Адаптированная рабочая программа по биологии 6.8.9 классы
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Дьячкова Наталья Георгиевна

 

Курс «Биология» включает разделы:

«Природоведение» (5 класс);

«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)

«Животные» (8 класс)

«Анатомия человека» (9 класс)

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллекту­ального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_89_klassy_dyachkova.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                          1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

ФИО учителя          Дьячкова  Наталья  Георгиевна

Предмет                  Биология   6, 8«а», 8«б», 9 классы

Количество часов в неделю     2 

Количество часов в год           68

п/п

Класс

Название курса

Количество часов

в неделю

в год

1

6  класс

Живая и неживая природа

2 часа

68 часов

2

8 а, б  класс

Животные

2 часа

68 ч

 часов

3

9 класс

Анатомия человека

2 часа

68 часов

Программа

Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений         VIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год -  сб. 1.224 с.

Учебники

В библиотеке образовательного учреждения имеются учебники двух линий учебных программ (под редакцией   И. М. Богажноковой и В.В. Воронковой)

Класс

Название учебника

Авторы

Год издания

6 класс

Живая и неживая природа

И.В. Романов

Т.А. Козлова

2010г

«Дрофа»

8 класс

Животные

И.В. Романов

И.Б. Агафонова

2010г

«Дрофа»

9класс

Анатомия человека

И.В.Романов   И.Б.Агафонова

2010       «Дрофа»

Учебно-методические пособия

Государственная программа специальных (коррекционных) образователь-ных учреждений         YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год-  сб. 1.224 с.

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой государственной образовательной политики является развитие специальных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку.

Нормативно-правовые акты разных уровней образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки, в том числе - педагогической поддержки  данной части населения. Основными законодательными актами являются: Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации (1997), Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996), Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). Локальный уровень законодательства представлен Уставом школы с локальными актами образовательного учреждения, образовательной программой.

В данном правовом поле организована моя педагогическая деятельность - обучение  учащихся с нарушениями интеллекта.

Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Курс «Биология» включает разделы:

«Природоведение» (5 класс);

«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)

«Животные» (8 класс)

«Анатомия человека» (9 класс)

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;

формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;

проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов), бережного отношения к природе;

первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической  науки, медицине.

Основной целью моей  рабочей программы  является создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении биологии.

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих  задач:

Формировать элементарные биологические представления.

Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)

Развивать любознательность, научное мировоззрение

Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.

Прививать умение бережно относится к природе родного края.

Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.

Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств.

Формировать потребность вести здоровый образ жизни.

Планируемый результат: сформированная социально - трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме города Краснодара.

Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Курс «Природоведение»  5 класса не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и биологии, но и одновременно служит основой для них.  

        Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

        В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается  проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.

        В  процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся  знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.

        При изучении растительного и животного мира  в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
         Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.   
 
                    Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены  межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два         компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Самостоятельные работы по природоведению 5 класс — конец каждой четверти

Что   изучает  природоведение?

Перечисли  виды  водоёмов  в  природе.

Назови  съедобные и несъедобные грибы Краснодарского края.

Перечисли растения, занесенных в Красную книгу  .

Перечисли животных, занесенных в Красную книгу.

Перечисли  условные  обозначения  наблюдений  за  изменениями в природе.

Обозначь условными знаками  погоду  сегодняшнего дня.

Запиши свой домашний адрес.

3.Основные требования к  уровню подготовки  обучающихся:

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Природоведение» являются умения:

пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

пересказывать  материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

понимать и устанавливать  несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Обучающиеся  должны уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

          В  настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по  виду семейств и классов. Такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Уход за комнатными растениями», «Обработка почвы в саду и на учебно-опытном участке» и др.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного материала, общие особенности классов животных, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики животных, этому посвящены отдельные уроки, направленные на сравнение групп животных. Изучение представителей животного мира организуется в  связи с практической деятельностью человека.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней (в том числе СПИД); какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. Именно этой тематике и будет посвящён заключительный урок по теме: «Твоё здоровье – в твоих руках!»

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения уроков естествознания имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, имеются образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

  Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии.

На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:        

Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.

Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, чучела), муляжи, модели, приборы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.

Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа. Наряду с традиционными уроками будут проводиться и нетрадиционные формы уроков (викторины, КВНы, праздники, игры и т.д.)

Большое значение мной будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, офтальмотренаж, аромотерапию, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль за тепловым режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой учащихся. Один раз в полгода произведу пересадку учащихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз. С целью нормализации эмоционально-психологического состояния учащихся мною будут использоваться технологии бесконфликтного общения (я-сообщение, активное слушание, педагогический паллиатив).

Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по биологии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся (1-2 группы). Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся (3-4 группы) по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала

Все учащиеся разделены на 4 основные группы по обучаемости.

Классы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

6 класс

Плохих Д.

Коваленко С.

Солтукиев С.

Кирьянов П.

 Елисеев Д.

Козелков А.

Терегеря А.

Типовска М.

Папсуев Д.

Герасимов К.

Миленький Е.

Махоммад М.

Адаричев Н.

8а класс

Папикян Г.

Арчаков С.

Кива Е.

Борисенко К.

Сергиенко Д.

Ильицкий А.

Магомедов  С.

Чурикова С.

Кочаров Л.

Брюховецкая Е.

Линник Д.

Кечиджи Т.

Мехтеев А.

8б класс

Рудик А.

Кирьянов Д.

Жуков И.

Борданюк Р.

Волчек Д.

Дудко А.

Бородинов А.

Демьянов Д.

Руденко Т.

Хижняк П.

Костенко И.

9 класс

 Сафонова Н.

 Бут А.

 Круглый А.

 Зима Р.

Нестерова М.

Бураков М.

Онищенко А.

Ляшов Е.

Сидоренко К.

 Кечко А.

 Шкир В.

 Красногоров Р.

 Усалка А.

    Уроки биологии проходят в специально оборудованном кабинете. Для обучения используются следующие средства обучения:

Библиотечный фонд

Мультимедийные презентации

Печатные демонстрационные пособия

Технические средства обучения

Экранно-звуковые пособия

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная диагностика проходит в начале обучения биологии в 6-9 классах, итоговая диагностика в конце каждого учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по биологии, но и сформированность соответствующих ключевых компетенции. На основании контрольных работ заполняются сводные ведомости, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения учащимися биологическим материалом.

Использованная литература при разработке рабочей программы

Государственная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII видов (сборник №1) – М.: Владос, 2011. год-  под редакцией Воронковой В.В.

                    3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Классы

Предполагаемые результаты на начало года:

Предполагаемые результаты на конец года:

 7 класс

Учащиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

 приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения;

различать однодольные и двудольные растения по строению  корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

различать грибы и растения.

8 класс

Учащихся должны знать:

основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

    •        основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам.

 Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений         VIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год-  сб. 1.224 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии: 9 класс

Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образ...

Адаптированная рабочая программа по биологии для 5-9 класса

Адаптированная рабочая программа по биологии....