Урок "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Бачурина Елена Александровна

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. 

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-исследование

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. 

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.

Задачи:

а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека.

б) развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления и творческих способностей через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка.

в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.

г) социальные: способствовать развитию у учащихся умений задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы; умений помогать товарищам и поддерживать их; умений выражать свое мнение о ходе совместной работы; умений четко формулировать свои мысли; связать новую информацию с уже изученным материалом; умений научить товарища тому, что знаешь сам; умений задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы.

Тип урока: формирование новых знаний.

 Форма урока: урок-исследование

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Ход урока. 

1.Организационный момент.

2. Актуализация: 

Эпиграф (на доске): Лирико-философские стихи -Насими (поэт (азерб.)):

Если хочешь ты скрытые тайны узнать,

Если хочешь проникнуть в ничто,

Ароматы цветов пусть расскажут тебе

О начале миров и вещей.

Учитель: Мы сегодня продолжаем знакомиться с многообразием цветковых растений. Слайд 1.

Давайте заглянем в нашу корзину понятий и посмотрим, какие знания там хранятся (учащиеся по желанию достают из корзины вопросы и отвечают).

1.Что изучает наука систематика?

2.Что такое вид?

3.Каковы признаки класса однодольные и двудольные?

4.По каким признакам объединяются растения в семейства?

5.С какими семействами мы уже познакомились?

Учитель: Слайд 2

Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему. Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. (Записывают тему)

3. Изучение новой темы.

Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

(изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека). Слайд 3

Учитель: Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные: знакомые и незнакомые. Например: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, петунья гибридная. Слайд 4

Почему столь разные растения объединены в одну группу? (они родственны) 

В чем заключается их родство? (учащиеся самостоятельно выдвигают предположения: возможно у них...) – какие ваши предположение (дети отвечают)

Все ваши предположения мы записываем в нашу «Корзину идей»,

а затем в конце урока проверим, правильны ли они.

Записать на доске проблему и гипотезы.

Мы выдвинули ряд предположений, это - гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? (Нужно провести исследование).

Сегодня у нас урок-исследование.

Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.

Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу? Слайд 5

Можно выдвинуть гипотезу: Слайд 6

В чем заключается их родство?

Работа в группах. Создаются 4 рабочие группы. Слайд 7

Цель работы: выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство.

Всего 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания.

На партах лежат пакеты с заданиями и наглядные пособия.

У каждой группы по 3 задания. На выполнение задания отводится 10 минут. После выполнения задания каждая группа отчитывается устно.

Отчет в виде таблицы у каждого ученика в тетради «Растения семейства Пасленовые»:

Каждая группа в таблице заполняет только свое растение. Слайд 11

Другие столбцы таблицы заполняются по отчету других групп.

«Растения семейства Пасленовые»:

Признаки

Паслен черный

Томат обыкновенный

Паслён клубненосный

клубненосный (картофель)

Петунья гибридная

1 .Корневая система

 

 

 

 

2.Лист

 

 

 

 

3 Стебель

 

 

 

 

4. Соцветие

 

 

 

 

5. Формула цветка

 

 

 

 

6. Плод

 

 

 

 


- Отчет первой группы по 1 заданию, затем 2, 3, 4групп с заполнением таблицы. Слайд 12

Учитель: Наша таблица заполнена полностью. Давайте посмотрим и скажем, что общего у этих растений (ответы учащихся).

Затем идет проверка выполнения 2 задания у каждой группы. Слайд 1

Систематические таксоны

Паслен черный

Томат обыкновенный

Паслен клубненосный

Петунья гибридная

Царство

 

 

 

 

Отдел

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

Род

 

 

 

 

Вид

 

 

 

 

Затем идет отчет каждой группы по 3 заданию.

1 группа рассказывает о белладонне; Слайд 14

2 группа рассказывает о белене черной Слайд 15

Перед выступлением 2 группы учитель спрашивает у класса:

Какое растение называют "одурь", "дурь-трава", "бесиво"? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. Да, это белена - ядовитое растение семейства пасленовые. Отсюда народное выражение "белены объелся", "взбеленился".

Учитель

Английский драматург В.Шекспир в трагедии "Гамлет" описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

"... когда я спал в саду

В свое послеобеденное время

В мой уголок прокрался дядя

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой;

Чье действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом обегает, словно ртуть,

Все внутренние переходы тела,

Створаживая кровь, как молоко,

С которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной" —

рассказывает Гамлету призрак отца.

Сейчас мы послушаем краткий рассказ о белене черной.  Слайд 15 

3 группа рассказывает о томате обыкновенном. Слайд 16

4 группа рассказывает о картофеле.

Учитель читает стихотворение:

Не так давно, лишь триста лет назад.

Знать украшала праздничный наряд

Цветами нежными стихи слагали им поэты,

Дарили дамам нежные букеты.

С любовью ими клумбы украшали,

Их совершенством красоты считали.

Такие вот предания остались.

О чем же речь? Вы догадались?

Да, речь идет о картофеле.

– послушаем рассказ о картофеле Слайд 17 

А теперь ребята давайте решим проблемные задачи.

Проблемные задачи: Слайд 18

1. На 2-х делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?

2. 2 ученика выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой - удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?

Слайд 19 «Где ошибка?»

Знают все: и стар, и мал –

Вкусен плод картофеля.

Вырос знатный урожай!

Правда ведь, не плохо ли? 

(плод картофеля - зеленая ягода, она ядовита, т.к. содержит соланин, а едят клубень картофеля - видоизмененный побег).

Учитель: Ребята, теперь наши таблицы полностью заполнены.

Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные растения объединены в одну группу?

В чем заключается их родство?

(все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка - *Ч (5) Л (5) Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка) Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза? Слайд 18,19

Цветки опыляются насекомыми, имеют для этого специальные приспособления. Какие?

Учитель классу:

- Что такое диаграмма цветка?

- Что более точно отражает строение цветка: формула или диаграмма?

 А теперь самостоятельно запишите в тетради признаки пасленовые. Проверка задания

Слайды 22,23

Закрепление нового материала:

Учитель: А теперь проверим, как вы запомнили растения семейства пасленовые,

Задание 1 Прием «Верю - не верю»  Слайд 24

Правильные ответы: 2,4,5,6

Задание 2 «Кто лишний?» Слайды 25,26

- Какое растение лишнее из предложенных и почему?

Итог подводит учитель.

Д/3: параграф №43, заполнить таблицу: «Значение пасленовых в жизни растений».

Резерв: Загадки:

1.  Ягода красна

     Ягода вкусна

     Режь да соли!

     Ешь да хвали!

                (томат)

2. Вот так диковинка

На ветке морковинка!

Висит, краснеется

На солнце греется.

         (перец красный)

3. Помидору брат,

А кумачу не рад

Он в лиловой рос одежке

Не краснеет даже в лежке.

                   (баклажан)

4. Белые кисти

Напрасный наряд

Зеленые кисти

Опасный яд,

Но под ногой

Клад дорогой.

              (картофель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Семейство Паслёновые"

Презентация  может использоваться для изучения новой темы. Содержит характеристику семейства. Показывает многообразие представителей, как диких, так и культурных , их особенности....

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые.  Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....

Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Презентация для урока по теме "Семейство Паслёновые"...


 

Комментарии

Спасибо большое, Елена Александровна, за методические разработки и полезные рекомендации при составлении конспектов уроков.