Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Крутинина Елена

Рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11._rp_biologiya_9.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент физической культуры и спорта города Москвы

Государственное бюджетное  образовательное учреждение “ Центр спорта и образования “Чертаново”


«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

____Крутинина Е.В._______

Протокол  МО №1

от «22» августа 2016 г.

«Согласовано»

Зам. руководителя ОШ  ГБОУ ЦСО «Чертаново»

Федорова Л.В.

«23»  августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ ЦСО «Чертаново»

Ларин Н.Ю.

Приказ № 325

от «29» августа2016 г.

               

Программа по  предмету  «Биология»

на уровень основного общего образования

9 класс


2016 – 2017 годы


 Учитель: _Крутинина Е.В.

Содержание.

1. Пояснительная записка, цели.

2. Содержание предмета курса

3.Тематическое планирование с указанием часов

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5.  Материально-техническое обеспечение учебного предмета. Список учебной и методической литературы.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА, ЦЕЛИ

Рабочая программа по биологии  в 9 классе составлена на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года.
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427 от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  • Устав ГБОУ «Центр спорта и образования «Чертаново»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Центр спорта и образования «Чертаново»
  • Положение о рабочей программе ГБОУ «Центр спорта и образования «Чертаново»
  • Учебный план ГБОУ «Центр спорта и образования «Чертаново»

 на 2015 – 2016 уч. год.

        .

  • Федеральная Программа по биологии  авторов  Н.И. Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой (базовый уровень), «Дрофа», 2011. Москва.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Введение

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Раздел 2. Эволюция живого мира на Земле.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем. Уровни организации живого.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Сорта и породы. Селекция организмов.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, разделяющий. Значение факторов внешней среды в естественном отборе.

Приспособительные особенности строения и окраски тела животных. Мимикрия, покровительственная окраска, расчленяющая, предупреждающая, половой диморфизм. Практическая работа № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Забота о потомстве у животных разных систематических групп. Значение заботы о потомстве, влияние её на численность и структуру вида. Экологические стратегии.

Физиологические адаптации. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Их роль в эволюции. Пути эволюции.

Обобщение знаний по теме и подготовка к контрольной работе

Контрольная работа № 1 по темам «Эволюционная теория», «Естественный отбор», «Приспособленность организмов», «Пути и виды эволюции».

Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Эволюционная роль мутаций. Влияние мутаций на приспособленность организмов.

Макроэволюция. Главные направления макроэволюции. Аналогичные и гомологичные органы.

Общие закономерности биологической эволюции. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Начальные этапы развития жизни. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Обобщение и повторение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на земле». Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 2. Тестирование по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Раздел 4. Структурная организация живых организмов

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности.

Пластический обмен. Этапы пластического обмена. Органоиды клетки, участвующие в пластическом обмене.

Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Органоиды клетки, участвующие в энергетическом обмене.

Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток. Прокариотическая клетка. Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Лабораторная работа № 1 «Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом»

Митоз. Фазы митоза. Смысл митотического деления клетки. Жизненный цикл клетки.

Клеточная теория. Становление и основные принципы клеточной теории строения организмов.

Контрольная работа № 3. Тестовый контроль по теме «Структурная организация живых организмов».

Раздел 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Биологический смысл и формы бесполого размножения животных и растений.

Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Мейоз и его биологический смысл. Фазы мейоза. Кроссинговер и конъюгация.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития.

Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений. Биогенетический закон, его предпосылки и следствие.

Обобщение и повторение знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Тестирование.

Раздел 6. Наследственность и изменчивость организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов

Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, мутации, гены, аллели, скрещивание. Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Гибридологический метод изучения наследственности.

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Лабораторная работа № 2 «Решение генетических задач и составление родословных»

Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).

Генетика пола. Распределение полов у различных видов организмов. Особенности наследования пола. Гены сцепленные с полом.

Взаимодействие генов. Влияние одних генов на другие. Принципы наследования связанных генов.

Наследственная изменчивость. Наследуемые и ненаследуемые признаки. Норма реакции. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы.

Ненаследственная изменчивость. Влияние окружающей среды на изменение свойств организмов. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Вариационная кривая. Понятие и построение вариационной кривой. Практическая работа № 2 «Построение вариационной кривой».

Селекция как наука. Основные принципы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Методы селекции растений и животных. Виды скрещиваний и выделение чистых линий.

Методы селекции микроорганизмов. Питательные среды. Успехи и использование в промышленности результатов селекции микроорганизмов.

Повторение и обобщение знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов».

Контрольная работа № 4 по теме «Наследственность и изменчивость организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов».

Раздел 7. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии.

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции.

История формирования сообществ живых организмов. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Экосистемы, встречающиеся в Томской области, экосистемы окружающие село. Практическая работа № 3 «Изучение и описание экосистемы окрестностей села, выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме».

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Лабораторная работа № 3 «Составление цепей питания».

Повторение и обобщение знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»

Повторение и обобщение знаний по темам «Структурная организация живых организмов», «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Итоговая контрольная работа

Список лабораторных работ:

  1. Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом 
  2. Решение генетических задач и составление родословных
  3. Составление цепей питания

Список практических работ:

  1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания
  2. Построение вариационной кривой
  3. Изучение и описание экосистемы окрестностей села, выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме

3.Тематическое планирование с указанием часов.

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Введение

1

Раздел 2. Эволюция живого мира на земле

16

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле

9

Раздел 4. Структурная организация живых организмов

9

Раздел 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

Раздел 6. Наследственность и изменчивость организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

17

Раздел 7. Взаимоотношение организмов и среды. Основы экологии

7

Итоговая контрольная работа. Анализ итоговой контрольной работы

2

ИТОГО

68

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

9 класс

По окончании изучения курса биологии для 9 класса учащиеся должны  знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Учебно-практическое оборудование.

·        Персональный компьютер - рабочее место учителя- 2 шт.

·       Экран

·       Телевизор

·       Плейер DVD с видеомагнитофоном Samsung DVD-V5600

·       Столик для проектора

·       Шкафы секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

·       Стенды

Аудиторная доска.

Доска магнитная.

Весы с разновесами

Лупа

Микроскоп учеб

Основная литература

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература

  1. Захаров В. Б., СонинН.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  2. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  3. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
  4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
  5. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  6. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  7. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  8. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...