План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Сюрюн Мерген Семёнович

План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Терморегуляция организма. Закаливание».

Дата проведения урока: 28.02.2018

Класс: 8 «Б» класс

ФИО учителя: Сюрюн М.С

Методы:

  1. По уровню активности познавательной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);
  • проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);
  • эвристический метод (эвристическая беседа).
  1. По функциям:
  • методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем с использованием анимации, таблиц);
  • методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
  • методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний, тест).
  1. По источникам познания:
  • словесные методы (объяснение, беседа);
  • наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации);
  • практический метод (анализ различных источников, подготовка сообщений, презентаций).

Цель урока

Сформировать понятие «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция – саморегулирующийся процесс, «закаливание организма».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения.
  2. Познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами.
  3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.
  4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений:
  • связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно-следственные связи в процессе терморегуляции,
  • выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
  • формулировать выводы,
  • применять знания в новой ситуации,
  • осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом,
  1. Продолжить развитие психических познавательных процессов:
  • мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
  • памяти,
  • всех видов внимания,
  • восприятия различных видов информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.
  2. Развивать чувство уважения к чужому мнению.
  1. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

  1. Проверка домашнего задания. ( 10 мин)

Тест  «Строение и функции кожи». (Приложение №1)

Сообщения учащихся.

  1. Постановка проблемной ситуации.

Проблемная ситуация №1:

На слайде  выделены две группы организмов:

I. Рыбы.                                            II. Птицы.

   Земноводные.                                           Млекопитающие.

   Пресмыкающиеся.

Вопросы: По какому принципу разделены эти позвоночные животные в 2 группы? (I-хладнокровные, II- теплокровные)

        К какой из этих групп относится человек? (II)                  

    Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать внутреннюю температуру тела на определенном уровне независимо от окружающей среды.)     

Тепло – форма энергии, имеющая важное  значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных -  хладнокровные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – теплокровные (существуют за счет внутренних источников тепла).

Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны.

Проблемная ситуация №2.

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.

Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ:

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

  1.  «Открытие» темы урока, постановка цели и задач урока.

Тема нашего урока «Терморегуляция  организма».

-Изучив данную тему, вы узнаете, что называют терморегуляцией, какие способы терморегуляций существуют, за счет чего температура тела человека поддерживается на постоянном уровне. Также вы узнаете, как человек может использовать знания о терморегуляции  для сохранения и улучшения здоровья.

Задание №1.Проанализируйте и объясните схему, зарисуйте ее в тетрадь.

Беседа по схеме.

Прием пищи

Мышечная работа

«Холодная дрожь»

Испарение

Теплообмен

Теплоизлучение

Образование

Отдача

тепла

тепла

     

Терморегуляция складывается из находящихся в равновесии процессов образования тепла и его отдачи.

В теплоотдаче главную роль играет кожа.

Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи.

Задание №2.(текст на стр 210 учебника)

Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»

Температура

Кровеносные

Температура кожи

Теплоотдачи

окружающей среды

сосуды кожи

Низкая

Суживаются

Уменьшается

Уменьшается

Высокая

расширяются

увеличивается

увеличивается

Проблемный вопрос.

Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?

Предполагаемый ответ:

При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ  происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи сужаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение.

Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар.

При длительном пребывании с непокрытой головой под прямыми солнечными лучами может произойти солнечный удар – перегревание головы.

Задание.

Прочитайте п.41, с.210 учебника и сформулируйте правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

Решите биологическую задачу

1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

Вывод: Кожа – главный орган терморегуляции;

Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды.

      Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально.

Проблемный вопрос

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и другие способы терморегуляции, укрепляется иммунная система. В целях закаливания организм постепенно подвергается действию низких температур воды и воздуха, осторожному облучению солнцем.

Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению.

Задание. Заполните таблицу «Природные факторы закаливания организма».

Домашнее задание.

  • П.41, ответить на вопросы 1-8, стр.212
  • Составить памятку «Правила закаливания».
  • Решить биологическую задачу.

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу.

Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли... Он остался один в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер.

Вопрос: В чем причина гибели "золотого мальчика"?

Приложение №1.

Тест по теме “Строение и функции кожи”

1.Сколько слоев различают в коже?

а) один - кожа

б) два: эпидермис и собственно кожа

в) три: эпидермис, собственно кожа, подкожная клетчатка

2. Какое происхождение имеют волосы и ногти?

а) производные рогового слоя эпидермиса

б) производные клеток собственно кожи

 в) имеют подкожное происхождение

3. Где в коже располагаются рецепторы, кровеносные сосуды, потовые железы, волосяные луковицы

а) в эпидермисе кожи

б) в собственно коже

в) и в эпидермисе и в собственно коже

4. Назовите слой кожи, в клетках которого вырабатывается пигмент - меланин

а) эпидермис

б) собственно кожа

в) подкожная клетчатка

5. В чем биологический смысл загара?

а) загорелая кожа лучше поглощает ультрафиолетовые лучи, необходимые для

образования витаминов в коже

б) загорелая кожа меньше нагревается

в) загорелая кожа защищает тело человека от проникновения внутрь чрезмерного

количества ультрафиолетовых лучей

6. Сальные железы:

а) охлаждают поверхность тела

 б) выделяют смазку - кожное сало

в)уничтожают бактерии.

7. Назовите слой кожи, который предохраняет организм от охлаждения, смягчает толчки, ушибы

а) собственно кожа

б) эпидермис

в) подкожная клетчатка

8.  Важнейшая функция кожи

а)дыхание

б)синтез белков

в) терморегуляция

г) синтез витаминов

9. Эпидермис выполняет функцию

а)накопления жира

б) защиты от бактерий

в) образования пота

г) образования кожного сала

10. Потовые железы находятся в

а)глубине эпидермиса

б)подкожно-жировой клетчатке

в)собственно коже

г)роговом слое эпидермиса

11. При высокой температуре теплоотдача

а)уменьшается

б)увеличивается

в)не изменяется

г)изменяется периодически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме Терморегуляция организма. Закаливание.

Слайды презентации используются при изучении нового материала, при самостоятельной работе учащихся с таблицами,  схемами, решении биологических задач....

Урок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»

Данный урок  проводится вторым по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе. По программе  курса «Человек и его здоровье»(70 часов, 2 часа в неделю) В.В.Пасечник,2009г. Учебник «Био...

Конспект урока по биологии в 8 классе "Терморегуляция организма. Закаливание"

Урок формирует у учащихся ответственное отношение к своему здоровью. Вырабатывает навыки,  умения оказывать доврачебную помощь при перегреве организма. Знакомит с методами закаливания....

План- конспект "Приспособленность организмов к среде обитания"

Тема урока: "Приспособленность организмов к среде обитания"(СЛАЙД 1)Цель  урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.Задачи:...

План-конспект урока по биологии, 8 класс, тема: Терморегуляция, закаливание организма

Класс: 8Тема: Терморегуляция. Закаливание организмаЦель: Изучить способы терморегуляции организма человекаЗадачи:Проинформировать обучающихся об основных понятиях механизма теплорегуляции, «тепл...