новокрестьянские поэты - 2 часа Творчество С.Есенина - 4 часа Творчество В.В. Маяковского - 4 часа Творчество А.А. Фадеева, Е.И. Замятина и А.Платонова - 8 часов Творчество М.А. Булгакова - 4 часа Творчество В.В. Набокова - 2 часа Творчество А.Н. Толстого - 2 часа А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, Н.А. Заболоцкий - 5 часов Творчество М.А. Шолохова - 6 часов Литература периода ВОВ - 14 часов Творчество А.И. Солженицына - 3 часа Поэзия и проза 60-70-х годов 20 века - 6 часов Литература последних десятилетий - 4 часа Обобщение курса литературы 20 века - 2 часа Итого - 102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_m.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе

  • авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2015г.)

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы.

Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также  системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.

В XI классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение ;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее  ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач ;

8) владение языковыми средствами  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

 3) владение умением анализировать текст ;

 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, сочинений различных жанров;

 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы ;

6) сформированность представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Выпускник научится

 определять тему и основную мысль произведения;

владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;  выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

 давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться

 сравнивая произведения , принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала ;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной  произведении, обосновывая свой выбор;

• создавать тексты или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения, определять черты национального характера;

• выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между  произведениями  на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Содержание

Введение (1 час)

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально непризнанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы, Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века (1час)

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха—основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XXвека (часов)

Иван Алексеевич Бунин. 3 часа Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская  ночь»,  «Собака»,  «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и  особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн.5 часов Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях  «Олеся», «Поединок», Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви  Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в  творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. 6 часов Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтический пафос и суровая прав да рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры, Особенности композиции рассказа«Старуха Изергиль».

«На дне».Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды»в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии (8 часов)

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие   гунны».Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова—урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книгК. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница  «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии    Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору(«Злые чары», «Жар-птица»).Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев).Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С, Городецкого, А, Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, слово образ в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце 19 — начале 20 века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого»слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и р.).Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. 5 ЧАСОВ.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения впроизведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия 2 часа

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев  и Блок. Клюев и Есенин, Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Поэзия Клычкова, Орешина

Сергей Александрович Есенин. 4 часа Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.,», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст»(указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм—специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родными любимым людям.

Есенин  и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-хгодов XXвека

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия»И. Бабеля, «Россия, кровью умытая»А. Веселого(«Плачи»А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых»И. Шмелева).Поиски нового героя эпохи («Голый год»Б. Пильняка, «Ветер»Б. Лавренева, «Чапаев»Д. Фурманова).

Л. Андреев «Иуда Искариот»1 час

Русская эмигрантская сатира, ее направленность.

А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции 1 час

Тэффи. «Ностальгия».

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. 5 часов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы мог ли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

«Разгром»  А. Фадеева 3 часа. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения

Литература 30- 40-хгодовXXвека

Е. Замятин «Мы»2 часа

Творчество А. Н Толстого «Пётр Первый»2 часа

Михаил Афанасьевич Булгаков. 5 часов Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов—по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастери Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита»—апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XXвека. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов.4 часа Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя—мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни»как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

АннаАндреевнаАхматова.2 часа. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием».Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы образы в поэме, Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжеты лирики (развитие представлений).

Марина Ивановна Цветаева.2 часа Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так  рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная миграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Н. Заболоцкий  1час. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭЗИИ.

Борис Леонидович Пастернак.4 часа. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,

МихаилАлександровичШолохов.7 часов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий  Дон»—роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода

Великой Отечественной войны (10 часов)

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук» надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б, Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песниА. Фатьянова; поэмы«Зоя»М. Алигер, «Февральский дневник»О. Берггольц, «Пулковский меридиан»В. Инбер, «Сын»П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалиии романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л, Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XXвека.

А. Т. Твардовский «Страна Муравия», «По праву памяти, «Василий Тёркин»

Особенности развития поэзии и прозы в 50-70-е годы 20 века 12часов

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева,  В. Быкова,  Б. Васильева и др.

В. В. Набоков «Круг», «Приглашение на казнь» 2 часа

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература  Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др).

Варлам Тихонович Шаламов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, неописанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию за человечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы, Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский  огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова—Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.  «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров—главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Булат  Шалвович  Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне не вмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы, Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ  Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность, (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ. 6 часов

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Сергей Довлатов, Татьяна Толстая,

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Новейшая русская поэзия.

Структура курса

Русская литература на рубеже веков - 2 часа

Творчество И.А. Бунина - 3 часа

Творчество  А.И. Куприна - 5 часов

Промежуточная аттестация и РР - 8 часов

Традиции русской сатиры - 1 час

Творчество Л.Андреева - 1 час

Поэзия Серебряного века - 7 часов

Творчество М.Горького - 5 часов

Творчество А.А. Блока - 4 часа

Новокрестьянские поэты - 2 часа

Творчество С.Есенина - 4 часа

Творчество В.В. Маяковского - 4 часа

Творчество А.А. Фадеева, Е.И. Замятина и А.Платонова - 8 часов

Творчество М.А. Булгакова - 4 часа

Творчество В.В. Набокова - 2 часа

Творчество А.Н. Толстого - 2 часа

А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, Н.А. Заболоцкий - 5 часов

Творчество М.А. Шолохова - 6 часов

Литература периода ВОВ - 14 часов

Творчество А.И. Солженицына - 3 часа

Поэзия и проза 60-70-х годов 20 века - 6 часов

Литература последних десятилетий - 4 часа

Обобщение курса литературы 20 века - 2 часа

Итого – 102 часа

Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе. 102 часа.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

1.

Общая  характеристика  эпохи.  Россия рубежа XIX - XX веков. Историко-культурная ситуация.

1

Вопросы по теме

2.

Русская литература на рубеже веков.

1

Тест

Творчество И.А. Бунина

3.

И.А.  Бунин  (1870 -  1953).  Очерк  жизни и творчества. Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме

4.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Анализ рассказа

5.

Рассказы И.А. Бунина о любви.

1

Связное высказывание

Творчество А.И. Куприна

6.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

7.

Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в  повести А.И.  Куприна «Поединок». Метафоричность названия повести.

1

Анализ повести

8.

Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

Анализ рассказа. Тест

9.

Легенда  о  любви  в  рассказе  А.И. Куприна «Суламифь».

1

Анализ рассказа

10. P.P.

  Промежуточная аттестация.Сочинение   по   творчеству   И.А.   Бунина и А.И. Куприна.

1

Творческая

работа. Сочинение.

Творчество А.Т. Аверченко

11.

Традиции  русской   сатиры   в   прозе Аркадия Аверченко.

1

Анализ рассказа (по выбору)

Творчество Л. Андреева

12.

Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

1

Анализ повести

Поэзия Серебряного века

13.

Символизм.   «Старшие   символисты». Поэзия «младосимволистов».

1

Сопоставительный анализ

14.

Поэзия В.Я. Брюсова.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

15.

«Поэзия    как    волшебство»    в творчестве К.Д. Бальмонта.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

16.

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

17.

Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

18.

Ранняя лирика Анны Ахматовой.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

19.

Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

20. P.P.

Сочинение по поэзии Серебряного века.

1

Сочинение

Творчество M. Горького.

21.

М.    Горький.    Очерк    жизни    и творчества. Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов М. Горького.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

22.

Особенности   жанра   и   конфликта   в пьесе М. Горького «На дне».

1

Чтение по ролям. Анализ сцен.

23.

«Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

1

Чтение по ролям. Анализ сцен.

24.

Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне».

1

Чтение по ролям. Анализ сцен.

25.

Обзор романа М. Горького «Мать».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

26. P.P.

Сочинение по творчеству М. Горького

1

Сочинение

Творчество М. Горького и А. Блока

27.

Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)    и    А.    Блока   («Интеллигенция и революция».

1

Связное монологическ. высказывание по теме.

Творчество А.А. Блока

28.

А.А. Блок (1880 - 1921). Личность и творчество. Романтический       мир       раннего Блока. Стихотворение Блока «Незнакомка».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

29.

«Это всё - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

30.

Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915).

1

Выразительное чтение и анализ произведения

31.

Поэма А.А. Блока «Двенадцать».

1

Выразительное чтение и анализ произведения

Новокрестьянские поэты

32.

Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева.

1

Инд. задания

33.

Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор).

1

Инд. задания

Творчество Сергея Есенина

34.

Сергей Есенин как национальный поэт.

1

Связное монологическ. высказывание по теме.

-

35.

Любовная лирика С.А. Есенина.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

36.

Поэма С.А. Есенина «Анна Онегина».

1

Выразительное чтение и анализ поэмы

37.

Трагизм поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек».

1

Выразительное чтение и анализ поэмы

Творчество В.В. Маяковского

38.

В.В.   Маяковский   и   футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893 - 1930).

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

39.

Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах».

1

Выразительное чтение и анализ поэмы

40.

В.В. Маяковский и революция.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

41.

Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп».

1

Чтение по ролям и анализ сцен

42. P.P.

Сочинение    по    творчеству    А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

1

Сочинение

Творчество А.А. Фадеева

43.

Роман А.А.  Фадеева  «Разгром». Особенности жанра и композиции.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

44.

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром»

1

Сопоставительный анализ

45.

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром»

1

Анализ произведения

Творчество Е.И. Замятина

46.

Развитие     жанра     антиутопии     в романе Е.И. Замятина «Мы».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

47.

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина «Мы».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

Творчество А. Платонова

48.

Характерные    черты     времени    в повести А. Платонова «Котлован».

1

Анализ произведения

49.

Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован».

1

Анализ произведения

50.

Метафоричность    художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован».

1

Анализ произведения

51. P.P.

Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.

1

Творчество М.А. Булгакова

52.

М.А. Булгаков (1891 - 1940). Жизнь, творчество, личность.   Сатира  Булгакова.   Анализ повести «Собачье сердце».

Связное монологическ. высказывание

по теме.

53.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

1

Анализ произведения

54.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

Анализ произведения

55.

Любовь и творчество в романе.

1

Анализ произведения

56. P.P.

Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Сочинение

Творчество В.В. Набокова

57.

Обзор    творчества    В.В.    Набокова. Опыт медленного чтения рассказа «Круг».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

58.

Роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь».

1

Домашнее сочинение

Творчество А.Н. Толстого

59.

Тема русской истории в творчестве (1883 - 1945).

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

60.

Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Петр Первый».

1

Домашнее сочинение

Творчество А.А. Ахматовой

61.

А.А. Ахматова - «голос своего поколения». Тема Родины в лирике Ахматовой.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

62.

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

1

Домашнее сочинение

Творчество М.И. Цветаевой

63.

Поэтический мир Марины Цветаевой. Анализ стихотворения «Молодость».

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

64.

Анна Ахматова и Марина Цветаева.

1

Домашнее сочинение

Творчество Н. А. Заболоцкого

65.

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого.

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Творчество М.А. Шолохова

66.

М.А.  Шолохов.  Жизнь, творчество, личность. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

67.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

Анализ произведения

68.

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.

1

Анализ произведения

69.

Судьба Григория Мелехова.

1

Анализ произведения

70.

Григорий и Аксинья.

1

Анализ произведения

71.

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон»

1

Анализ произведения

72. P.P.

Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

1

Сочинение

Литература периода Великой Отечественной войны

73.

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

74.

Военная поэзия.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

75.

Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

1

Анализ произведения

76.

«Лейтенантская»    проза.    Обзор. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

1

Анализ произведения

77.

Обсуждение повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка».

1

Анализ произведения

Творчество А.Т. Твардовского

78.

А.Т.  Твардовский  (1910 -  1971). Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия».

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

79.

Слово о Твардовском. Поэма «По праву памяти».

1

Анализ произведения

80.

Народный характер поэмы «Василий Тёркин».

1

Анализ произведения

81.

Лирика А.Т. Твардовского.

1

Анализ произведения

82. P.P.

Сочинение по творчеству А.Т. Твардовского.

1

Сочинение

Творчество Б.Л. Пастернака

83.

Б.Л. Пастернак (1890 - 1960). Начало творческого пути. Лирика.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

84.

Человек,    история    и    природа    в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

1

Анализ произведения

85.

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

1

Анализ произведения

86.

Стихотворения Юрия Живаго.

1

Домашнее сочинение по творчеству Б.Л. Пастернака

«Оттепель». Творчество А.И. Солженицына

87.

Литература    «оттепели».    А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

88.

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

1

89.

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

1

Домашнее сочинение

Особенности развития поэзии и прозы в 60 - 70-е годы XX века

90.

Промежуточная аттестация

1

Анализ произведения

91.

Человек и  природа в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева. «Деревенская проза»:истоки, проблемы, герои. Герои В. М. Шукшина.

1

Анализ произведения

92.

Актуальные   и   вечные   проблемы   в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

1

Домашнее сочинение

93.

Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.В. Трифонова «Обмен».

1

Анализ произведения

94.

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова (1936- 1971).

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

95.

Драматургия      А.      Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

1

Анализ произведения

96.

Авторская песня. В. Высоцкий.

1

Домашнее сочинение

Литература последних десятилетий

97.

Литература на современном этапе. Проза Татьяны Толстой.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

98.

«Новый автобиографизм» Сергея Довлатова.

1

Связное монологическ. Высказывание

по теме.

99.

Поэзия Иосифа Бродского.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

100

Новейшая русская поэзия. Семинар.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

101.

Обобщение  изученного  по  курсу литературы XX века.

1

Связное монологическ. высказывание

по теме.

102.

Заключительный урок по литературе XX века.

1

Связное монологическ. Высказывание

по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочие программы базовый уровень 7-11 классы 2012-13 уч.г.

Рабочие программы выполнены для базового курса изучения физики 2 часа в неделю...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочие программы 5-9 классы, история, обществознание (базовый уровень)

рабочие программы для 5-9 классов по истории и обществознанию...

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм

Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016  учебный годКоличество часов по учебному плану: все...