урок "Бактерии. Строение"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Svetlana_06011966

урок "Бактерии. Строение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бактерии.строение324.23 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель урока: познакомить с существенными признаками царства Бактерии, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, сформировать представления о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни, их ролью в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, сравнение бактерий с представителями других царств живой природы, овладение методами биологии.

Метапредметные:

Познавательные умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Информационно – коммуникативные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Личностные: формирование  ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений и навыков.

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала: строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор.

Оборудование: учебники, текст инструкции, презентация, магнитная доска, таблицы  «Строение бактериальной клетки», «Строение растительной клетки».

Образовательные интернет - ресурсы:www.school-collection.edu.ru

ХОД УРОКА:        

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы познакомимся со строением типичного представителя одного из уже известных вам царств живых организмов. Но сначала давайте вспомним, какие это царства? (Бактерии, Грибы, Растения, Животные). Давайте послушаем с вами небольшое сообщение об одном из представителей этих царств.

Это все они…

  Они видны только при сильном увеличении микроскопа. Это очень древние организмы. Очень просто устроены. В их клетках нет ядра. Имеют очень разную форму:  округлые,  в виде палочек, извитые, в виде запятой. В благоприятных условиях быстро растут и размножаются путем деления надвое. В организме человека их более 500 видов. Они превращают отмершие  остатки растений в снова доступные для растений вещества. Являются причиной порчи продуктов, могут вызвать у человека такие болезни, как дифтерия, туберкулез, столбняк, холеру и др. Отдельные из них называются клубеньковые, они умеют усваивать азот воздуха. А теперь хорошо подумайте и  определите к  какому  царству относятся эти организмы?

- Задание: Соотнесите название царства и картинку.

  1. Животные.

А C:\Users\Света\Desktop\i.jpg

  1. Растения.

Б C:\Users\Света\Desktop\1701_610_457.jpg

  1. Грибы.

В C:\Users\Света\Desktop\animals_748-crop.jpg

  1. Бактерии.

С C:\Users\Света\Desktop\c70268625f80.jpg

Ответ: (1 – В; 2 – С; 3 – А; 4 – Б)

- Сегодня ребята мы познакомимся с нашими самыми маленькими соседями по планете Земля. Это – бактерии.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

- Ребята посмотрите на левую картинку (банан). Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в бананах?

C:\Users\Света\Desktop\1269511271_banana.jpg

C:\Users\Света\Desktop\280974.jpg

- Какие изменения произошли с бананом на правом рисунке?

( ученики вспоминают о витаминах, необходимых для здоровья человека; отмечают, что банан на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей).

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Записываю на доске. «Как сохранить банан свежим?».

Ребята высказывают предположения о строении бактерий, о размножении, о деятельности бактерий.

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Формируются группы сменного состава. Ребята работают по инструкции.

Инструкция

1 группа

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
  2. Прочитайте текст на стр. 39-40 до пункта «Строение клетки бактерий».
  3. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Рис. 33 учебника
  4. Зарисуйте формы бактерий. Зачем нужны споры бактериям?
  5. Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

C:\Users\Света\Desktop\1000056_0794_001 (1).gif

2 группа

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
  2. Прочитайте текст на стр. 40 – 41 до текста «Процессы жизнедеятельности бактерий». Зарисуйте строение клетки бактерий в тетради. Рис 33 учебника.
  3. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. 

Безимени-2.jpgБезимени-1.jpg

3 группа

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
  2. Прочитайте текст на стр. 41-42 до последнего абзаца текста.
  3. Составьте схему «Типы питания бактерий».
  4. Нарисуйте схему строения фотосинтезирующей бактерии. Рис 33 учебника.

4 группа

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
  2. Прочитайте текст на стр. 42.
  3. Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
  4. Сделать рисунок строение бактерии (рис. 33 стр 40). Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

Бесполое размножение                            Половое размножение

                                                                     А) коньюгация

                                                                     Б) трансформация

          Бинарное   деление                         В) трансдукция

Деление бактерий.gif

5. «Открытие нового знания».

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение схем, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

Рефлексия деятельности в группах (сформулируйте цель, стоявшую пред вами, вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет, что узнали нового).

Подведение итогов.

БАКТЕРИИ – ЭТО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ:

  1. НЕТ ЯДРА. ПРОКАРИОТЫ
  2. ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО В ЦИТОПЛАЗМЕ
  3. ЕСТЬ ПЛОТНАЯ КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА, ИНОГДА ЖГУТИКИ.
  4. ФОРМА РАЗНООБРАЗНАЯ.
  5. ОБИТАЮТ  В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ.
  6. 6. РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ.
  7. 7. ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗУЮТ СПОРЫ.
  8. 8. ПИТАЮТСЯ ПО –РАЗНОМУ: автотрофы и гетеротрофы.

6. Применение нового знания.

Цель: применить знания в новой ситуации.

Определите на рисунках бактерии. По каким признакам вы это сделали?

7. Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика.

Задание 1(самоанализ). Закончите предложение.

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … .

3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .

4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

Задание 2.(самооценка).

Я доволен (льна) или недоволен(льна) результатами учебной деятельности, так как достиг(ла) поставленных целей. Научился (лась) …. , выполнил(ла) … , понял(ла) … , запомнил(ла) … ,

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

На этом занятии мы познакомились со строением бактериальной клетки, узнали, как питаются и размножаются бактерии.

- Понравилось вам сегодня на уроке?

- Что вы узнали нового?

8. Домашнее задание: §9, вопросы, задание. Как сохранить продукты свежими?

Творческое задание. Задача. Подсчитайте, сколько дней болезнетворные бактерии могут сохранять жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры - выдерживают неблагоприятные условия в течение 2-х дней, чумы - в 4 раза дольше, тифа - в 30 раз дольше, туберкулеза - в 150 раз дольше, а сибирской язвы - в 1826 раз дольше.

Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии  в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения  разлагают органические вещества отмерших растений и  животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

   Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

   Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является  дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике.  Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

      Целлюлозоразрушающие  бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают  при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"

Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...

Строение атома. Периодический закон. Строение вещества

контрольная работа по теме: Строение атома.Периодический закон.Строение вещества....

Машиноведение 5 класс."Строение швейной машины Janome5522. Строение машинной иглы"

Презентация содержит материалдля изучения инструкции швейной машины  Janome5522, и строение машинной иглы....

строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.

"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....