Технология организации самостоятельной работы учащихся в курсе биологии
статья по биологии на тему

Коробченко Анна Александровна

Самостоятельная работа учащихся на уроках, ее значение и плюсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_-_statya.docx12.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации самостоятельной работы

                 учащихся в курсе биологии

Весь образовательный процесс стремится к достижению поставленной государством цели- сформировать и воспитать творческого человека, с формировавшимися приоритетами, рациональным поведением, с правильной системой ценностей и взглядами на окружающий мир. Значительный вклад в воспитание всесторонне развитой личности вносят дисциплины естественнонаучного профиля. Например, курс биологии, включающий лабораторные и практические работы, не только углубляет знания о живой природе, но и формирует научный взгляд на окружающий мир. Сегодня востребовано умение пользоваться полученными знаниями, применять их в нестандартной  ситуации, самостоятельно продумывать ходы и делать выводы. Поэтому в образовательном процессе должна быть организована самостоятельная работа учащихся.

Ориентация на самоподготовку формирует у учащихся высокий уровень умственного труда, способствует получению навыка самостоятельной работы, помогает рационально распределять свое время. Следовательно, она направлена на развитие у учеников важных качеств, которые помогут им стать инициативным, дисциплинированным, организованным; сформировать мыслительные навыки ( анализ, синтез, сравнение).

Среди разных видов самостоятельной работы, используемых на занятиях с учениками, можно выделить несколько категорий: по творческому подходу учащихся, по уровню самостоятельности, содержательности материала, по дидактическим целям. Каждая категория состоит из нескольких разновидностей самостоятельной работы.

По исследованиям психологов в учебной деятельности при самостоятельном изучении раздела курса следует выделять три основных этапа: вводно-мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный.

Было установлено, что сложным моментом для учителя является организация самостоятельной деятельности классного коллектива. Необходимо постепенно передать ученикам свои функции, поддерживая инициативу, но в тоже время курировать работу учащихся. Если данная система будет вводиться в учебный процесс начиная с первого класса, то ученики к ней быстро адаптируются и испытывают эмоциональное удовлетворение от проделанной работы, чувство победы над поставленными задачами. У учащихся будет закладываться стремление на получение таких чувств в будущем, что приведет к потребности в получении знаний при самостоятельной учебе и реализации своего творческого подхода к решению проблемы.

Таким образом, самостоятельная работа будет эффективной только в том случае, если она будет систематически включаться в учебный процесс и проводиться планомерно с увеличением сложности ее выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся в рамках пропедевтического курса естествознания

Пропедевтический курс естествознания для учащихся среднего звена включает первоначальные понятия, сведения о физических и химических явлениях и веществах на основе атомно-молекулярного учения. С учёто...

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии...

Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на с...