Разработка открытого урока 6 класс "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

С.Н. Миронова

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Ученика__________________________________________ 6 класса «_____»

№ УЭ

Вид деятельности

Управление деятельностью

УЭ

№0

Цель: Определить тему и цели урока.

Посмотрите на слайд, на оформление класса, прочитайте стихотворение, определите тему  урока, запишите в тетрадь

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
И осенний букет принесем.

С помощью  чек-листа  сформулируйте цели урока, запишите в маршрутном листе:

Знать:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уметь:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работаем в парах.

Запишите тему урока в тетрадь, цели в маршрутный лист.

Сверьтесь с формулировкой темы  слайде презентации.

Цели урока

Для проверки воспользуйтесь

Ключом №1

Ваш балл

____________

УЭ № 1

Цель : изучить внешнее строение листа.

Изучите в § 9 Внешнее строение листа (стр 48-49)

Выполните следующие задания:

1 уровень: На картинке обозначьте все части листа.

  http://trifoly.ru/wp-content/uploads/image0012.jpg

1_________________________________________________

2_________________________________________________

3_________________________________________________

2 уровень:

1.Рассмотрите ваш наглядный материал (гербарий) Найдите листовую пластинку, черешок, прилистники (если они есть).

2. Зарисуйте любой лист из гербария, обозначьте все его части

 ( письменно в тетради)

3 уровень

1.Рассмотрите ваш наглядный материал (гербарий) Найдите листовую пластинку, черешок, прилистники (если они есть).

2. Зарисуйте любой лист, обозначьте все его части ( письменно в тетради)

3 .Ответьте на вопросы (письменно в тетради)

а) Что обеспечивает плоская форма листа?

б) Существуют ли растения, у которых отсутствуют  черешок и прилистник?

Работаем самостоятельно.

Выберите один из уровней работы (1-простой,2-средний,3-сложный)

1 уровень

Проверьте себя по ключу № 2

2,3 уровень проверяет учитель

Ваш балл__________

УЭ №2

Цель: изучить разнообразие  сложных листьев, виды жилкования.

1.Изучите стр 48-49,рассмотрите рисунок 52 на стр 48, прочитайте дополнительный материал № 1.

а) Запишите в понятийный словарь определения.

Определение  простой лист из приложения №1

Определение  сложный лист стр 48 учебника.

б) Заполните таблицу в тетради.( с помощью текста учебника , дополнительного материала №1 и рисунка 52 стр 48)

Разнообразие  сложных листьев

Типы листьев

Схематическое изображение

Примеры растений

2. Запишите в понятийный словарь – понятие жилкование ( стр 49 в учебнике)

3. Прочитайте дополнительный материал № 2 .Подпишите типы жилкования в маршрутном листе

Лекция Лист Общая характеристика листа

1_________________________________________________________

2_________________________________________________________

3__________________________________________________________4__________________________________________________________

5__________________________________________________________

Работайте в парах

Советуйтесь вполголоса

Записи в понятийном словаре проверяет учитель.

По окончании работы обменяйтесь с соседом.

Для поверки воспользуйтесь ключом № 3

Проверьте себя с помощью ключа № 4.

Ваш балл

УЭ № 3

Цель: Изучить внутренне строение листа

1 уровень

1.Прочитайте в учебнике пункт «Внутреннее (клеточное) строение листа. (стр 49)

2.Рассмотрите в маршрутном листе рисунок № 1 и ответьте на вопросы (письменно в маршрутном листе), зарисуйте рисунок в тетрадь.

а) Что такое кожица листа?

б) Где находится мякоть листа?_____________________________________________________

в) Напишите виды тканей образующих мякоть листа?

г) Что такое устьице?

___________________________________________________________

Рисунок №1

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

2 уровень

1.Прочитайте в учебнике пункт «Внутреннее (клеточное) строение листа. (стр 49) и выберите правильное суждение Обведите цифру зеленым цветом, если суждение правильное. Синим, если не правильное:

1. Лист покрыт прозрачной кожицей.

2. Основная функция устьиц обеспечивать газообмен и испарение воды листьями.

3. Устьица располагаются на верхней стороне листа.

4.Столбчатая ткань образована клетками, плотно прилегающими друг к другу.

5. Губчатая ткань расположена под кожицей.

6. Все клетки листа содержат хлорофилл.

 2.C помощью рисунка № 2 и текста учебника (стр 49) заполните таблицу.(в маршрутном листе)

Рисунок № 2

http://ok-t.ru/studopediaru/baza1/1464144199308.files/image014.jpg

Leaf tissue anatomy

Анатомия ткани листа

Особенности строения

Palisade parenchyma

Столбчатая ткань

Spongy parenchyma

Округлые клетки неплотно прилегающие друг к другу.

Upper Epidermis

кожица

Работаем в парах или индивидуально.

Советуйтесь вполголоса.

Выберите один из уровней работы и выполните задание.

1 уровень проверяют ассистенты учителя с помощью ключа № 5

2  уровень проверяет учитель.

Ваш балл___________

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

УЭ-4

Цель: различать ткани листа под микроскопом

1Рассмотрите еще раз рисунки №1,2 в маршрутном листе

2.Вспомните правила работы с микроскопом.

3.Рассмотрите готовые микропрепараты

4.Заполните таблицу в тетради.

Название микропрепарата

рисунок

Напишите  составляющие клеточного строения листа, которые вы увидели в микроскоп.

Работаем в парах

Советуйтесь вполголоса.

Проверяет учитель

Ваш балл___________

УЭ- 5

Цель: изучить функции листа

1.Прочитайте пункт «Значение листа для растения»  страница 50-51.

2. Определите функции листа.

3.Запишите их в тетрадь.

Индивидуальная работа в тетради.

Проверяем с помощью ключа №6

Ваш балл___________

УЭ-6

Цель: закрепление  знаний

Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

Лист это______________________________________________. Во внешнем строении листа выделяют _______________,_________________,_________________,______________________. Основанием лист крепится к стеблю. Не у всех растений листья имеются ______________ и ________________.Листья бывают______________ и ______________. Простые листья имеют только одну __________________ (яблоня, клен), сложные — __________________(клевер, малина, земляника). На листовой пластинке обычно видны _______________. Это пучки проводящей и механической ткани. У разных растений жилки располагаются по-разному. Они могут лежать дугообразно и быть примерно равными по длине. У других растений жилки разветвляются, они мелкие по краям, а к середине листа сходятся в крупную одну жилку. Выделяют_______________,__________________,_____________________,____________________________  жилкование. Под внутренним строение листа понимают описание его клеточного строения. Поверхность листа покрыта ________________. Она состоит из прозрачных клеток покровной ткани. Клетки ______________ плотно прилегают друг к другу и защищают внутренние клетки листа от повреждений и высыхания. Прозрачность клеток кожицы позволяет солнечному свету проникать внутрь листа. Снизу листа среди клеток кожицы есть зеленые клетки с щелью между ними. Это _____________________. Клетки могут раздвигаться или смыкаться, тем самым то открывая, то закрывая щель. Через ________________ листьев растения осуществляют___________________ и испаряют________________. Когда воды в растении недостаточно, устьица всегда закрываются. Под кожицей внутри листа находится______________________. Она состоит из клеток, содержащих большое количество хлоропластов, и, следовательно, имеющих зеленый цвет. Именно здесь происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества.  Однако _______________ листа не однородна, в ней есть два типа клеток. Часть клеток похожи на столбики,  плотно стоящие рядом. Эти клетки располагаются в верхней части листа сразу под кожицей. Это _______________ ткань. Под ней находится ______________ ткань. Ее составляют рыхло расположенные клетки, между которыми есть достаточно большие межклетные воздушные пространства. Строение листа хорошо обеспечивает выполнение трех функций — _______________________, __________________ и ____________________________

Индивидуальная работа в маршрутном листе.

Самопроверка

Для проверки воспользуйтесь ключом № 7

Ваш балл___________

УЭ-7

Цель: Подвести итоги урока

Прочитайте утверждения и отметьте те, которые отражают ваше состояние на уроке

  • Узнал (а) новый способ
  • Активно работал (а)
  • Было трудно
  • Было легко
  • Было интересно

Индивидуальная работа

УЭ-8

Цель определить индивидуальное домашнее задание

  • Если вы набрали 70-74 баллов - учебник стр 48-50
  • Если вы набрали 60-70 баллов - повторить материалы урока, учебник стр 48-50
  • Если вы набрали 50-60 баллов - повторить материалы урока, ответить на вопрос 1 стр 53
  • Если вы набрали менее 50 – повторить материалы урока, прочитать в учебнике стр 48-50,выучить определения в понятийном словаре. 

Суммируйте общий балл за урок и определите своё домашнее задание



Предварительный просмотр:

Check-list

Предмет:        биология                класс: 6     Тема: Ботаника. Органы растений.

Корень. Побег. Лист.

Вид констатирующих работ:

Критерий А «Знание и понимание» - Контрольная работа «Органы растений»

Критерий  В,С- Лабораторные работы

 Л.р. Изучение строения семени фасоли.

 Л.р. Строение корня проростка

Л.р. Строение вегетативных и генеративных почек.

Л.р Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

Критерий  Д «Критическое мышление» - эссе «Летопсы каменные цветы?»

Создание коллекции фотографий плодов растений произрастающих в Центральной России.

Знания и умения, необходимые для выполнения работы

Фактическое знакомство

Первичное усвоение

Готовность к работе

Студенту необходимо знать:

Основные понятия и представления:

Виды корней

Зоны корня

Внешнее строение листа

Виды жилкования

Функции листа.

Типы листьев

Внутреннее строение листа

Ткани листа

Студенту необходимо уметь:

Сравнить по заданным критериям типы корневых систем

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

Доказывать, что почка – видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Простые формы листьев

Листья простой формы состоят из одной листовой пластины, крепящейся на одном черешке

Сложные формы листьев

Рассмотрим сложные формы листьев. Их отличие в том, что отдельные листочки крепятся к одному главному черешку с помощью черешков второго порядка (встречаются и сидячие). Листочки могут быть любой из рассмотренных выше форм.

Перистосложная форма листьев.

перистосложная форма листа

перистосложная форма листа

Если листочки расположены по длине основного черешка, напоминая птичье перо, то листья называют перистосложными. Если каждый листочек имеет пару, т.е. число листочков на главном черешке четное, листья называют парноперистыми. Когда количество листочков нечетное (как правило, имеется единичный листочек на верхушке главного черешка), речь идет о непарноперистых листьях. Перистосложные листья особенно характерны длясемейства бобовых: различных видов горошка (вики), астрагала, солодки, акаций и т.д., а также часто встречается среди других семейств и видов (рябина, роза, бузина, сумах, кровохлебка, лабазник).

Пальчатосложная форма листьев.

пальчатосложная форма листа

пальчатосложная форма листа

Когда все листочки лучеобразно крепятся к верхушке основного черешка – это пальчатосложная форма листьев (конский каштан, девичий виноград, лапчатка, люпин).Обычно в описаниях упоминают количество крепящихся к главному черешку листочков. Часто встречаются пальчатосложные листья из трех листочков, их называют тройчатыеклевер, земляника, костяника, ежевика, донник, кислица.

тройчатая форма листа

тройчатая форма листа

Хвоя.

хвоя

хвоя

 Древнейшая форма листьев: игольчатые, или хвоя. Они тонкие, узко-линейные, кожистые, с заостренным кончиком, могут быть мягкими или довольно жесткими, колючими.Это наиболее типичная форма листьев хвойных растений (пихта, ель, сосна, лиственница, можжевельник, кипарис и др.)



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Типы жилкования:

Дуговое жилкование

Дуговое жилкование - жилкование листа, при котором неветвящиеся жилки располагаются дугообразно: ландыш, подорожник.

Пальчатое жилкование

Пальчатое жилкование - жилкование листа, при котором главная жилка не выражена.

Параллельное жилкование

Параллельное жилкование - жилкование листа, при котором вдоль пластинки проходят несколько одинаковых жилок параллельно друг другу от основания листа до его верхушки.

В случае сетчатого жилкования жилки многократно ветвятся и образуют сеть. Наиболее типично такое жилкование для двудольных растений. Но есть и исключения: вороний глаз – растение однодольное, а жилки в его листьях расположены также в виде сети.        Ботаника - Иллюстрации - Биология для школьников



Предварительный просмотр:

Ключ № 1 7 баллов-все правильные ответы, 5 баллов-2 ошибки,4 балла-более 3 ошибок

Тема урока: Лист и его строение.

Знать:

Внешнее строение листа

Виды жилкования

Функции листа.

Типы листьев

Внутреннее строение листа

Ткани листа

Уметь:

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Ключ № 2 3 балла все ответы правильно,2 балла 1 ошибка.

http://trifoly.ru/wp-content/uploads/image0012.jpg

1.Черешок,2 Листовая пластинка,3 Жилки.

Ключ № 3 10 баллов вся таблица заполнена,9 баллов -1 ошибка,8 баллов 2 ошибки,7 баллов более 3 ошибок.

Типы листьев

рисунок

Примеры растений

Перистосложная

перистосложная форма листа

горошка (вики), астрагала, солодки, акаций рябина, роза, бузина, сумах, кровохлебка, лабазник).

Пальчатосложная

пальчатосложная форма листа

конский каштан, девичий виноград, лапчатка, люпин

Тройчатые(относятся к пальчатосложными)

тройчатая форма листа

клевер, земляника, костяника, ежевика, донник, кислица.

Хвоя.

хвоя

пихта, ель, сосна, лиственница, можжевельник, кипарис

Ключ №4 5 баллов если выполнено без ошибок,4 балла – 1 ошибка,3 балла более 2 ошибок.

1 - параллельное; 2 - дуговое; 3,4,5 - сетчатое с перистым расположением

Лекция Лист Общая характеристика листа

Ключ №5 10 баллов выполнено без ошибок,8 баллов более 2 ошибок,7 баллов более 3 ошибок

а) Что такое кожица листа?

Слой прозрачных клеток покровной ткани

б) Где находится мякоть листа?

под кожицей листа

в) Напишите виды тканей образующих мякоть листа?

Столбчатая и губчатая

г) Что такое устьице?

Пара замыкающих клеток с устьичной щелью называют устьицей

Ключ №6  Фотосинтез ,испарение, газообмен - 3 балла

Ключ № 7  30 баллов если нет ошибок,25 баллов- 3 ошибки,20 баллов -6 ошибок Во внешнем строении листа выделяют листовую пластинку, черешок, прилистники и основание. Основанием лист крепится к стеблю. Не у всех растений листья имею черешки и прилистники. Листья бывают простыми и сложными. Простые листья имеют только одну листовую пластинку (яблоня, клен), сложные — несколько (клевер, малина, земляника)На листовой пластинке обычно видны жилки. Это пучки проводящей и механической ткани. По проводящей ткани жилок происходит отвод образовавшихся в листе органических веществ и приток в лист воды и минеральных веществ из корня. У разных растений жилки располагаются по-разному. Они могут лежать дугообразно и быть примерно равными по длине. У других растений жилки разветвляются, они мелкие по краям, а к середине листа сходятся в крупную одну жилку. Выделяют перистое, дуговое, параллельное и др. жилкование.Отличаются растения и размерами листьев. Бывают растения, у которых длина листьев достигает двух метров (пальмы, кувшинка белая). С другой стороны, есть растения с длинной листьев в несколько миллиметров (например, вереск).Поверхность листа покрыта кожицей. Она состоит из прозрачных клеток покровной ткани. Клетки кожицы плотно прилегают друг к другу и защищают внутренние клетки листа от повреждений и высыхания. Прозрачность клеток кожицы позволяет солнечному свету проникать внутрь листа. Снизу листа среди клеток кожицы есть зеленые клетки с щелью между ними. Это устьица. Клетки могут раздвигаться или смыкаться, тем самым то открывая, то закрывая щель. Через устьица листьев растения осуществляют газообмен и испаряют влагу. Когда воды в растении недостаточно, устьица всегда закрываются Количество устьиц на листе очень большое, на 1 мм2 у разных растений их примерно от 100 до 500. У некоторых растений устьица есть и на верхней поверхности листа (капуста), а у ряда водных — только на верхней (кувшинка), так как листья плавают на воде и не могут испарять нижней частью. Под кожицей внутри листа находится его мякоть. Она состоит из клеток, содержащих большое количество хлоропластов, и, следовательно, имеющих зеленый цвет. Именно здесь происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества. Поэтому мякоть листа называют фотосинтезирующей тканью. Однако мякоть листа не однородна, в ней есть два типа клеток. Часть  клеток похожи на столбики, плотно стоящие рядом. Эти клетки располагаются в верхней части листа сразу под кожицей. Это столбчатая ткань. Под ней находится губчатая ткань. Ее составляют рыхло расположенные клетки, между которыми есть достаточно большие межклетные воздушные пространства. Больше всего органических веществ образуется в клетках столбчатой ткани. В ней больше хлоропластов, она лучше освещена, а значит интенсивнее идут процессы фотосинтеза. В губчатой ткани по большей части происходит газообмен, а также испарение воды. У листьев, растущих на ярком свету, обычно не один, а два-три слоя столбчатой ткани. Такие листья называют световыми. У листьев, растущих в тени, только одни слой столбчатой ткани. Это теневые листья. Световые и теневые листья могут быть на одном и том же растении. Такое строение листа хорошо обеспечивает выполнение трех функций — воздушного питания, газообмена и испарения воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Внешнее строение листа"

Открытый урок на районном семинаре по ботанике, в 6 классе....

Открытый урок по теме"Лист. Внешнее и внутреннее строение"

Цель и задачи урока: обобщить  внешнее и внутреннее строение и листа. Виды листьев. Познакомится с листорасположением.Сабақтың жоспары:Сабақтың барасы:Ход урока: Регистрация учащихся Пр...

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Методическая разработка урока "Внутреннее строение листа"

Открытый урок "Внутреннее строение листа"...

Открытый урок"Внешнее строение листа». ( 7 класс)

 Открытый урок"Внешнее строение листа».( 7 класс)...

Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс

Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....