Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного  общего образования по предмету «Биология», Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (Биология 5-9 классы, концентрический курс, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015), Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_kl_2018-2019_dlya_sayta.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного  общего образования по предмету «Биология», Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (Биология 5-9 классы, концентрический курс, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015), Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

Обоснование выбора УМК

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Учебник: Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл.: учебник/Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. –  М.: Дрофа, 2016. – 174, [2] с.

Цель и задачи обучения предмету

В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.

Планируемые результаты

Личностные результаты обучения

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

- развитие навыков обучения;

- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты обучения

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами;

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

- суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»; «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»; «среда обитания», факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема».

- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

- что лежит в основе строения всех живых организмов;

- строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;

- органы и системы, составляющие организмы растения и животного;

- как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

- характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

- структуру природного сообщества.

Учащиеся получат возможность научиться:

- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

- исследовать строение основных органов растения;

- устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

- устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;

- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организма;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- исследовать строение отдельных органов организмов;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 часов)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Ткань, клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Лабораторные и практические работы

Химический состав семян.

Исследование свойств некоторых органических веществ.

Строение клеток живых организмов.

Растительные ткани.

Клеточное строение органов растения*[1].

Ткани животных организмов.

Строение корневых систем.

Строение почек и расположение их на стебле.

Развитие побегов из почек.

Простые и сложные листья.

Строение стебля.

Видоизменения вегетативных органов.

Строение цветка.

Разнообразие плодов.

Строение семян.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений. Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие

животных. Прямое и непрямое развитие. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Лабораторные и практические работы

Действие слюны на крахмал.

Действие желудочного сока на белок.

Дыхание растений.

Транспорт веществ в растении.

Состав крови человека и лягушки.

Опорные структуры.

Строение и свойства костей.

Движение растений.

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Движение различных животных.

Раздражимость.

Выработка условных рефлексов у животных.

Черенкование комнатных растений.

Укоренение черенков.

Прорастание семян.

Рост растений.

Прямое и непрямое развитие насекомых.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания

Демонстрации

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети.

Структура экосистемы, моделей экологических систем.

Резервное время – 4 ч.

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Живой организм» 6 класс (35 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 часов)

1.1

Основные свойства живых организмов

1

§1, стр. 6-11

1.2

Химический состав клеток

1

§2, стр. 12-17

1.3

Химический состав клеток. Лабораторная работа № 1 по теме: «Химический состав семян»

1

§2, стр. 12-17, практическая работа № 1 по теме: «Исследование свойств некоторых органических веществ»

1.4

Строение растительной и животной клеток

1

§3, стр. 18-24

1.5

Клетка – живая система. Лабораторная работа № 2 по теме: «Строение клеток живых организмов»

1

§3, стр. 18-24

1.6

Деление клетки

1

§4, стр. 25-28

1.7

Ткани растений и животных. Лабораторная работа №  3 по теме: «Клеточное строение органов растения»

1

§5, стр. 29-35

1.8

Органы и системы органов. Лабораторная работа № 4 по теме: «Строение цветка»

1

§6, стр. 36-49

1.9

Органы и системы органов

1

§7, стр. 50-55

1.10

Органы и системы органов

1

§8, стр. 56-58

1.11

Растения и животные как целостные организмы

1

§9, стр. 59-60

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 часов)

2.1

Питание и пищеварение

1

§10, стр. 62-68

2.2

Питание и пищеварение

1

§10, стр. 69-72

2.3

Дыхание

1

§11, стр. 73-77

2.4

Дыхание

1

§11, стр. 73-77, практическая работа № 2 по теме: «Дыхание растений»

2.5

Передвижение веществ в организме

1

§12, стр. 78-83

2.6

Передвижение веществ в организме. Лабораторная работа № 5 по теме: «Транспорт веществ в растении»

1

§12, стр. 78-83

2.7

Выделение

1

§13, стр. 84-90

2.8

Обмен веществ и энергии

1

§14, стр. 91-96

2.9

Опорные системы

1

§15, стр. 97-102

2.10

Движение

1

§16, стр. 103-111

2.11

Движение

1

§16, стр. 112-113

2.12

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

§17, стр. 114-118

2.13

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

§17, стр. 119-126

2.14

Размножение. Лабораторная работа № 6 по теме: «Черенкование комнатных растений»

1

§18, стр. 127-132

2.15

Размножение

1

§19, стр. 133-138

§20, стр. 139-144

2.16

Рост и развитие

1

§21, стр. 145-149

2.17

Рост и развитие

1

§22, стр. 150-154

2.18

Организм как единое целое

1

§23, стр. 155-156

Раздел 3. Организм и среда (2 часа + 4 часа резерва)

3.1

Среда обитания. Факторы среды

1

§24, стр. 158-167

3.2

Природные сообщества

1

§25, стр. 168-172

§26, стр. 173

3.3

Повторение по теме: Среда обитания». Резерв

1

3.4

Повторение по теме: «Факторы среды». Резерв

1

3.5

Повторение по теме: «Природные сообщества». Резерв

1

3.6

Повторение по теме: «Природные сообщества». Резерв

1

Итого: 35 часов

Лист внесения изменений

№ п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Основание для внесения изменений в программу

Номер приказа

Планируемая

Фактическая


[1] Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...