Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Дьякова Тамара Петровна

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. За основу рабочей программы взяты программы курса биологии авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2010. — 92, [4] с).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_-_9.odt61.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Азовский район, хутор Рогожкино пер. Школьный. 29

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Рогожкинской СОШ

Приказ  от  ___________  №  ___

Директор ________________________Р.В.Николенко

Рабочая программа

                                                                    «БИОЛОГИЯ»

   Основное общее образование - класс: 9

Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю.

 Учитель: Дьякова Т.П.. -  учитель высшей квалификационной категории

 Рабочая программа курса  составлена  на основе программы:    Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. За основу рабочей программы взяты программы курса биологии авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2010. — 92, [4] с).

На основании годового календарного графика 2018-2019 учебного года МБОУ Рогожкинской СОШ рабочая программа составлена на 63 часа.

1.Содержание учебного предмета

 (63 часа, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы (54часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

модели клетки

микропрепараты митоза в клетках корешков лука

микропрепараты хромосом

модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток

расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках

■    Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.  Оплодотворение.  Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрации 

микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

половое и бесполое размножение

оплодотворение

формы изменчивости организмов

■    Лабораторная работа

      Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации

         гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных

признаки вида

экологические факторы

■    Лабораторная работа

      Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрации 

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

 модели экосистем

структура экосистемы

пищевые цепи и сети

круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

агроэкосистема

■    Практические работы

       Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

       Выявление  типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

       Изучение и описание экосистемы своей местности.

       Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

■  Экскурсия 

     Биогеоценоз.

Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек»

границы биосферы

РАЗДЕЛ 2  

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации

живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора

■    Экскурсия

      Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни(2часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации 

окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели

  •  Лабораторная работа

       Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

■    Экскурсия В краеведческий музей  г. Азова и Ростова – на — Дону.

2. Планируемые результаты освоения и система оценки

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т. д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

  В результате изучения курса ученик  9 класса должен

    знать/понимать

•  признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

•  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

    уметь

•   объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

•  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

▪  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

•   соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности  питания  автотрофных  и  гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание,   передвижение  веществ,   выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет,  его  значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека,  обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных  своего  региона, растения  разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


3.Календарно-тематическое планирование

Дата

План

Тема урока

Основные понятия

Лабораторная работа или демонстрация

ИКТ, учебно-наглядные пособия

Д/З

Здоровье-сберегающие технологии

Тема: ВВЕДЕНИЕ ( 2ч.)

1/1

06.09.

Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека.

Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный  факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический.

Демонстрация опыта, иллюстраций.

Семена, стаканы, вода, иллюстрации, таблица «Царства живой природы».

§ 1,2.

2/2

07.09.

Современные научные представления о сущности жизни.

Тестирование

§3

Тема: Уровни организации живой природы(62ч.)

Молекулярный уровень 10 часов

3/1

13.09.

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; мономер, полимер, живая природа

Таблица «Уровни организации живой природы»

§ 1.1

4/2

14.09.

Углеводы.

Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов.

Таблица «Углеводы»

§ 1.2

5/3

20.09.

Липиды.

Липиды, свойства липидов.

Таблица «Липиды».

§ 1.3

6/4

21.09.

Состав и строение белков.

Аминокислота, мономер, уровни  структурной организации  белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Таблица  «Белки».

 §1.4

7/5

27.09.

Функции белков.

Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая.

Таблица «Белки».

§ 1.5

8/6

28.09.

Нуклеиновые кислоты.

ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности.

Таблица «ДНК и РНК».

§1.6

9/7

04.10.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Строение АТФ, биологическая роль АТФ.

Таблица  «АТФ».

§ 1.7

10/8

05.10.

Биологические катализаторы.

Катализаторы, ферменты

Л/р. N 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Таблица  «Белки», пробирки, пероксид водорода, картофель сырой и вареный, сырое мясо, штативы.

§ 1.8

11/9

11.10.

Вирусы.

Вирус, вирусология, фаги.

Таблица «Вирусы».

§ 1.9

12/10

12.10.

Молекулярный уровень Тестирование

Таблицы по всей теме.

Клеточный уровень 15 ч.

13/1

18.10.

Основные положения клеточной теории.

Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория.

В/ф «Клеточная теория»

Таблица «Строение клетки».

§ 2.1

14/2

19.10.

Клетка. Общие сведения о клетках. Клеточная теория.

Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.

Л/р. N 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

Микроскоп, микропрепараты растений и животных, табл. «Строение клетки».

§ 2.2

15/3

25.10.

Тестирование «Клеточный уровень»

Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи.

Таблица  «Строение хромосом».

§ 2.3

16/4

26.10.

Строение клетки. Ядро.

Прокариоты, эукариоты, хроматин,ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы.

17/5

08.11.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны.

В/ф  «Органоиды клетки».

Таблица «Органоиды клетки».

§ 2.4., 2.5.

18/6

09.11.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения.

В/ф  «Органоиды клетки».

Таблица «Органоиды клетки».

§ 2.6

19/7

15.11.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Анаэробы, споры.

§ 2.7

20/8

16.11.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка,

фотосинтез.

Таблицы «Строение АТФ»; «Фотосинтез».

§ 2.8

21/9

22.11.

Энергетический обмен в клетке.

АТФ, макроэнергитическая связь,  полное и неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, клеточное дыхание.

Таблица «Строение АТФ».

§ 2.9

22/10

23.11.

Питание клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы.

§ 2.10

23/11

29.11.

Фотосинтез и хемосинтез.

Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие и серо- бактерии

В/ф  «Фотосинтез».

§ 2.11

24/12

30.11.

Гетеротрофы.

Сапрофиты, паразиты, голозойное питание.

 §2.12

25/13

06.12.

Синтез белков в клетке.

Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома.

Модель-аппликация «Синтез белка».

§ 2.13

26/14

07.12.

Деление клетки. Митоз.

Митоз, жизненный цикл клетки: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.

Модель-аппликация «Деление клеток».

Таблица «Митоз».

§ 2.14

27/15

13.12.

Тестирование  по теме «Клеточный уровень»

Таблицы по всей теме.

Организменный уровень 14ч.

28/1

14.12.

Бесполое размножение.

Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение.

Живые цветы, в/ф  «Вегетативное размножение»

Таблица

«Вегетативное размножение».

§ 3.1

29/2

20.12.

Половое размножение организмов.

Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца.

Демонстрация м/п «Яйцеклетка и сперматозоид».

Таблицы «Овогенез», «Сперматогенез», «Мейоз», м/с, м/п «Яйцеклетка и сперматозоид».

§ 3.2

30/3

21.12.

Оплодотворение.

Оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, эндосперм.

Таблица «Двойное оплодотворение».

§ 3.3

31/4

27.12.

Индивидуаньное развитие организмов. Биогенетический закон.

Онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза; дробление, бластомеры, бластула, гаструла; эктодерма, энтодерма, мезодерма; нейрула, биогенетический закон, филогенез.

Таблица «Индивидуальное развитие организмов».

§ 3.4

32/5

28.12.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет.

В/ф  «Основы генетики».

Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание»

Таблица «Моногибридное скрещивание». Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание»

§ 3.5 задачи

33/6

17.01.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание.

Модель-аппликация «Анализируемое скрещивание»

Таблица и модель «Анализируемое скрещивание».

§ 3.6 задачи

34/7

18.01.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Дигибридное и полигибридное скрещивание; закон независимого наследования признаков.

Модель-аппликация «Дигибридное скрещивание»

Модель-аппликация и таблица «Дигибридное скрещивание»

§ 3.7 задачи

35/8

24.01.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

Сцепленное наследование признаков,закон Т.Моргана,  локус гена, перекрест.

Модель-аппликация «Сцепленное наследование признаков».

Модель-аппликация и таблица «Сцепленное наследование признаков».

§ 3.8 задачи

36/9

25.01.

Взаимодействие генов.

Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерное и плейотропное действие генов.

Таблица «Взаимодействие генов».

§ 3.9 задачи

37/10

31.01.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков.

Таблица «Генетика пола».

§ 3.10 задачи

38/11

01.02.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Изменчивость, модификации, норма реакции.

Л/р. N 3 «Выявление изменчивости организмов»

Гербарий, коллекции насекомых

§ 3.11

39/12

07.02.

Закономерности изменчивости: мутациционная изменчивость.

Мутации: генные, хромосомные, геномные, утрата, деления, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.

В/ф  «Мутации».

Таблица «Мутации».

§ 3.12

40/13

08.02.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Селекция, центры происхождения культурных растений; закон гомомологичных рядов наследственной изменчивости.

Дем-я коллекций.

Таблица «Центры происхождения культурных растений».

§ 3.13

41/14

14.02.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Гибридизация, массовый  и индивидуальный отбор, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики

Таблицы Основные методы селекции».

§ 3.14

Популяционно-видовой уровень 3ч.

42/1

15.02.

Тестирование «Организменный уровень»

Вид. Критерии вида.

Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал.

Л/р. N 4 «Изучение морфологического критерия вида».

Таблица «Критерии вида», гербарий, коллекции

§ 4.1

43/2

21.02.

Популяции.

Биологическая классификация.

Популяция, экология, биотические сообщества, самовоспроизводство, демографические показатели.

Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории.

В/ф  «Популяция».

Таблица «Популяция».

Гербарий, таблица «Систематика».

§ 4.2

44/3

22.02.

Экология. Экологические факторы.

Экология, биотические сообщества

§4.3

Экосистемный уровень 8ч.

45/1

28.02.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Биосфера, БГЦ, экосистема.

В/ф «БГЦ».

Таблицы «БГЦ».

§ 5.1

46/2

01.03.

Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура.

Виды – средообразователи. Морфологическая и пространственная структура., ярусы, жизненные формы.

Л/р. N 5 «Видовая характеристика БГЦ».

Таблицы «БГЦ»., модели «БГЦ» и «АГЦ».

§ 5.2

47/3

07.03.

Состав и структура БГЦ: трофическая структура.

Цепи  питания: продуценты, консументы, редуценты.

В/ф «БГЦ».

Таблицы «БГЦ».

§ 5.2

48/3

14.03.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Правило экологической пирамиды.

Таблицы «БГЦ».

§ 5.3

49/4

15.03.

Искусственные биоценозы

Сообщения

Инд.зада-

ния

50/5

21.03.

Тестирование «Экосистемный уровень».

Продуктивность сообщества.

Продукция: чистая, первичная, вторичная.

§ 5.4

51/7

22.03.

Экологическая сукцессия. Саморазвитие экосистемы.

Экологическая первичная и вторичная  сукцессия, равновесие.

Таблицы и модели по всей теме.

§ 5.5

52/8

04.04.

Обобщение по теме «Экосистемный уровень»

Таблицы и модели по всей теме

Биосферный уровень  4 ч.

53/1

05.04.

Понятие о биосфере.

Биосфера.

В/ф «Биосфера»

Таблица «Биосфера».

§ 6.1

54/2

11.04.

Среда обитания: вода, почва.

Водная и почвенная среда обитания.

В/ф «Среда обитания».

Таблица «Среда обитания».

§ 6.2

55/3

12.04.

Круговорот веществ и энергии в природе. Биосферный уровень

Механическое и физико-химическое воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация.

Биогеохимический цикл, биогенные вещества, микроэлементы.

Таблица «Круговорот веществ в природе».

§ 6.3

56/4

18.04.

Экологические кризисы.

Тестирование.

Сообщения

§ 6.3, повторить

Эволюция  7ч.

57/1

19.04.

Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин.

Изменчивость, естественный и искусственный  отбор, борьба за существование.

В/ф «Эволюция».

Таблица «Эволюция».

§7.1

58/2

25.04.

Изменчивость организмов.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

Наследственная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие.

Таблица «Виды изменчивости».

§ 7.2, 7.3

59/3

26.04.

Борьба за существование и естественный отбор.

Формы естественного отбора

Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.

Отбор стабилизирующий и движущий.

В/ф «Факторы эволюции».

Таблица «Естественный отбор».

Таблица «Приспособлен-ность», гербарий, раздаточный материал.

§7.4

§ 7.5

60/4

16.05.

.Итоговая контрольная работа

61/5

17.05

Приспособленность и ее относительность. Изоляции.

Виды репродукции: репродуктивная, поведенческая.

Таблица «Виды изоляции».

§7.6, 7.7

62/6

23.05.

Видообразование и микроэволюция.

Микроэволюция., филогенетические ряды, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Таблица «Эволюция»

§ 7.8

63/7

24.05.

Макроэволюция Тестирование

Макроэволюция

Таблицы и модели по всей теме.

§7.9

Происхождение и развитие жизни 2 ч.

64/1

65/2

Гипотезы возникновения жизни.

Теория Опарина – Холдейна, коацерванты; современные теории.Креационизм, самопроизвольное зарождение. Гипотезы: стационарного состояния, панспермии, биохимической эволюции.

Л/р. N 6 «Палеонтологические доказательства эволюции».

Раздаточный материал.

§ 8.1 § 8.2, 8.3

66/3

Развитие представлений о происхождении жизни.

67/4

Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой.

Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие; палеоген, неоген, антропоген.

В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле».

Таблица «Этапы развития жизни на Земле».

§ 8.6, 8.7

68/5

Краткая история развития органического мира.

Сообщения

Таблицы и модели по всей теме.

§ 8.8, сообщ


Рассмотрено на заседании

методического объединения

_________________________

_________________________

Протокол

№ _______ от ___________

_____________/Шевцова Е.Б./

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________/ Моисеенко Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...