Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Фараонова Валентина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе   Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования  по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника.

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

В рабочей программе находят отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного         общего    образования    и требований       Федерального    государственного  стандарта,    изложенных в примерной программе по биологии .

Согласно учебного плана ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_kl.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

Рассмотрено и принято

На педагогическом совете

Протокол от 31.08.2018г. № 1

Утверждено

Директор ________/Г.М.Петракова

Приказ от 31.08.2018г. № 38 -ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 класса

уровень образования - базовый

срок реализации 2018-2019учебный год

Составитель -

Фараонова В.Н. учитель

1 квалификационной категории


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Пояснительная записка
2.  Общая характеристика учебного предмета.
3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

5. Содержание учебного предмета.
6.  Календарно-тематическое планирование.
7.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК.

8. Приложения

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе   Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования  по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника.

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

В рабочей программе находят отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного         общего    образования    и требований       Федерального    государственного  стандарта,    изложенных в примерной программе по биологии .

Согласно учебного плана ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

   Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций,разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного      подхода. Резервное время используется на изучение   материала о сохранении здоровья и охране окружающей среды.

Курс биологии 5класса нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК В.В. Пасечника, который представлен учебником Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл., рабочей тетрадью к учебнику В.В.Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по предмету, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

Достижению результатов обучения   способствует применение  системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология    развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию  УУД.  Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через использование  урочного тематического тестирования, выполнение индивидуальных творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, защиту проектов, написание сценариев игр и др., метапредметных результатов  через анкетирование и наблюдение.

В программу заложена проектная деятельность учащихся по следующим темам:

1.Зеленая аптека.

2.Вода- основа жизни растений.

3.Грибы - природные разрушители.

4.Здоровья дарят комнатные растения.

5.Микромир: кто они и как сними бороться.

6.Аптека на окне.

7.Минеральное питание в жизни растения.

8.Растения- индикаторы чистоты воздуха.

9.Здравствуй, милая картошка

10.Невидимые друзья и враги.

4.Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении  биологии должна быть направлена на достижение  обучающимися  следующих личностных результатов:

 1) знание основных   принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

 2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

 • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

 риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

5 Содержание программы

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

        

Календарно- тематическое планирование

Тема

часы

Планируемые результаты

дата

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

план

Факт

Введение (7ч)

1

Введение.  Биология – наука о жизни

1

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

Р- корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

П- анализирует полученные знания;

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

§1 задание на с.10

Р.т.зад.4-5

2

Методы исследования в биологии

1

Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.

Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

П – логически

сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию,

Осмысление методов изучение природы

§2 Р.т.зад.6-8

3

Многообразие организмов.

1

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».

Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§3 задание на с.18

Р.т.зад. 13

4

Среды обитания

1

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».

Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

Осмысливание среды обитания живых организмов

§4 сообщения по группам Р.т.зад.16-17

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы 

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет

самопроверку;

Понимание экологических факторов и их влияние на живые организмы

29.09

дневник фенологических наблюдений

§5 Р.т.зад.19-20

6

Обобщающий урок. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

1

Готовят отчет по экскурсии.

Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Отчет по экскурсии Р.т.зад.9 зад на с14-16

7

Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе».

1

Ведут дневник фенологических наблюдений

Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;

Клеточное строение организмов (9 ч)

8

Устройство увеличительных приборов

ЛР №1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

1

Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Р – определяет цель важности клетки для живого организма;

П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К – разрешает конфликты

Понимать устройство увеличительных приборов

§6 зад на с14-16 Р.т.зад.22-23

9

Строение клетки

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими;

Понимать строение клетки

§7 Р.т.зад.28

10

Л.р.№3 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;

 

Осмысливать приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

§7 Р.т.зад.24

11

Пластиды

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов рябины,

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов

К – выражает свои мысли в ответах

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск

взаимоотношений человека и природы

§7 зад на с.39 Р.т. зад.27

12

Химический состав клетки: поступление веществ в клетку

(дыхание, питание)

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

 

Осознавать сложность строения клетки

§8 зад на с.42

13

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в

клетку (дыхание, питание

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

 

Осмысливать жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание

§9 зад на с.46

14

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения,

Осознавать жизнедеятельность клетки: рост, развитие

§9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35

15

Деление клетки

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

 

Понимать деление клетки

§9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35

16

Понятие «ткань»Обобщение

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительности ткани на микропрепаратах

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации,

Осознавать понятие «ткань

§10 зад на с.49 Р.т. зад.36-38

Царство Бактерии (2 ч)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Выделяют существенные признаки бактерий

Познавательные УУД

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Осознавать бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

§11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради.

Понимать роль бактерий в природе и жизни человека

§12 Р.т. зад.47презентация о практическом значении бактерий

Царство Грибы (5 ч)

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

 

Осмысливать характеристика, строение и жизнедеятельность грибов.

§13зад н

сообщения о роли грибов в жизни человека с.69

Р.т. зад.48-49

20

Шляпочные грибы

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов

1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск

§14

зад на с.77 Р.т. зад.52

21

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.№6

«Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

§15

 зад на с.80

22

Грибы-паразиты

1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения,

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

§16

Р.т. зад.85

Сообщения о значении грибов Р.т. зад.57 зад. с.37-39

23

Обобщающий урок. тест

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими

материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ

П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Пов.§ 11-16

Царство Растения (11 ч)

24

Ботаника- наука о растениях

1

Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные

признаки растений .

Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации,

Осмысливание ботаники

§17

зад на с.92 Р.т. зад.58

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.р.№7«Строение зеленых водорослей

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты работают с

микроскопом

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

§18

Р.т. зад.60

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую,

Осознавать

роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

§18

зад. на с.92 Р.т. зад.64

27

Лишайники

1

Определяют понятия: «кустистые лишайники

«листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Р: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным правилам работы в кабинете.

Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека

§19

зад. на с.106 Р.т. зад.67

28

Мхи.

Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»

1

Выполняют лабораторною работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растенийи установления усложнений в их строении

§20

 зад. на с.111 Р.т. зад.70

29

Папоротники, хвощи,

Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща.»

Л.р.№10

«Строение спороносящего папоротника плауны

1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Понимать строение мхов, папоротников, хвощей и плаунов

§21

зад. на с.117, 119

30

Голосеменные растения

Л.р.№11

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

1

Выполняют лабораторную работу . Выделяют существенные признаки голосеменных растений.

Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

.

Понимание о голосеменных как о прогрессивных растениях

§22

 зад. на с.125,

127

 Р.т. зад.73

31

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения».

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов,

Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

Осмысливание преимущества покрытосеменных растений

§23

зад. на с.131,

132

Р.т. зад.77

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Определяют понятия: «палеонтология» «палеоботаника», «риниофиты».

Р: умение систематизировать полученную информацию,

Осмысливать происхождение растений

§24

 Р.т. зад.80-81

33

Итоговая контрольная работа (тест)

1

задание на лето

34

Обобщение

1

        


7.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

УМК, используемый при работе по данной программе:

1.В.В.Пасечник. Биология. 5кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141, (3) с...

2.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.- 60, (4) с.-

3. Электронное приложение  к учебнику   на www.drofa. ru

Дополнительная литература для учителя:

  1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
  2. Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.: ил.
  3. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.- ( Современная школа).
  4. Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1991.- 350с.: ил.
  5. Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленное-М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.
  6. Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высш. шк., 1984.- 352с., ил.
  7. Ботаника. Систематика цветковых растений. Отделы растений. Рабочая тетрадь для7 класса. Авторы В. Рохлов, А. Никишов. НПО «Школа».- изд. « Открытый мир», 1997.

      авт.-сост. Е.А. Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.- 186 с

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
  4. Красная книга РСФСР.
  5. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  4. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru                           

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

http://festival.1september.ru.


  1. Приложение

Практическая работа №1

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

  1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений.
  2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелеными до заморозков.
  3. Понаблюдайте, как долго длятся листопад у разных растений.
  4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните свои результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной.

Примите участие в осенних посадках деревьев и кустарников.

 

Лабораторная работа №1

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

  1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
  2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
  3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Лабораторная работа №2

Устройство микроскопа и приемы работы с ним

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
  2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
  3. Отработайте последовательность действий при работе микроскопом.

Лабораторная работа № 3

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

  1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления

препарата кожицы чешуи лука.

  1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  2. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.
  1. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
  1. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
  2. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении.

Отметьте, какие части клетки вы видите.

  1. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
  2. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
  3. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, - оболочку; под ней золотистое вещество - цитоплазму (она может занимать всю клетку или и находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
  1. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа №3

Пластиды в клетках листа элодеи

  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в  каплю воды на предметное стекло  и накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

        Лабораторная работа №4

Наблюдение движения цитоплазмы

Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции виргинской.

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
  2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движения цитоплазмы.
  3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

Лабораторная работа №5

Строение плодовых тел шляпочных грибов

  1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
  2. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

Лабораторная работа № 6

Плесневый гриб мукор

  1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в теплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале ее развития и позднее, при образовании черных головок со спорами.
  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии, и споры.
  4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа № 7

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1-2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты - почки.
  2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.

Лабораторная работа № 8

Строение мха

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
  2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство И различие?
  7. Запишите свои ответы на вопросы.

Лабораторная работа № 9

Строение спороносящего хвоща

  1.  С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
  2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
  3. Зарисуйте побеги хвоща.

Лабораторная работа №10

Строение спороносящего папоротника

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
  2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
  3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
  1. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Лабораторная работа № 11

Строение хвои и шишек хвойных

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.         

Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе ... Сосна обыкновеннвя.

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку ... Ель.

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны ... Пихта.

Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму ... Лиственница.

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение на ветке

размер

форма чешуек

плотность

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют    голосеменным?

Лабораторная работа №12

Распознавание органов цветкового растения

  1. Рассмотрите выданное вам растение, найдите у него корень. Какую функцию (в переводе с латинского «функцио» означает деятельность) в жизни растения он выполняет?
  2. Найдите у растения стебель.  Опишите его. Какую работу в жизни растения он выполняет?
  3. Найдите у растения лист. Опишите его. Какую функцию в жизни растения он выполняет?
  4. Найдите у растения цветок. Какую функцию в жизни растения он выполняет?
  5. Рассмотрите цветок. Пользуясь рисунком 94, найдите в нем все его части, запомните их названия.
  6. Сделайте вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

Приложение 2

Итоговая контрольная работа

Выберите один верный и более полный ответ

  1. Растительная клетка снаружи покрыта

А. цитоплазмой

Б.  вакуолью

В. клеточной оболочкой

Г. хромосомами

2. Зеленые пластиды носят название

  1. Хлоропласты
  2.  Хромопласты
  3.  Лейкопласты
  4.  Хромосомы

3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту

  1. образовательная ткань
  2. основная ткань
  3. покровная ткань
  4. проводящая ткань

4. К семенным растениям относят

  1.  цветковые растения
  2. цветковые и голосеменные растения
  3.  цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи и плауны
  4.  цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и мхи

5. К числу голосеменных растенийне относят:

  1.  Маршанция
  2.  Кипарис
  3.  Гинкго
  4.  Ель

6. Хромосомы находятся

  1.  в цитоплазме
  2.  в пластидах
  3.  в вакуолях
  4.  в ядре

7. Сосуды и трахеиды входят в состав

  1.  образовательной ткани
  2.  основной ткани
  3.  покровной ткани
  4.  проводящей ткани

8. Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:

  1. царств
  2. государств
  3.  колоний
  4. автономий

9. Мхи являются:

  1. грибами
  2. симбиотическими растениями
  3. низшими растениями
  4. высшими растениями

10. Главной особенностью почвенной среды является

  1. повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры
  2. повышенное содержание кислорода и углекислого  газа, а так же малые колебания температуры
  3.  пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
  4.  пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры

11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:

1)верные утверждения

А) водоросли – это высшие растения

Б) низшие растения – это растения небольших размеров

2) неверные утверждения

В) низшие растения – это водоросли

Г) тело низших растений разделено на вегетативные органы, но не имеет тканей

Д) низшие растения – это растения, тело которых не разделено на ткани и вегетативные органы

Е) растение, тело которого не разделено на ткани и вегетативные органы, относятся к низшим растениям

12. Верными являются следующие утверждения:

  1. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям
  2. Все высшие растения относятся к числу семенных растений
  3. У высших споровых растений имеются побег, лист и корень
  4. У высших споровых растений имеются побег и главный корень
  5. Высшие споровые растения размножаются только вегетативно
  6. Высшие споровые растения могут размножаться вегетативно и спорами

13. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

  1. В результате слияния половых клеток образуется…

  1. Клетка - это

  1. Гетеротроф - это

  1. Наука о растениях называется

  1. Лишайник представляет собой симбиоз

  1. Назовите метод, с помощь которого можно изучать следующую явление – скорость роста растения

  1. Назовите все среды обитания живых организмов

  1. Внеклеточные формы жизни называются

  1. Микориза - это

  1. Какие растения формируют плод

14. Вставьте пропущенные слова

ГРИБ__КОР__Н__;  С__ПР__ТРО__;  Б__ОЛОГИЯ;  НЕ__РГ__НИЧЕСКИЕ ВЕЩ__СТВА;  КЛ__ТЧАТКА;  Б__ЛКИ; ПРОК__Р__ОТ; М__Т__ХОДРИЯ;  ФАГ__Ц__ТОЗ;  Р__Б__СОМА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...