Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Мазарова  Марина Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

 

Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абдрахмановская СОШ»

Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 часа (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                    «Рассмотрено»                                         «Согласовано»                                                        «Утверждаю»

                    Руководитель    МО                            Заместитель директора по УР                                            Директор

                             _______________                МБОУ Абдрахмановской СОШ                   МБОУ Абдрахмановской СОШ

                Протокол №_____                              ______________Ямалтдинова К.Х.                   ___________ Миннахметова А.А.

                    от «_____» ________201__г.               «______» ____________ 201__г.                        Приказ

                                                                                                                                                     №______ от «______» ________201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по биологии  в 6 классе

учителя

Мазаровой Марины Александровны

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № _______

от «_____» __________201__г.

2018- 209 учебный год

с.Абдрахманово


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абдрахмановская СОШ»

Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 часа (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность

научиться

Строение и многообразие покрытосеменных растений  

Жизнь растений

Классификация растений

Природные сообщества

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

  • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Содержание учебного предмета

Название

раздела

Краткое содержание

Количество часов

Строение и многообразие покрытосеменных растений  

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

.

14 часов

Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений

12 часов

Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

5 часов

Природные сообщества

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

2 часа

Календарно-тематическое планирование

УМК (В.В. Пасечник, Биология  6 класс; 2017)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Виды учебной

деятельности

Календарные сроки

Планируемые

сроки

Фактические

Сроки

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14  ч

Строение семян двудольных  растений.

Л/р №1. «Изучение  строение семян двудольных растений».

Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».

 1ч

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Постановка фронтальных опытов.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Разработка новых вариантов опыта.

Проведение исследовательского эксперимента.

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем».

 1ч

Зоны корня Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски».

 1ч

Условия произрастания и видоизменение корней.

 1 ч

Побег и почки. Рост и развитие побега.

Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек

на стебле»

1 ч

Внешнее строение листа.

1 ч

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева».

Видоизменённые побеги.

Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

Строение цветка. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

Соцветия. Л/р № 9

«Строение цветка. Различные виды соцветий».

Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

Распространение плодов и семян

Контрольный тест №1

Жизнь растений

12 ч

Минеральное питание растений.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Постановка фронтальных опытов.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Разработка новых вариантов опыта.

Проведение исследовательского эксперимента.

Фотосинтез.

Дыхание растений.

Испарение воды. Листопад.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

Прорастание семян.

Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев».

Способы размножения растений.

Размножение споровых растений.

Размножение голосеменных растений.

Размножение покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений».

Контрольный тест № 2

Классификация растений

Систематика покрытосеменных растений.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные  и Розоцветные. 

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Семейства Паслёновые и Мотыльковые,  Сложноцветные (Астровые).

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Контрольный тест №3

Природные сообщества

Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительном сообществе.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

рабочие програмы по биологии 6-9 классы

разработки рабочих програм...

рабочая програма для 7 класса УМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л.

Данный материал содержит рабочую программу для 7 классаУМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л., также календарно- тематическое планирование на 2013-2014 учебный год....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии по ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....

Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская  СОШ».Данная программа рассчитана на 1 год &ndash...