План самообразования учителя естествознания.
проект по биологии на тему

Хамидуллина Аида Рустэмовна

Представлен план самообразования учителя естествознания школы - интерната для учащихся с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_hamidullinoy.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

учителя естествознания

Хамидуллиной Аиды Рустэмовны

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа – интернат № 1  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

на 2017 -2021 год

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

                                                               (Г.М.Коджаспирова)

Пояснительная записка.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Методическая тема школы: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов через использование современных образовательных технологий, как фактор повышения качества уроков.

Тема МО старших классов: «Совершенствование и разнообразие методов коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – интернате, как  фактор успешной социализации учащихся с ОВЗ»

Тема  самообразования  учителя естествознания:

«Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках естествознания и во внеурочной деятельности».

Личная карта учителя

ФИО: Хамидуллина  Аида  Рустэмовна

Образование: высшее профессиональное образование. Казанский государственный педагогический институт, квалификация по диплому   « Биолог. Учитель биологии».

Профессиональная переподготовка: Центр подготовки и повышения квалификации Казанского Государственного технологического университета, квалификация по диплому «Психолог».

Профессиональная переподготовка: Негосударственная  автономная некоммерческая образовательная организация        «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», право (соответствие  квалификации)

на ведение профессиональной деятельности в сфере Олигофренопедагогики.

Аттестация: 2013 г.

Разряд, категория:  высшая квалификационная категория.

Курсовая подготовка:  курсы повышения квалификации в Приволжском  межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по программе « Инновационные формы и технологии коррекционно-педагогической работы с обучающимися с у\о\в\з в условиях реализации требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о» в объеме 96 часов. от 27 апреля 2018 года.

Педагогический стаж: 28 лет, в данной должности 21 год

Кредо: «Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе».                                        

1. Целевые установки педагога:

  • Повышение профессионального уровня.

2. Задачи

  • Последовательно выполнять требования основных нормативных документов по преподаванию предмета.
  • Осуществлять обновление содержания учебных курсов своих предметов путем выделения системы теоретических понятий, формирования на их основе практических умений и навыков.
  • Усилить внимание к вопросам дифференциации обучения, позволяющей обеспечить базовую подготовку.
  • Организация умственной и познавательной деятельности детей на основе личностно-деятельного подхода.
  • Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала.

Предметные задачи

  1. Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
  2. Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  3. Формирование  знаний, умений, навыков здорового образа жизни, способствующих сохранению физического и нравственного здоровья человека;
  4. Воспитание гигиенической  культуры учащихся, способствующее повышению знаний в области сохранения здоровья обучающихся,
  5. Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  6. Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.          

Школа должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.  В работе с  детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя освоение индивидом социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, подготовки к жизни посредством обучения их навыкам повседневной необходимости, в том числе получении, овладении и применении знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Поэтому так важно вооружить детей необходимыми теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки здорового образа жизни.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья, прежде всего, раскрываются в курсе предмета «Естествознание ». Предмет ставит своей целью не только сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы, сформировать диалектико-материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества, но и вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениями, теоретическими знаниями, способствующими сохранению и укреплению здоровья человека, которые возможно в дальнейшем использовать в реальной жизни.                                                                                                       Важный фактор здоровья современного общества – высокий уровень экологической и гигиенической культуры. Причём  экологическое и гигиеническое образование - не только одна из важных задач современного общества, но и условие его дальнейшего выживания. Гигиеническое воспитание учащихся – междисциплинарная проблема, она решается всеми курсами, но ведущая роль в формировании гигиенических знаний и умений принадлежит курсу « Естествознание».                                                                                      Система коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью включает не только деятельность на уроках естествознания, но и работу во внеурочной деятельности. Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, привития им знаний, умений, навыков здорового образа жизни.  Одним из направлений работы является реализация здоровьесберегающих программ.                                      Предупреждение употребления психоактивных веществ – также одна из важных профилактических задач в охране и укрепления здоровья школьников ,которая  решается в том числе и на уроках естествознания. Коррекционная работа с детьми, имеющих нарушения интеллекта, не будет успешной без поддержки родителей.                                  Одним из направлений является  работа с родителями, которая заключается в  информировании и консультировании по вопросам  сохранения здоровья учащихся  и совершенствовании внутрисемейных отношений.                                                                   Немаловажным направлением является  организация и проведение эффективных форм  внеклассной  работы с учащимися:  праздники, викторины, конкурсы, КВН, экскурсии, проведение тематических линеек, предметных недель, предметных олимпиад и других форм работы.    

Здоровьеохранительное  образование должно помочь детям узнать всё о сущности здорового человека, о том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Срок реализации методической темы – 5  лет (2017– 2021г.)

Этапы  работы над методической темой: 

1 этап: 2017-2018  учебный год


- Изучить инновационные подходы к обучению. Прохождение курсов  профессиональной переподготовки.
- Разрабатывать планирование уроков с использованием  современных приёмов развития, образовательных технологий и активизации познавательной деятельности.                                                                                              - Систематически изучать, применять и отрабатывать на уроках и во внеурочной деятельности приемы по формированию знаний, умений, навыков здорового образа жизни - Систематически проводить работу по воспитанию гигиенической культуры обучающихся.
- Корректировать и рефлексировать свою деятельность (в течение года).
- Совершенствовать свою педагогическую практику через работу с коллегами.


2 этап: Основной. 2019-2020 учебный год

- Обмениваться опытом работы с коллегами по внедрению новых подходов в обучении на  разных уровнях.
- Накапливать дидактический материал по теме самообразования;
- Освещать опыт работы в периодической печати.

3 этап: Оценочный. 2021 учебный год

Ожидаемый результат самообразования:
Повышение качества преподавания предмета в области познания и формирования знаний, умений и навыков ЗОЖ,
экологического и гигиенического образования и воспитания , повышении заинтересованности учащихся в занятиях оздоровительного характера.  воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.     Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме - доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в городских и республиканских конференциях и семинарах.

 

Индивидуальный план реализации темы самообразования

на 2018 – 2019 учебный год

Содержание

Результат и вид работы

Срок выполнения

 

 

 

 

1.

Повышение психолого-педагогического и методического уровня.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний.

Работа над единой методической темой и своей методической проблемой. Изучение методической литературы.                               Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ применения различных методов и приемов  на уроках  естествознания.                   Изучать и использовать в учебной работе информацию по новым подходам в обучении.
Изучать опыт передовых учителей в области педагогики и психологии на сайтах, семинарах, курсах
.

В течение года

2.

Научно-практическая работа:

Участие в предметной неделе.        Проведение олимпиады                    Участие в Международном конкурсе «Вектор-успеха» и других конкурсах                 Участие в научно-практических конференциях;    Участие в семинарах и мастер-классах для коллег.

В течение года

3.

Текущая методическая работа:

- разработка электронных тестов, карточек по предмету

- разработка компьютерных презентаций

- периодический анализ качества усвоения изученного материала по изучаемым разделам

.

Заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий, на задания, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление и т.п.)

 Изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, стимулирующее учащихся к поиску

Использование заданий , направленных на развитие внимания, воображения, речи и т.д                                            Электронные тесты, карточки

Анализ проверочных работ за полугодие, мониторинг

       В течение года

В конце полугодия

4.

Анализ самостоятельной

методической работы.

самоанализ

май

5.

Посещение уроков коллег  для обмена  опыта

Посещение  уроков, мастер-классов, внеклассных  мероприятий. Разнообразить методы преподавания  и творческий подход применительно к своим ученикам.  

В течение года

6.

Посещение курсов повышения квалификации,  

 семинаров по повышению уровня психолого-педагогических знаний.

Освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на совершенствование процесса обучения .

В течение года, согласно плану школы и ШМО

7.

Выступление по теме самообразования на МО, педсовете.

Обобщение и распространение  методов работы среди учителей.

В течение года

8.

Применение компьютерных технологий обучения на своих уроках  и во внеурочной деятельности. Использование компьютерных возможностей для развития исследовательских навыков ученика.

        

Использовать для самостоятельного поиска обучающимися  информации в рамках работы над проектом, рефератом;

использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

В течение года

9.

Изучение предметной методической, дополнительной литературы. Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий

Изучение статей по предмету, общение с учителями биологии в сети Интернет, пользование Интернет-ресурсами

Размещать методические наработки на личном сайте в интернете.

В течение года

10.

Активное участие в общественной жизни  школы.        

Реализации проблемы школы. Выпуск  газеты в  рамках декады, презентации, внеклассные мероприятия.

В течение года

11.

Работа по кабинету

Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных презентаций.

В течение года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец плана самообразования учителя

План  самообразования. Начат в 2007 году.Ф.И.О.: Мухамадиева Альбина Талгатовна , учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №6.Образование: высшее, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 199...

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

Развёрнутый план самообразования учителя

Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности учащихся школы,  уровня педагогического мастерства педагога....

план самообразования учителя русского языка и литературы

Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....

План самообразования учителя математики на 2012-2013 год

Этот план поможет составить план по самообразованию учителя математики....

Перспективный план и план самообразования учителя физики

Перспективный план и план самообразования учителя физики...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...