Проблемы в преподавании географии
учебно-методический материал по теме

Проблемы в  преподавании географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_prepodavaniya_geografii.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 9.433

Проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии

А.А.Пелевина, pele.66@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  70,  город ВоронежРоссия

Сегодня стало общим местом сетование по поводу снижения общего уровня образованности, одним  из  очевидных показателей которого  является грамотная речь. Падение речевой культуры становится серьезной проблемой нашего времени. География, как  предмет, в школьной иерархии относится к категории устных, а значит предполагается что на уроках формируется умение выстраивать логически выстроенные монологические ответы. Но значимость предмета в глазах детей и родителей упала,  в первую очередь потому, что география перестала быть обязательным предметом при поступлении в ВУЗы на экономические специальности, и из уст школьников часто приходится слышать « а зачем мне учить географию? Я ее не сдаю». Ни дети, ни родители не понимают, что в школе они обучаются не ради сдачи ЕГЭ по нескольким предметам, а для того, чтобы получить образование. Вот и складывается парадоксальная ситуация, когда все вокруг с  аттестатами и дипломами об образовании, но при этом ужасно необразованны. Примеры географической безграмотности населения сплошь и рядом и, в первую очередь  это выражается в том, что сквозит невежество не только в не знании законов природы, но и в расположении объектов страны – какой город севернее, или южнее, на какой реке расположен, в какое море река впадает и т.д.   Однако, сетуя на то, что речь наших учеников бедна, мы не всегда замечаем, как говорим сами, как порой бедны, невыразительны, путаны, а то и откровенно скучны собственные учительские монологи. Посещая уроки коллег, Сухомлинский дословно записывал все, что говорил учитель, и давал ему прочитать – последующего анализа урока порой уже не требовалось.

В свете требований ФГОС много говориться о формировании универсальных учебных действий, в частности коммуникативных, а речь как раз имеет две основные функции – коммуникативную, т.е. является средством общения, и сигнификативную, является формой существования мысли, сознания. Развитие речи учащихся является неотъемлемой частью развивающего обучения.

Распространенное явление сегодня – равнодушие учеников к текстам и слову. Они не вникают в смысл, редко проявляют любопытство и стремление к пониманию впервые встреченного слова. Зачастую школьники не задумываются над смыслом произносимых слов – могут ответить об основных  положениях  теории  литосферных  плит, но вопрос «А что такое теория вообще?» - ставит их в тупик.

 Одна из причин  сложившегося положения - излишнее «онаучивание» учебных текстов,  большое количество новых терминов, содержание которых непонятно и без которых порой можно обойтись. Учебники написаны тяжелым языком, без учета возраста, лишенные необходимой занимательности.  Например, 6 класс, учебник А.А.Летягина под общей редакцией В.Л.Дронова, издательство  Вентана- Граф,  2014г. дано следующее определение ветра: «ветер – это движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к  низкому». Запомнить его и повторить детям сложно, язык «запинается» о  такую речевую конструкцию. Поэтому много лет вне зависимости от того, по какому учебнику учимся, предлагаю  детям такой вариант определения: «ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении из мест с высоким давлением в места с низким давлением», которое все дети запоминают с урока, после пересказа  друг другу в парах.

Важнейшей задачей географии является создание образа территории. Сегодня, в век мультимедиа,  возможности применения  наглядности на уроке стали по сути безграничными. Но без руководства учителя фото и видео наглядность останется просто мелькнувшей картинкой. При помощи словесных обращений к учащимся учитель помогает, направляет школьников выделить и словестно описать  те свойства в демонстрируемом фото или видео ряду,  те состояния или действия объекта, которые должны быть изучены в соответствии с задачей урока. Но возникает новый вопрос – умеют ли школьники наблюдать? Задания на развитие наблюдательности, к сожалению, занимают все меньше места в учебной деятельности школьников. И выявляется тенденция воспроизведения знаний вместо того, чтобы рассматривать и описывать объект. В книге  О.В.Крыловой «Методическое пособие по географии материков и океанов»       (М.,«Просвещение 1997г.) приводится такой пример: в лаборатории  А.В. Занкова учащимся начальной школы дали  задание описать яблоко и огурец. Только 21% высказываний относились непосредственно к наблюдаемым объектам, а в 79% из них звучали описание яблок и огурцов вообще.

Количество часов в неделю на уроки географии сократилось в 6-7 классах, а познакомить детей надо с тем же  объемом, что и прежде. Времени не хватает, и на обучении хорошим монологическим ответам экономим, используя в качестве контроля  тесты.

И хорошо, если повезет с учителем географии, который интересно рассказывает, а если нет? Дети так и не получат образца грамотного, логически выстроенного ответа. Складывается ситуация, когда географию «прошли», но мимо.

 Порочной является практика, когда дети получают оценки по предмету в большинстве случаев за составление презентаций, которые скачивают из интернета, а на уроке, в лучшем случае, считывают текст слайда. Ни каких системных знаний такая работа не даёт. Гораздо эффективней создание на уроке ситуаций, способствующих активизации речевой деятельности учеников. При  контроле знаний обязательно включать хотя бы один вопрос, требующий монологического ответа, и назначать оппонентов – это приучает и слышать, и внимательно слушать отвечающего. Или, после составления под руководством учителя рассказа по карте о географическом положении объекта (острова, материка, страны и т.д.), учитель может сам его повторить еще раз с целью демонстрации образцового ответа. При этом ученик убеждается, что смысл работы заключается в правильном, последовательном считывании информации с карты, и нет необходимости заучивания, запоминания. Как правило, на такой рассказ уходит не более 2-х минут, и фактор времени здесь очень важен – знающему этого времени будет достаточно, а не готов – нет смысла тратить время не уроке на долгие  паузы, междометья и вздохи. За урок можно опросить 5-7 человек, и это будет  реальная практика учеников. Конечно, ответы удаются не всем и не сразу, но работа приносит свой результат – речь становится более грамотной, информационно насыщенной, последовательной, ученики  могут четко проанализировать рассказ, указав на нарушение логики изложения, или пропуски фактически важного.

 Самым сложным, но при этом очень показательным, является обучение письменной речи. По утверждению Л.С. Выготского «письменная речь – самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонаций, мимики, жеста, в ней заранее исключена возможность каких-либо сокращений. Понимание происходит лишь за счет слов и их сочетаний». Письменная речь используется не только для того, чтобы дать готовое сообщение, но и для того, чтобы обработать, уточнить собственную мысль. Поэтому, письменная речь, как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение для формирования мышления . Сформированная письменная речь  обеспечивает выпускникам готовность к выполнению заданий части  С на ЕГЭ, где требуются указать не только фактические данные, а дать развернутый ответ с  четко изложенной мыслью.  И умение это пригодится как на разных экзаменах,   так  и найдёт практическое  применение в различных жизненных ситуациях, а в этом и заключается смысл формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выгодский, Собрание сочинений //Москва:  Наука, 1982 – т.2 – с.316).
  2. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов  Москва: Просвещение, 1997г.
  3. Лурия А.Я. Язык и сознание / Москва: Наука, 1979 – с.212-214


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...

статья по проблемам преподавания географии

статья по теме "Современные педагогические технологии в преподавании географии при реализации ФГОС"...

статья по проблемам преподавания географии

статья по теме "Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС "...

статья по проблемам преподавания географии

Статья на тему "Развитие познавательных УУД при работе обучающихся с источниками географической информации"...

Проблемы преподавания географии в школе.

Что происходит сегодня с географией в школе и как улучшить качество преподавания. Взгляд на проблему и возможные пути ее решения....