Главные вкладки

    Открытый урок по теме"Лист. Внешнее и внутреннее строение"
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Нугманова Светлана Евгеньевна

    Цель и задачи урока: обобщить  внешнее и внутреннее строение и листа. Виды листьев. Познакомится с листорасположением.

    Сабақтың жоспары:

    Сабақтың барасы:

    Ход урока:

     Регистрация учащихся

     Проверка пройденного материала:

    Работа у доски(зарисовать схемы)

    1.       Строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.

    2.       Кора: кожица, пробка, луб

    Работа у доски с плакатом. Рассказать по рисунку строение стебля.

    Работа с классом. Класс, что такое стебель – это каркас, центральная опора, соеденяющая надземные и подземные органы растения. Какие функции выполняет стебель: опорная, проводящая, запасающая, роста.

     

    Какие ассоциации у вас вызывает слово лист.(дети говорят сорва, потом распределить эти слова на три модуля: внешнее строение, внутреннее строение и функции листа) Что такое лист и как он выглядит.

    Лист относится к вегетативным органам растения. Вступительное слово учителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Соколовская средняя школа

        Лист

     Обобщающий урок по теме

    Нугманова С Е

    2012-2013


    Обобщающий урок по теме «Лист»

    6-й класс  

    Цель урока:

    Обобщить и углубить морфологические, анатомические, физиологические и экологические понятия; закрепить практические умения и навыки по уходу за растениями; воспитывать бережное отношение к зеленым растениям.

    Задачи урока:

    Повторить понятия о клеточном строении листа, о растительных тканях, особенностях их строения в связи с выполняемой функцией и условиями внешней среды; продолжить формирование навыков работы с микроскопом.

    Оборудование:

    Комнатные растения, готовые микропрепараты листьев, таблица « Клеточное строение листа», гербарные экземпляры, применение ИКТ.

     Начало урока

    Ребята, мы с вами изучили лист, как важный орган, входящий в состав побега. Жизнь на Земле без зеленых растений невозможна, т.к. в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. Чтобы убедиться в этом мы изучили строение листа и процессы, происходящие в нем. Сегодня мы повторим только основные моменты данной темы, т.к. тема очень обширна.

    Повторение темы:

    1. Карточки на местах (3-4 человека)
    2. Фронтальный опрос:
    • Что такое лист ?
    • Каково строение листа?
    • Какие листья называют простыми, сложными?

    Рассмотрим гербарий и живые растения, которые имеют простые и сложные листья.

    Интересные факты:

     в 1966 году в Малайзии обнаружили  алоказию крупнокорневищную (сем. Ароидные), цельный лист которой имел длину 3,02 м. ширину -1,92 м. и общую поверхность -3,17 кв.м.

    Самое большое число листьев имеется на побегах кипариса – до 50 млн. листьев. Для сравнения: на крупном дубе насчитывается около 250 тыс. листьев.

    • Давайте назовем виды сложных листьев (…….)
    • Теперь рассмотрим как могут располагаться листья на стебле (рассматриваются виды листорасположения)

    Если посмотреть сверху на комнатное растение, на всю его листовую поверхность, то можно обратить внимание, что листьев на стволе дерева или травянистого растения очень много и на каждый из них падает солнечный свет. Данное явление называется листовой мозаикой. Нельзя не отметить и роль черешков листьев в движении листовых пластинок к свету.

    • Жилкование листа (учащиеся называют виды жилкования листьев

    Задание

    1. У мака листья с сетчатым жилкованием. Какая должна быть у него корневая система? (стержневая).
    2. У подсолнечника семя имеет 2 семядоли, корневая система стержневая. К какому классу относится данное растение?

    Исключения: вороний глаз, подорожник.

    : Внутреннее строение листа.

    • Выполнение лабораторной работы «Рассматривание микропрепарата кожицы листа бегонии и внутреннее строение листа камелии»
    • Устьица

    Интересные факты: устьиц на листьях бывает много, в среднем до 300 на 1 кв.мм., у некоторых, например, рогоз – более 1300 на 1 кв. мм, клен – 550, дуб – 435.

    • Основная ткань

    В данном вопросе необходимо отметить в клетках листа – пластид – хлоропластов, которые придают зеленый цвет.

    Проведение демонстрационного опыта по проведению хлорофилловой вытяжки (обесцвечивание листа пеларгонии)

    Функции листа

    1. Синтезирование органических веществ (фотосинтез)

    По данному вопросу заслушивается доклад о значении фотосинтеза.

    Начинателем поисков ответа на вопрос, откуда берутся органические вещества в растениях и какую роль при этом играет солнечный свет был русский ученый Тимирязев (опыт с мышкой).

    Задание:

    • Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затененном месте? Почему.
    • Гусеницы повредили листья яблони. Как это отразится на урожае?
    1. Дыхание.
    • Место протекания процесса
    • Исходные и конечные продукты
    • Условия протекания процесса
    1. Испарение

    Сообщение «Значение для растений испарения воды».

    Интересные факты: в условиях умеренного климата в среднем из одного литра воды, проходящей через растение, только 1,5 – 2 г. идет на создание органических веществ. Остальная вода испаряется. Так, например, одно растение кукурузы испаряет за лето до 200 – 300 л. Воды. В основном испарение идет через листья. Очень большое количество воды испаряют листья эвкалиптов. Так, одно растение способно за год испарять через устьица до 14 т. воды. Поэтому эвкалипты используются для осушения заболоченных почв. Родина эвкалипта – Австралия.

    Решение задач на испарение воды растением

    Задача 1.

    Одно растение кукурузы испаряет 180 кг. воды за вегетационный период. Допустим, что на 1 кв.м. почвы школьники посадили 25 растений. Подсчитайте, сколько воды испарится этим растением с 1 кв.м. за вегетационный период. (180* 25 = 4500 л.)

    Задача 2.

    Ученые подсчитали, что из 1000 л. Воды, поступившей в растение, примерно 0,2% испаряется для питания. Подсчитайте:

    • Сколько литров воды растение использует для питания?

    1000 л. – 100 %

    Х          - 0,2 %        Х = 1000 * 0,2 / 100 = 2 л. на питание.

    • Сколько литров воды проходит через растение, чтобы насытить его ткани водой и возместить потерю воды от испарения?

    1000 – 2 = 998 л.

    1. Листопад.

    В результате листопада многие растения в неблагоприятный период года оказываются без листьев. Если бы зимой листья сохранялись и продолжали испарение, то растения погибли бы от иссушения. Кроме того, на облиственных побегах задержалось бы много снега. Это могло явиться причиной обламывания крупных ветвей.

    1. Видоизменения листьев.
    • Усики (горох)
    • Колючки (кактус)
    • Почечные чешуйки (чешуя лука)
    • С запасом питательных веществ (алоэ)
    • Ловчие листья (росянка). Краткие сообщения о ловчих листьях

    Закрепление темы:

    Проводится тест по теме «Лист»

    Выводы:

    1. Лист – основной вегетативный орган растения.
    2. Фотосинтез – основная функция листа.
    3. При дыхании органические вещества разрушаются, освобождается энергия и выделяется углекислый газ.
    4. Испарение воды листьями осуществляется через устьица.
    5. Листопад – естественное отделение листьев от стебля.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

    При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

    Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.

    Урок изучения нового материала....

    Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Семя. Внешнее и внутреннее строение"

    Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: "СЕМЯ. Внешнее и внутреннее строение"...

    Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

    Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

    Открытый урок по теме: "Земля и её внутреннее строение"

    Разработка открытого урока по теме: "Земля и её внутренее строение"...

    Лист. Внешнее и внутреннее строение листа

    Технологическая карта урока биологии в 6 классе...