статья по проблемам преподавания географии
статья по географии

Божко Алексей Николаевич

статья по теме "Современные педагогические технологии в преподавании географии при реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.54 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Современные педагогические технологии в преподавании географии при реализации ФГОС»

Автор: Божко Алексей Николаевич, учитель географии МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) города Оренбург.

Эпиграфом к своей работе я взял слова английского поэта Ричарда Олдингтона
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности

Технология ( в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)

Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать  чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.

Признаки технологической организации урока географии:

- чёткое видение деятельности ученика ( проектирование урока)

- создание мотивационной установки деятельности.

- чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач.

- организация взаимодействия ( коллективные, групповые и парные формы работы).

-  организация деятельности с  учебно-методическим комплектом как с источником информации.

-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач.

- осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия)

- применение различных форм контроля диагностика результативности

 

Современные образовательные технологии,  которые я применяю на своих уроках географии:

  1. Технология учебно-игровой деятельности.
  2. Технология развития критического мышления.
  3. Технология проектной деятельности.
  4. Технология дифференцированного обучения.
  5.  Информационные технологии.
  6. Технология проблемного обучения.

Технология учебно-игровой деятельности.

Игры способствуют становлению творческой личности ученика.

Формируют умение выделять проблемы и принимать решения

Развивают познавательный интерес к предмету

Формируют черты характера

Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации

1.«Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов,  например Амазонка, Байкал, Лена.

2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева,  Париж – Сена и т.д…?

3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…,   Криками называют ….

4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника:
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры,  принимать решения на основе анализа информации

  1. Составление перепутанных логических цепочек
  2. Слова-ассоциации
  3.  Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,
  4.  Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,
  5.  Ключевые термины.

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы  деятельности учащихся:

1. Анализ проблемной ситуации

2.Постановка цели  исследования, планирование  действия по решению проблемы.

3.Исследование, поиск недостающих знаний и применение  полученных  знаний для решения проблемы.

4. Получение конечного продукта и его защита.

5. Рефлексия деятельности учащихся.

 «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)

Положительные аспекты дифференциации:  

-появляется уровень мотивации учения;

-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

-повышается уровень  Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998 ). 

Основной вопрос на уроках  географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику

результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;

• - значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

• - вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

• - формируется социальный опыт к труду в общении;

• - способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

• - помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.

«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;

     «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

умение взять ответственность на себя,

     умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,

стремление аргументировать свои решения;

более легкое и прочное усвоение программного материала;

доброжелательное отношение друг к другу;

тщательность и добросовестность в выполнении роботы;

умение работать с разными источниками информации;

умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).

В заключении хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, об изучении географии в школе:

 «География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений»  (В.В.Путин) на съезде РГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

Ситуативные приемы активизации лексики. Статья по проблеме преподавания английского языка

Как активизировать лексику на уроках иностранного языка? Как сделать так,  что бы учащиеся не боялись говорить на иностранном языке на уроке? В статье рассматриваются  эти вопросы и даются р...

Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»

Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста.  Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...

Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....

статья по проблемам преподавания географии

статья по теме "Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС "...

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...

статья по проблемам преподавания географии

Статья на тему "Развитие познавательных УУД при работе обучающихся с источниками географической информации"...