Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
опыты и эксперименты по биологии на тему

Василькова Надежда Павловна

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии.

 Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

      Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое:

вырабатывает у обучающегося установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является методом  управления познавательной деятельностью учащихся.

  С учетом  учебных возможностей обучающихся выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся :

1 репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;

2 продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;

3 собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.

     Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

      Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.          Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности с целью развития инициативы и творчества обучающегося.

   В практике педагоги используют  следующие виды самостоятельной работы:

Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

Решение задач и практические, лабораторные работы.

Доклады и рефераты. Эксперименты.

Книга – один из источников знаний , с которым  старшеклассники должны уметь работать самостоятельно. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

При работе с книгой использую следующие  виды самостоятельной работы:

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- поиск объяснений явлений;

- составление тезисов, синквейнов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- составление ОК или таблиц.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово)

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме:

1.СПИД

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Распространяется из–за невежества.

5. Боль.

Работы учеников :

Кровь.

Красная, жидкая,

Движется, распространяет, обогащает.

Без нее не можем жить.

Среда.

А можно использовать по другому:

Среда.

Без нее не можем жить.

Движется, распространяет, обогащает

Красная, жидкая,

 ЧТО это?

Кровь.

Пищеварение .

Важное, сложное

Урчит, переваривает.

Шевелится, переваривание длится до 24 часов.

Кишечник.

 Более сложный вид творческой работы Китайское стихотворение.

Обычно, китайское стихотворение состоит
из четырех строк:

первая строка содержит начальную фазу;

вторая — продолжение этой фазы;

третья отворачивается от нее и начинает новую фазу;

четвертая объединяет все три.

Это иллюстрирует популярная японская песенка:

        «Две дочери торговца шелком жили в Киото.

        Старшей было 20, младшей 18.

        Солдат может сразить мечом,

        А эти девушки — своими глазами.»

Работы учащихся:

 Мозг наш белый и серый,

 Главный он в нашем теле,

 У кровеносной системы 2 круга кровообращения.

 Оба нужны в нашем теле.

   Включение старшеклассников в создание опорных конспектов облегчает понимание и запоминание нового материала. Сжатое изображение большого объема информации позволяет лучше запомнить изучаемый материал, оптимизировать учебный процесс и трансформировать учебную деятельность по созданию опорного конспекта в деятельность социально значимую. Конспекты, составляемые старшеклассниками, помогают оценить наглядные итоги своего труда, сравнить с другими работами. При этом проявляется внутренняя мотивация к учению, развивается интерес к процессу познания.

                                                    Органоиды  клетки

                 Одномембранные             Двумембранные        Немембранные

Название

Особенности

Функции

2.  Связь между органоидами клетки

 вакуоли, лизосомы .

ЭПС,  комплекса  Гольджи .

Митохондрии, ЭПС

ЭПС комплекс,  Гольджи, лизосомы

Более простым видом конспекта являются таблицы, например,  составленные на основе текста.   В начале проводим собеседование на понимание терминов « абиотические» , « биотические»

 Зелёная земля (Тайга)

 Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

 Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.

 Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

 Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.

 Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Абиотические факторы

Биотические

«сумрак», свет \ тень

сосны, кедры, пихты, ели;\ флора

«сыро», влага

звериные лапы / фауна

Заболоченность/ влажность

человек

пахнет сыростью/  ветра

Часто на уроках использую ЦОР ( Биология 6-9 класс КиМ) кровеносная система , Центральная нервная система( каждый слайд имеет аудиосопровождение, если отключить звук, и используя  демонстрацию дать задание « Составьте план или краткий ответ: с 7 класса .  Видеосюжет «Приматы» можно использовать для выявления черт сходства в поведении, заботе о потомстве, усложнение организма среди приматов) .

Использую такое задание как написание докладов или составление презентаций.

Формируя у школьников навыки работы с учебником, ПК огромное значение придается дополнительной литературе. Рекомендуется  чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека. Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной библиотеках.

      Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Технология организации самостоятельной работы учащихся в курсе биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках, ее значение и плюсы....

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на с...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 7 классе.

В данной статье описаны виды и примеры самостотельной работы учащихся, которые я применяю на разных этапах урока биологии в 7 классе, как средство активизации позновательной деятельности учащихся....