"Берегите Землю! Берегите!"
план-конспект занятия по биологии (10, 11 класс) на тему

Левина Екатерина Игоревна

Интегрированный урок по литературе и экологии (10 - 11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_zemlyu_beregite.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и экологии в 10 классе с использованием ИКТ «Берегите Землю! Берегите!»

Цели:

Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая:

  • развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;

развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • развить у участников навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;
  • развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование: проектор, тексты художественных произведений: В.Распутин «Прощание с Матерой», В.Астафьев «Царь-рыба», Ч.Айтматов «Буранный полустанок», «Плаха», С. Залыгин «Экологический роман», презентация.

Вид занятия: комбинированный урок.

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало.

Актуализация знаний.

Работа в группах.

Выступление групп.

Обсуждение.

Рефлексия.

Социологический опрос.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

На экран выведены эпиграфы «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» (Р. Рождественский); «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо» (М. Пришвин).

Мотивационное начало.

Учитель биологии. Земля! Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет. Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая!», а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков». Это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.

И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (демонстрация фильма – Приложение 1).

Ежегодно весной 22 апреля во всем мире отмечают День Земли. Земля — это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.  

День Земли — название, используемое по отношению к различным мероприятиям, проводящимся весной и призванным побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля.

Первая акция в этот день прошла в 1970 году. Успех данной акции подвиг ее организаторов на создание акции регулярной. Сенатор Гейлорд Нельсон - известный американский политик и активист создал группу из студентов под руководством студента Гарварда Денниса Хайеса. Инициатива привлекла к себе много внимания.

В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности. Также 22 апреля, в день рождения Ленина, проводился всесоюзный субботник, он знаменовал собой окончательный приход весны и являлся подготовкой к первомайским праздникам.

Флаг Земли представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами «Аполлона-17» по дороге к Луне) на фиолетовом фоне. Традиционно Флаг связан с Днём Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиями.

Символом дня является зелёная греческая буква Θ (Тета) на белом фоне. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время — это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.

Учитель русского языка. Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле, вспомним дорогие нашему сердцу места.

Учащиеся читают стихи русских поэтов.

И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

(Е.А.Баратынский)

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

(И.А.Бунин)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

(А.С.Пушкин)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

(И.С.Никитин)

Учитель биологии. Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. Наше занятие мы назвали «Берегите Землю! Берегите!». Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

На экран проецируется цель занятия.

Актуализация знаний.

Учитель биологии. За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. А что это такое? Давайте назовем их.

Учащиеся называют глобальные экологические проблемы.

Сообщения учащихся о парниковом эффекте, озоновых дырах, кислотных дождях, массовом уничтожении лесов.

Учитель литературы. Итак, в центре сегодняшнего урока – проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.

Звучит тревожная музыка.

Ученик.

Кромсая лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

(Р.Рождественский)

Учитель литературы.

Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль. Стихии (земля, вода, воздух, огнь) всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до современной «деревенской прозы» наша литература связывала жизнь русского человека с жизнью природы, земли. Тема «Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, – с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека. Писатели 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти. Нравственный критерий героев В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Распутина и др. во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней. Почему? Да потому что назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф. Как писал Ф. Абрамов: «Раньше мы решали два уравнения – что такое хорошо и что такое плохо? Теперь появилось третье уравнение: что такое ничего? Вот перед какой реальностью мы встали».

Возникает другой проблемный вопрос: почему мы так губительно относимся к природе? Наше поколение хочет созидать, разрушая, и, когда оно задумается, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. Люди на станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Ими руководит жажда наживы. Это элементарная алчность, борьба за собственное благополучие. Эта черта в человеке дает повод для глубоких размышлений. Почему общество позволяет так относиться ко всему, что нас окружает?

Эту проблему писатель Н. Носов рассматривает в рассказе «Кукла» неразрывно с разрушением человеческой личности. «Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят, а от них дети того набираются. То тут, то там в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которая целиком прямо, а бывает – без головы или без обоих ног. Так нехорошо видеть это. Аж сердце комом сжимается. Понимаю – кукла, да ведь облик-то человеческий. Как же так? Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа?». Произведение Н. Носова пронизано заботой о людях, о родной природе. Рассказ полон возмущения без духовностью, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром. Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает – таков мотив рассказа.

Учащийся.

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи.

Уст твоих благоуханий

Чувства черствые смягчи.

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи.

(П.А.Вяземский)

Учитель литературы. Именно такая категорическая постановка вопроса и двигает дело с мертвой точки, как в жизни, так и в литературе. У поэта Максимилиана Волошина есть строки, тревожащие душу, но заставляющие задуматься каждого над тем, в какую бездонную пропасть мы можем скатиться и что будет ждать нас на дне ее, если мы срочно не примем меры для спасения нашей земли с ее прекрасной природой, следовательно, и для своего спасения!

Учащийся.

Машина научила человека

Пристойно мыслить, здраво рассуждать.

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество,

Что человек такая же машина,

Что звездный космос только механизм

Для производства времени, что мысль

Простой продукт пищеваренья, мозга,

Что бытие определяет дух,

Что гений – вырожденье, что культура

Увеличение числа потребностей,

Что идеал – благополучие и сытость,

Что есть единый мировой желудок

И нет иных богов, кроме него.

(М.Волошин)

Учитель литературы. Ведь именно в литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения.

Сообщения подготовленных учащихся. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Учитель биологии. Мы прослушали выступления, давайте подведем итоги. Что объединяет все эти произведения? Кто является источником названных проблем? Между кем и чем возникают конфликты?

Ответы учащихся.

Учитель литературы.

Человек – это царь природы.

С самых древних еще веков

Покорил он леса и воды,

И мышей, и могучих львов.

Любая жизнь ценна, прекрасна,

И, наблюдая, думаем подчас,

Что на большой и голубой планете

Не можем мы без них,

Или они без нас?

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу)

А что значит жить как люди?

Варианты ответов учащихся.

Рефлексия.

Учитель биологии. Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы:

Что мы сегодня узнали? Поняли?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?

Социологический опрос.

  1. Считает ли вы, что состояние окружающей среды оставляет желать лучшего?
  2. От чего, по-вашему, зависит ежегодное ухудшение экологической обстановки?
  3. Есть ли у вас интерес к решению экологических проблем?
  4. Какие природоохранные мероприятия вы могли бы провести?
  5. Кто из русских писателей и поэтов в своем творчестве поднимает проблемы духовно-нравственного воспитания?

Учитель биологии.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм.

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свеж в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи туда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 учащийся. Валентин Распутин «Прощание с Матерой».

Валентин Распутин – из тех немногих прозаиков 70-х годов XX века, кто вызывает уважение как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации. Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число классиков русской литературы XX века.

 У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспитателя и духовного руководителя.

Наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказала повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов советской литературы и стала знаменательным литературным событием не только 70-х годов, но и всей русской литературы советского периода. В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Матерой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры – разор кладбища, сжигание опустевших изб – для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.

Санитарная очистка кладбища перед затоплением, по сути, обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как пришельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.

Смешалось необходимое и кощунственное. Сам автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матере. В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери – такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас.

2 учащийся. Роман «Буранный полустанок (другое название «И дольше века длится день…») Чингиза Айтматова.

Роман «Буранный полустанок» – одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая – о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе – манкурте становится эмоциональным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

Айтматов пишет, что гуманизация – залог эволюции мира, его процветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют восторженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля – и мир будет уничтожен.

Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт – свою мать. Чтение фрагмента.

Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую цену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охватывает единое чувство смятения и ужаса – живого перед неживым.

Мы постепенно привыкли увязывать все содержание понятия «гуманность» с лозунгом; «Все для человека и все во имя человека». Этот лозунг привел к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека – своими ливнями и засухами, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бессильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.

3 учащийся. Сергей Залыгин «Экологический роман».

«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого терять уже будет нечего… Литература долгое время была антропоцентричной, но теперь часто возникает необходимость в том, чтобы она становилась все более и более природной» – писал Сергей Залыгин, ветеран российской словесности, главный редактор «Нового мира» времен перестройки. Сергей Залыгин – один из немногих писателей старшего поколения, сумевших соединить литературное слово с практическим делом. Он был среди активных противников поворота северных рек, бил тревог по поводу строительства ГЭС на равнинных реках, критиковал мероприятия по мелиорации, проектировки Нижне-Обнинской ГЭС, строительства ленинградской дамбы, гибели Арала…

Еще в первом своем романе «Тропы Алтая» писатель размышлял о взаимообусловленности жизни людей и бытия природы. Центральный герой романа Залыгина 80-х гг. «После бури» Петр Васильевич Корнилов по своим убеждениям натурфилософ. Его заветная мечта – открыть идею, равно притягательную и равно обязательную для все человеческой цивилизации. Не классовую, ибо классы заведомо различны, не религиозную, ибо у каждой религии свои боги, не политическую, ибо политика уж точно разделяет и обособляет людей, а универсальную, соборную, превыше наций, сословий, групп. А это, по мысли Корнилова, может быть только одно: «Ну, конечно, природа! Только ее и нельзя исключить из своего сознания, все остальное можно!».

Когда-то Александр Солженицын писал в рассказе «Утенок»: «И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет… А мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь если все дружно возьмемся – за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое мероприятие "Берегите землю, берегите..."

Внеклассное мероприятие для обучающихся разных возрастов, призванное воспитывать любовь и  бережное отношение к природе....

Классный час по экологии "Берегите Землю, берегите!" 5 кл.

На классном часе в доступной для детей форме обсуждается проблема загрязнения окружающей среды. В связи с этим ставятся такие цели на занятии, как: побуждение обучающихся к бережному отношению к ...

"Берегите Землю, берегите"

Викторина по экологии для учащихся 5-6 классов. Использованы интересные формы заданий по вопросам живой и неживой природы...

Берегите Землю берегите!

Внеклассное мероприятие....

Внеклассное мероприятие по биологии "Берегите Землю! Берегите..."

Цель занятия: Продолжить формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у учащихся экологическое сознание и соответ...

Берегите Землю, берегите!

Формировать экологическое мировоззрение. Развивать внимание на основе  зрительного восприятия. Коррекция образного мышления при разгадывании загадок. Воспитывать желание беречь и охранять свою пл...

"Берегите, Землю, берегите!"

Экологическая  викторина...