Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рябченко Наталья Викторовна

Наименование курса: Русский язык

Класс: 10-11

Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовна

Срок реализации программы: 2015-2016  учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 35  часов в год; в неделю 1 час

      Рабочая программа составлена в соответствии  Программой по русскому языку (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина.

     М.: Просвещение, 2012  г.)

     Учебник Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков,

     Л.М.Рыбченкова. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

     Место предмета в учебном плане

     Предполагаемый курс русского языка рассчитан на 69 часов (35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_russkiy_vlasenkov.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса: Русский язык

Класс: 10-11

Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовна

Срок реализации программы: 2015-2016  учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 35  часов в год; в неделю 1 час

      Рабочая программа составлена в соответствии  Программой по русскому языку (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина.

     М.: Просвещение, 2012  г.)

     Учебник Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков,

     Л.М.Рыбченкова. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

     Место предмета в учебном плане

     Предполагаемый курс русского языка рассчитан на 69 часов (35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе)

Пояснительная записка. 10 класс (35 часов)

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2010.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

      закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

      совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

      закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

      дать общие сведения о языке;

      обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

      обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

      способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Содержание образования

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (5 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней (2 часа)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

      Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (4 ч)

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

      Использование учащимися средств научного стиля.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Количество контрольных работ по русскому языку  в 10-11 классах

Виды контрольных работ

10 класс

Диктант

1-2

Контрольное тестирование

2

Сочинение/изложение

1/1

Словарный диктант

4

11 класс

Диктант

1-2

Контрольное тестирование

2

Сочинение/изложение

1/1

Словарный диктант

4

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Тема раздела, тема урока

дата

Цели урока

Содержание урока

Тип, форма урока

Методы обучения

Требования стандарта

Словарная работа

Виды письменных работ

Повторение и углубление изученного в основной школе.  Общие сведения о языке      5

1.

Роль языка в обществе.

Раскрыть связь между происхождением языка и появлением человеческого общества; понятие значимости языка в жизни человека; закрепление навыка правописания безударных гласных проверяемых и непроверяемых.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

Вводное учебное занятие

Объяснительно-иллюстративный

Знать смысл историю развития РЯ.

Уметь ориентироваться в учебнике русского языка

Язык

Посредник

 

2

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский»

Р.К Взаимообогощение языков как результат  взаимодействия национальной культуры.

Раскрыть понятия язык и народ; отрабатывать навыки правописания.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать о процессах в русском языке.

Уметь проследить связь народа и языка

Афоризм

Входная контр. Работа тестирование

3

История развития русского языка.

Дать представление о происхожден ии языка и истории народа», отрабатывать навыки правописания.

Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать о процессах в русском языке.

Уметь проследить связь истории  и языка

4

Развитие речи. Контрольное сочинение  по прочитанному тексту

Продолжить обучение школьников сочинении. На заданную тему публицистического характера.

Работа над темой сочинения, написание сочинений.

Развитие речи

Объяснительно-иллюстративный

Знать принципы написания сочинения.

Уметь высказывать свои мысли письменно.

Тенденция

Контрольное сочинение  по прочитанному тексту

5

Стилистические функции устаревших форм слова

Раскрытие причин активных процессов, происходивших в лексике, морфологии, орфоэпии.

Работа с устаревшими словами, совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать стилистические функции русского языка.

Уметь находить устаревшие слова и объяснять их функции.

гомеопатия

Русский язык как система средств разных уровней     2

6

Место и назначение русского языка в современном мире.

Определить место и назначение  языка в современном обществе. Развитие связной речи учащихся.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать о назначении русского языка.

Уметь проследить связь истории  и языка

филантроп

7

Контрольный словарный диктант.

Развитие речи. Культура речи.

Раскрыть понятие культуры речи и тесную взаимосвязь культуры речи и языка.

Значение культуры речи; знакомство с некоторыми особенностями и изменениями лексики современного русского языка; отрабатывать навыки правописания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  особенности понятия культуры речи.

Уметь владеть культурой речи.

Контрольный словарный диктант

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия   -   4

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии.

Повторить ранее изученные сведения по фонетике и орфоэпии.

Обобщение знаний по теме; работа над формированием орфографических действий; отрабатывать навыки правописания.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Продуктивно-репродуктивный

Знать основные понятия разделов.

Уметь производить фонетический разбор слов.

Сертификат

Номинал

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Познакомить учащихся с орфоэпическими нормами литературного языка.

Обобщение знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Орфоэпия», отрабатывать навыки правописания, закрепить орфоэпические навыки

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  особенности произношения.

Уметь владеть  правильно произносить слова.

эмансипация

10

Принцип русской орфографии.

Р.К.Топонимика Ставропольского края.

Изучить принципы русской орфографии - написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии  

Знакомство с принципами русской орфографии, отрабатывать навыки правописания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  принципы русской орфографии.

Уметь владеть  правильно писать слова.

Аллегория

11

Фонетический разбор.

Контрольный словарный диктант

Повторить изученное и узнать новые особенности фонетического разбора.

Закрепление навыков фонетического контроля, навыков правописания, отработка навыков пунктуационного анализа текста.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  особенности фонетического разбора слов.

Уметь производить фонетический разбор.

Коллаж

триколор

Контрольный словарный диктант

Лексика и фразеология – 6

12

Повторение по «Лексике».

Повторить многозначность слов, омонимы, антонимы, синонимы

Обобщение и повторение по теме «Лексика», закрепление навыков правописания.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Продуктивно-репродуктивный

Знать основные понятия разделов.

Уметь производить фонетический разбор слов.

альтруизм

13

Сфера употребления русской лексики.

Р.К. История наших имен.

Дать понятие об  активном и пассивном запасе лексики русского языка, сферы употребления слов.

Знакомство со сферами употребления русской лексики.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  особенности фонетического разбора слов.

Уметь производить фонетический разбор.

Левкас

Хвост

14

Контрольное тестирование. Подготовка к ЕГЭ

Продолжить подготовку к ЕГЭ.

Умение отвечать на вопросы теста.

контрольный

Объяснительно-иллюстративный

Знать правила работы с тестами

Уметь работать с тестами.

Контрольное тестирование. Подготовка к ЕГЭ

15

Исконно русская и заимствованная лексика.

Дать понятие об  активном и пассивном запасе лексики русского языка.  Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

Умение различать исконно русскую и заимствованную лексику. Закрепление знаний об историзмах, архаизмах, неологизмах. Активная и пассивная лексика.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  особенности фонетического разбора слов.

Уметь производить фонетический разбор.

Ланиты

Гусляр

Менеджер

16

Русская фразеология. Словари русского языка.

Р.К. Название наших улиц.

Изучить       русскую фразеологию. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Систематизация знаний по теме «Фразеология», закрепление навыков правописания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  особенности фонетического разбора слов.

Уметь производить фонетический разбор.

Фразеологизм

17

  Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие.

Провести контроль ЗУН, полученных при изучении темы.

Контроль знаний, умений, навыков по теме.

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

проблемный

Знать орфограммы и пунктограммы.

Уметь грамотно писать.

Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие

Состав слова (морфемика)  и словообразование  - 4

18

Повторение. Морфемика и словообразование.

Повторить сведения по морфемике и словообразованию – строение слова, способы образования слов.

Повторение ранее изученного материала по теме «Морфемика и словообразование»; закрепление навыков правописания.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Продуктивно-репродуктивный

Знать основные понятия разделов.

Уметь производить фонетический разбор слов.

19

Способы словообразования.

Повторить способы образования слов, словообразовательный разбор.

Повторение способов словообразования; морфологический анализ слов.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Продуктивно-репродуктивный

Знать способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный разбор слов.

Домофон

20

Выразительные словообразовательные средства.

Показать выразительные возможности словообразовательных средств.

Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  выразительные словообразовательные средства.

Уметь ими пользоваться в речи

Субъективная оценка

21

Контрольное тестирование.

Продолжить подготовку к ЕГЭ.

Умение отвечать на вопросы теста.

контрольный

Объяснительно-иллюстративный

Знать правила работы с тестами

Уметь работать с тестами.

Контрольное тестирование

Морфология и орфография    6

22

Обобщение по теме «Части речи».

Повторить особенности частей речи.

Закрепление умения выполнять морфологический разбор; систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Продуктивно-репродуктивный

Знать основные части речи.

Уметь определять части речи

23

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

Рассмотреть трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах сущ, прил и нареч

Закрепление навыков правописания –н- и –нн- в суффиксах сущ,, прил., наречиях.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  изучаемую орфограмму.

Уметь пользоваться алгоритмом написания.

Масляный – масленый

24

Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Рассмотреть трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах причастий и отглаг прил; трудные вопросы правописания окончаний.

Закрепление навыков правописания –н- и –нн- в суффиксах разных ЧР; повторение правописания окончаний.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  изучаемую орфограмму.

Уметь пользоваться алгоритмом написания

25

Правописание не и ни с разными частями речи.

Рассмотреть трудные случаи правописания не с разными частями речи

Закрепление навыков правописания не и ни с разными частями речи.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  изучаемую орфограмму.

Уметь пользоваться алгоритмом написания

26

Правописание наречий.

Рассмотреть трудные случаи правописания наречий – на –о, -а, слитно, раздельно, через дефис.

Закрепление навыка правописания дефиса в наречиях, слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  изучаемую орфограмму.

Уметь пользоваться алгоритмом написания

Издавна, точь-в-точь

27

Контрольный словарный диктант

Слитное, раздельное и дефисное написания.

Систематизировать правила слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи.

Закрепление навыков слитного, раздельного  и дефисного написания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать  изучаемую орфограмму.

Уметь пользоваться алгоритмом написания

Контр-адмирал

Контрольный словарный диктант

Речь. Функциональные стили речи         3

28

Что такое текст?

Рассмотреть следующие вопросы - текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат.

Обобщение знаний по теме «Текст», полученных в 5-9 классах; знакомство с видами переработки текста.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности текста.

Уметь создавать текст.

29

 Контрольное изложение с элементами сочинения

Научить школьников писать  анализ художественного и научно-популярного текста.

Закрепить умение анализировать текст.

Развитие речи

Объяснительно-иллюстративный

Знать правила написания сочинения в форме речеведческого анализа.

Уметь пересказывать исходный текст с элементами сочинения.

Контрольное изложение с элементами сочинения

Научный стиль речи       5

30

Функциональные стили речи.

Дать общую характеристику функциональным стилям речи

Обобщение знаний по теме «Стили речи»; совершенствование навыков правописания»

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности функциональных стилей речи.

Уметь создавать текст.

Библиография

31

Научный стиль и его лексические особенности

Рассмотреть вопросы - назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили),лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Знакомство с лексическими особенностями научного стиля; развитие речи учащихся; закрепление навыков правописания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности функциональных стилей речи.

Уметь создавать текст.

Терминология

32

Научный стиль. Морфологические и синтаксические особенности.

Рассмотреть вопросы -  лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология.

Знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями научного стиля.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности функциональных стилей речи.

Уметь создавать текст.

Прерогатива

Галоиды

33

Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса.

Провести контроль ЗУН, полученных при изучении русского языка в 10 классе.

Контроль знаний, умений, навыков по русскому языку за 10 класс

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

Проблемный

Знать орфограммы и пунктограммы.

Уметь грамотно писать.

Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса

34

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Поработать над ошибками, допущенными в диктанте с целью их дальнейшего предупреждения.

Классификация ошибок и работа над ними.

Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности.

Проблемный

Знать, на какие виды орфограмм и пунктограмм допустили ошибки, и уметь их исправить и объяснить.

35

Резервный урок.


Литература

Для учащихся

1.        Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2010.

2.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2010.

  1. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2010.

Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2010.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2010.
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2010.
  4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
  5. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
  6. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
  1. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
  1. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
  2. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
  3. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
  4. Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
  5. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  6. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
  7. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.

         

Пояснительная записка.  11 класс

  Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2011. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2012, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2003, для учащихся – Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998.

Согласно действующему учебному плану    в 11  классе  предполагается обучение  в объеме 1 час в неделю; в год - 34 часа.

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

   Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного    р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

По сравнению с   обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования  1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», , «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется  публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач:

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

     В соответствии с этим реализуется рабочая программа  на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2003. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку в 11 классе  реализуется программа базисного уровня.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

  • Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.


Требования к уровню подготовки выпускников 11  класса (базовый уровень).
Учащиеся должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; 

                   должны уметь:  

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения  в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

               владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
             
способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.

                                                                                                   Содержание программы.

Официально-деловой стиль речи (4 часа)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля речи: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

     Синтаксис и пунктуация (6 часов)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

      Обучение написанию части С (сочинения на ЕГЭ)

Публицистический стиль речи (6 часов)

Назначение публицистического стиля речи. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Жанры публицистики. Очерк, эссе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Разговорная речь (4 часа)

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания. Лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. культура разговорной речи. Особенности речевого этикета.

Язык художественной литературы (6 часов)

Общая характеристика художественного стиля (языка   художественной   литературы):   образность,

широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке 4 часа)

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся учёные-русисты.

Повторение (4 часа)

Итоговая контрольная работа. Защита реферата, проект.

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Тема раздела, тема урока

колч

Цели урока

Содержание урока

Тип, форма урока

Методы обучения

Требования стандарта

Словарная работа

Примечание

Официально-деловой стиль речи    4 часа

1.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

1

Дать понятие об официально-деловом стиле речи.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

Вводное учебное занятие

Объяснительно-иллюстративный

Знать о роли официально-делового стиля речи..

Уметь интонационно выделять смысловые отрезки

2.

Основные признаки официально-делового стиля речи.

1

Рассмотреть  основные признаки официально-делового стиля речи.

Основные признаки официально-делового стиля речи: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать основные признаки официально-делового стиля речи.  Совершенствовать навыки грамотного письма.

3.

Основные жанры официально-делового стиля

1

Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»;закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении; дать понятие о речевой недостаточности; закрепить навыки правописания.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать основные жанры официально-делового стиля

Совершенствовать навыки грамотного письма

акмеизм

4

Контрольный словарный диктант.

Обобщение сведений об официально-деловом стиле речи.

1

Обобщить сведения об  официально-деловом стиле речи.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля речи. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.Основные жанры официально-делового стиля. Форма делового документа.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности официально-делового стиля.

Грамотно строить конструкции.

Синтаксис и пунктуация   6 часов

5

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

1

Обобщить знания по теме «Осложнённое предложение (однородные члены предложения)»; закрепить навыки правописания не с разными частями речи.

Обобщить знания по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них»; закрепить навыки правописания не с разными частями речи.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в осложнённых предложениях.

Совершенствовать навыки грамотного письма

Неистовство

Не по-русски

неохота

Таблица «Однородные члены предложения»

6

Обособление определений. и приложений.

1

Обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах.

Обобщить знания об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособлении.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать пунктуацию при обособленных определениях..

Совершенствовать навыки грамотного письма

абитуриент

Таблица «Обособленные определения и знаки препинания при них»

7

 Развитие речи. Контрольное сочинение по предложенному тексту  - подготовка к ЕГЭ.

1

Провести контроль ЗУН, полученных при изучении темы.

Контроль знаний, умений, навыков по теме.

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

проблемный

Знать орфограммы.

Уметь грамотно писать.

8

Обособление обстоятельств.

1

Обобщение знаний учащихся об обстоятельстве и его обособлении

Обобщить знания об обстоятельствах, формирование навыков постановки знаков препинания при обстоятельствах.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать условия обособления обстоятельств.

Уметь грамотно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Врукопашную

Вперегонки

вничью

Таблица «Обособление обстоятельств»

9

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

1

Повторить особенности вводных конструкций и знаков препинания при них.

Обобщить знания о вводных конструкциях, формирование навыков постановки знаков препинания при вводных конструкциях.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать условия выделения вводных слов и конструкций.

Уметь грамотно ставить знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

Чересчур

Бок о бок

Точь-в-точь

Таблица «вводные конструкции»

10

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

1

Повторить обращение, его особенности, междометия и знаки препинания при них.

Обобщить знания об обращениях и междометиях, формирование навыков постановки знаков препинания при данных конструкциях

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать условия выделения обращений и междометий..

Уметь грамотно ставить знаки препинания при них.

исстари

Таблица «Предложения с обращением»

11

 «Язык – важнейшее средство общения»

1

Провести контроль ЗУН, полученных при изучении темы.

Контроль знаний, умений, навыков по теме.

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

проблемный

Знать орфограммы.

Уметь грамотно писать.

                                                                                                Публицистический стиль  5 часов             

12

Особенности публицистического стиля.

1

Повторить особенности публицистического стиля речи – функцию, слова, обороты речи, конструкции.

Обобщить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепление навыков правописания

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности публицистического стиля речи.

Уметь отличить публ.стиль от других и конструировать текст публ.стиля.

.

оккупация

Схема «Стили речи»

13

Особенности публицистического стиля речи и используемые в нём средства эмоциональной выразительности.

1

Повторить средства эмоциональной выразительности языка (// с лит.)

Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности публицистического стиля речи.

Уметь отличить публ.стиль от других и конструировать текст публ.стиля.

.

интервью

14

Жанры публицистического стиля. Словарный диктант.

1

Продолжить изучение публ.стиля. рассмотреть жанры и их особенности

Путевой и проблемный очерки. Научить писать портретный очерк.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности публицистического стиля речи.

Уметь отличить публ.стиль от других и конструировать текст публ.стиля.

.

очерк

Карточки для индивидуальной работы

15

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

1

Изучить жанры публ.стиля – доклад, дискуссия, устное выступление – их особенности.

Познакомить учащихся с правилами устного выступления; закрепление навыков правописания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности публицистического стиля речи.

Уметь подготовить устное выступление, доклад, принять участие в дискуссии..

дискуссия

Словарь Современного русского языка

16

Развитие речи. Контрольное изложение
 по тексту публицистического стиля.

1

Продолжить работу по обучению сочинению. Работать над сочинением по публ.стилю

Формирование навыков культуры речи; проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Развитие речи.

Объяснительно-иллюстративный

Знать текст

Уметь сжатое изложение с элементом сочинения.

«Самое большое» Д.С.Лихачёв

Разговорная речь       4 часа

17

Разговорная речь, сферы её использования, назначение.

1

Дать понятие «разговорная речь»

Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать сферы использования разговорной речи.

Уметь грамотно оформлять речь.

18

Особенности речевого этикета.

1

Познакомить с особенностями речевого этикета.

Невербальные средства общения. культура разговорной речи.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать сферы использования разговорной речи.

Уметь грамотно оформлять речь

19

Контрольное тестирование по теме «Особенности публицистического и разговорного стилей речи»

1

Продолжить подготовку к ЕГЭ.

Умение отвечать на вопросы теста.

Объяснительно-иллюстративный

Знать правила работы с тестами

Уметь работать с тестами.

20

Резервный урок

1

Язык художественной литературы  5 часов

21

Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур.

1

Повторить особенности худ.стиля -  функцию, слова, обороты речи, конструкции.

Обобщить знания по теме «Художественный стиль речи».  Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать особенности художественного стиля речи.

Уметь отличить текст худ.стиля от другого и уметь составить текст худ.стлиля.

диалект

Карточки для индивидуальной работы

22

Контрольное тестирование по теме «Виды тропов и стилистических фигур».

1

Провести контроль ЗУН, полученных при изучении темы.

Контроль знаний, умений, навыков по теме.

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

проблемный

Знать особенности употребления тропов и фигур.

Уметь свободно применять тропы в своей речи.

троп

тест

23

Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

2

Продолжить работу по обучению сочинению. Работать над сочинением по худ.стилю

Формирование навыков культуры речи; проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Развитие речи.

Объяснительно-иллюстративный

Знать текст

Уметь сжатое изложение

В.Солоухин «Каравай заварного хлеба»

25

Резервный урок

1

Общие сведения о языке   4 часа

26

Контрольный словарный диктант.

Язык как система.

1

Дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Изучение и первичное закрепление нового материала.

Семинар

Проблемный

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.

гомерический

Карточки

27

Язык и история народа.

1

Дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка, организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментами статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энциклопедии «Русский язык»

Три периода в истории русского языка, словари, энциклопедии.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе.

стипендия

28

Активные процессы в современном русском языке

1

Дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»

Проблемы  экологии языка. Культура русской речи.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.

Университет

Колледж

Училище

институт

29

Контрольный словарный диктант.

Выдающиеся учёные-русисты

1

Познакомить с трудами выдающихся учёных-лингвистов.

М.В.Ломоносов, В.Потебня, В.В.Виноградов  и другие

Изучение и первичное закрепление нового материала

Продуктивно-репродуктивный

Знать о роли учёных-русистов в лингвистической науке.

Уметь  использовать в личной практике нормативные словари современного РЯ.

портреты

Повторение  4 часа

30

Повторение изученного о тексте. Разбор заданий ЕГЭ  (А6, А7. А28, В7).

1

Повторить изученное о строении, средствах и способах связи предложений в тексте

Подготовка к КД.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Проблемный

Знать: определение текста, основные средства и способы связи предложений в тексте.

Уметь: оценивать письменные высказывания  с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

31

Итоговый контрольный диктант за курс 11 класса.

1

Провести контроль ЗУН, полученных при изучении темы.

Контроль знаний, умений, навыков по теме.

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

проблемный

Знать орфограммы.

Уметь грамотно писать.

32

Защита реферата, проекта.

1

Провести защиту проектов и рефератов.

Контроль знаний, умений, навыков по теме.

Проверка и коррекция знаний и способов деятельности

проблемный

Знать орфограммы.

Уметь грамотно писать.

33

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1

Повторить понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей

Фонема, открытый и закрытый слоги, логическое ударение.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Проблемный

Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я) Продуктивный

34

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1

Закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных средствах русской фонетики

Орфоэпическая норма

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Проблемный

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь использовать в собственной речи. Продуктивный

Используемый учебно-методический комплект и литература.

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Разные типы словарей.
  7. .А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование 11», Волгоград, издательство « Учитель»
  8. Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое  сентября»
  9. Библиотечка газеты « Первое сентября»

                                                                                       

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Литература для учителя

1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2010

            2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

            3 Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.                          

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

Литература для учащихся

  1. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.
  2. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.
  3. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М., 1997.                                                                
  4. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.
  5. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для      общеобразоват.  учеб. заведений(10-11 кл.). – М.,   1996.                                        
  6.   Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный           фразеологический словарь  русского  языка:

    Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.        

  1.  Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа среднего (полного) общего образования по немецкому языку для 10-11 классов (базовый уровень)

Настоящая образовательная программа по немецкому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образован...

Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА".

Дополнительная общеобразовательная программа  среднего (полного) общего образования   для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА"....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ» С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Модель школы старшей ступени представляет собой реализацию обязательной (базовой, профильной) и вариативной части основной образовательной программы старшей ступени образования, которая может быть обе...

Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень)

Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень)...

примерная программа среднего (полного) общего образования по физике

примерная программа среднего (полного) общего образования по физике...

Сообщение "Системно-деятельностный подход - основа Государственного стандарта общего образования".

В сообщении излагаются основные принципы системно-деятельностного подхода в образовании....