Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_8_kl.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа разработана на основании:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- ООП ООО   МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на ____________ учебный год.

- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1). под редакцией В.В. Воронковой, «Владос»М., 2010г., допущенной Министерством образования и науки РФ.

Особенности преподавания данного учебного предмета Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно- следственных связей между предметами и явлениями.

Цели: формировать четкие представления о признаках сходства и различия между группами (классами) животных; об особенностях внешнего вида, образа жизни, о значении животных в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; об условиях содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности; учить узнавать изученных животных,

устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание).

Задачи: формировать правильное понимание природных явлений; развивать элементарное мышление; развивать способность к обобщению и конкретизации; создавать условия для коррекции памяти, внимания, восприятия; развивать речь с опорой на свою деятельность, воспитывать бережное отношение к природе

Согласно федеральному базисному учебному плану на предмет «Биология» отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Учебно-методический комплект: -программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой «Владос»,М., 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ;

А.И.Никишов, А.В.Теремов. Биология (Животные). Учебник для 8 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2004г.

Возможные риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель  соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (элективные учебные предметы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.

  1. Содержание учебного материала.

Введение  

Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные .Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные  

Общее знакомство 

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Дождевой червь. Черви-паразиты. 

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Насекомые 

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены. Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников. Практическая работа Зарисовка насекомых в тетрадях.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных.

Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание,

способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и

рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура

воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Земноводные 

Общие признаки земноводных.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.

Практические работы

Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей. Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Практические работы

Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы

Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде

обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.

Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе

Практические работы 1. Подкормка зимующих птиц.

Млекопитающие животные 

Общие сведения Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком). Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.

Дикие млекопитающие животные 

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия. Псовые (собачьи): волк, лисица. Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на

зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных. Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных

групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Сельскохозяйственные животные 

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус.

Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека. Домашние питомцы

Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно- гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно- гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
  • особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Содержание

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Введение. Многообразие животного мира.

2.

Значение животных в природе и жизни человека.

3.

Беспозвоночные. Общая характеристика беспозвоночных.

4.

Дождевой червь.

5.

Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы.

6.

Черви-паразиты. Бычий цепень. Печеночный сосальщик. Повторение.

7.

Насекомые. Общая характеристика насекомых.

8.

Комнатная муха

9.

Яблонная плодожорка.

10.

Бабочка-капустница.

11.

Майский жук.

12.

Медоносная пчела.

13.

Значение пчел в природе и жизни человека.

14

Тутовый шелкопряд. Повторение.

15.

Позвоночные. Общая характеристика позвоночных.

16.

Рыбы. Внешнее строение рыб.

17.

Внутреннее строение рыб.

18.

Размножение и развитие рыб.

19.

Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб.

20.

Речные рыбы. Щука и окунь. Повторение.

21.

Земноводные. Общая характеристика земноводных.

22.

Внешнее строение лягушки.

23.

Внутреннее строение лягушки.

24.

Размножение и развитие лягушки.

25.

Жаба.

26.

Значение и охрана земноводных. Повторение.

27.

Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся.

28.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

29.

Змеи.

30.

Значение и охрана пресмыкающихся. Повторение.

31.

Птицы. Внешнее строение птиц.

32.

Внутреннее строение птиц.

33.

Размножение и развитие птиц.

34.

Питание птиц.

35.

Птицы леса. Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе

36.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

37.

Хищные птицы.

38.

Водоплавающие птицы.

39.

Птицы, обитающие возле жилья человека.

40.

Домашние птицы. Птицеводство.

41.

Значение и охрана птиц. Повторение.

42.

Млекопитающие. Общая характеристика млекопитающих.

43.

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

44.

Грызуны.

45.

Белка.

46.

Бобр.

47.

Домовая мышь.

48.

Зайцеобразные.

49.

Хищные звери.

50.

Волк.

51.

Медведь.

52.

Лев. Тигр. Рысь.

53.

Собака. Кошка.

54.

Пушные звери.

55.

Ластоногие.

56.

Китообразные.

57.

Копытные животные.

58.

Кабан или дикая свинья.

59.

Лось.

60.

Корова.

61.

Овца.

62.

Верблюд.

63.

Северный олень.

64.

Домашние свиньи.

65.

Лошадь.

66.

Обезьяны.

67.

Значение и охрана млекопитающих. Повторение.

68.

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6.8.9 классы

Курс «Биология» включает разделы:«Природоведение» (5 класс);«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)«Животные» (8 класс)«Анатомия человека&raqu...

Адаптированная рабочая программа по биологии: 9 класс

Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образ...

адаптированная рабочая программ по биологии для 7 класса по Пасечнику

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. В программу внесены изменения, не превышающие требования к уровню подготовки обучающихся.В связи с тем, что в МОБУ ...