Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа к учебнику 9 класса В.Б. Захаров Н.И. Сонин Е.Т. Захарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r._p._biologiya_9.docx76.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена на основе

  • авторской программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов  В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой;
  • Федерального компонента  государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

   Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы,  предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

 Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) .

Требования к уровню подготовки учащихся:В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;  
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процесса обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь
  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле. А также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; - владеть языком науки.

Содержание программы учебного курса

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (22 часа)

Тема 1.1  

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 час).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие.

Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия.

Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение.

Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

        Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б.

Ламарка.

 Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5час) Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

 Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (2часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

      Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

 Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;  материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

 Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Т е м а 1.8

Развитие жизни на Земле (4часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

 Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии.

Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.          Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

        

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов(11 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.

Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

     Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров:

белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(3часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (5часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий.

Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

      Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.

Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа.

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

      Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Т е м а 3.1

Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

        Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Т е м а 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(4 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

     Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

     Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов(20 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков(10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

    Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

     Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (5 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

      Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов(5 час)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

     Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

      Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов)

Т е м а 5.1

Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

        Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.  Лабораторные и практические работы:

Составление  схем  передачи  веществ  и  энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2

Биосфера и человек (5час)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

      Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга.

Бионика.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.             Заключение (3часа)

Учебно-тематический план:

Введение (1 ч)  

Эволюция живого мира на Земле  (22ч)  

Структурная организация живых организмов (11 ч)  

Размножение и индивидуальное развитие организмов  (6 ч)

Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)

Взаимоотношения организма и среды.5 ч

Повторение  по  всему  курсу (3 ч )

Итого:  68 ч

Формы промежуточного контроля

устный опрос, тестирование, самостоятельные работы.

Форма  промежуточной аттестации , тестирование

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ Планирование

№ п/п

Название темы  раздела

Кол-во

часов

Дата  по  плану

Дата  по  факту

Примечание

Вид  контроля

9«А»

9«Б»

9«А»

9«Б»

Введение

1

1.

Биология  -  наука  о  жизни

5.09

3.09

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле  

22

Глава 1. Многообразие  живого  мира.

2

2

Многообразие живого мира.

1

7.09

4.09

3

Основные свойства  живых организмов.

1

12.09

10.09

         Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

4

Становление систематики

1

14.09

11.09

5

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

19.09

17.09

      Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

5

6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

21.09

18.09

7

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

26.09

24.09

8

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе

1

28.09

25.09

9

Борьба  за  существование  и  её  основные  формы

1

3.10

1.10

10

Формы естественного отбора

1

5.10

2.10

Глава 4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

11

Приспособленность  организмов – результат  действия  естественного  отбора

1

17.10

8.10

12

Забота  о  потомстве. Физиологические  адаптации

1

19.10

9.10

Глава 5.Микроэволюция

2

13

Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа№1 «Морфологический  критерий  вида»

1

24.10

15.10

14

Эволюционная роль мутаций

1

26.10

16.10

Глава 6.  Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

15

Главные направления эволюции

1

31.10

22.10

16

Общие закономерности биологической эволюции

1

02.11

23.10

17

Современная  система  растений  и  животных – отображение  макроэволюции

1

7.11

29.10

Глава 7  Возникновение жизни на Земле

2

18

Современные представления о развитии жизни на Земле.

1

9.11

30.10

19

Начальные  этапы  развития  жизни

1

14.11

5.11

Глава 8. Развитие  жизни  на  Земле

4

20

Жизнь в архейскую и  протерозойскую  эру

1

21.11

6.11

21

Жизнь в палеозойскую  и  мезозойскую  эры

1

23.11

12.11

22

Жизнь  в  кайнозойскую  эру

1

28.11

13.11

23

Повторительно-обобщающий  урок  по  разделу  «Эволюция  живого  мира  на  Земле». (Тестирование)

1

30.11

26.11

Раздел 2 Структурная организация живых организмов

11

Глава 9. Химическая организация клетки

2

24

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

05.12

27.11

25

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

07.12

3.12

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

26

Пластический обмен. Биосинтез белков

1

12.12

4.12

27

Энергетический обмен

1

14.12

10.12

28

Обмен  веществ  растительной  клетки

1

19.12

11.12

Глава 11. Строение и функции клеток

5

29

Прокариотическая клетка

1

21.12

17.12

30

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа№2 «Изучение строения  клетки под микроскопом»

26.12

18.12

31

Эукариотическая клетка.Ядро.

1

28.12

24.12

32

Деление клеток

1

09.01

25.01

33

Клеточная теория строения организмов

1

11.01

14.01

34

К/Р  по  разделу  «Структурная организация живых организмов».

16.01

15.01

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

Глава 12.Размножение организмов

2

35

Бесполое размножение  организмов

1

18.01

21.01

36

Половое размножение  организмов. Развитие  половых  клеток

1

23.01

22.01

 Глава 13. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)

4

37

Эмбриональный период развития

1

25.01

28.01

38

Постэмбриональный период развития

1

30.01

29.01

39

Общие закономерности развития.Биогенетический закон.

1

1.02

4.02

40

К/Р по  разделу  «Размножение  и  индивидуальное   развитие  организмов

1

6.02

5.02

    Раздел 4.Наследственность и изменчивость организмов

20

      Глава 14. Закономерности наследования признаков

10

41

Генетика  -  наука  о  наследственности  и  изменчивости

1

8.02

11.02

42

Основные понятия генетики

1

20.02

12.02

43

Гибридологический метод изучения наследственности

1

22.02

18.02

44

Моногибридное  скрещивание. 1  и  2  законы  Менделя

1

27.02

19.02

45

Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя.

1

01.03

25.02

46

Сцепленное наследование генов

1

06.03

26.02

47

Генетика пола.Наследование признаков,сцепленных с полом

1

13.03

4.03

48

Генетика  человека

1

15.03

5.03

49

Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и составление родословной»

1

20.03

11.03

50

Взаимодействие  генов

1

22.03

12.03

 Глава 15. Закономерности изменчивости

5

51

Наследственная (генотипическая)изменчивость

1

03.04

18.03

52

Мутационная  изменчивость

1

05.04

19.03

53

Фенотипическая изменчивость

1

10.04

1.04

54

Лабораторная работа№4 «Изучение изменчивости.Построение вариационной кривой»

1

12.04

2.04

55

Генетические  основы  эволюционной  теории

1

17.04

8.04

 Глава 16. Селекция растений,животных и микрооганизмов

5

56

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

19.04

9.04

57

Методы селекции растений

1

24.04

15.04

58

Методы селекции  животных

1

26.04

16.04

59

Селекция микрооганизмов

1

03.05

22.04

60

К/Р  на  тему «Наследственность  и  изменчивость  организмов».

1

08.04

23.04

 Раздел 5. Взаимоотношения организма и

среды. Основы экологии

7

 Глава 17. Биосфера, её структуры .

3

61

Структура биосферы.

1

10.05

29.04

62

Биогеоценозы  .Агроценозы

1

15.05

30.04

63

Экологические  факторы  среды

1

17.05

6.05

Глава 18 Биосфера  и  человек

5

64

Природные ресурсы  и  их  использование

1

17.05

7.05

65

. Контрольное  тестирование  в рамках промежуточной аттестации

1

22.05

13.05

66

Анализ контрольн. тестирования

1

22.05

14.05

67

 Повторение по теме «Биосфера»

1

24.05

20.05

68

Обобщающий урок по всему курсу

1

24.05

21.05

ИТОГО

68

Учебно-методическое обеспечение :

Учебная программа Авторская программа основного общего образования по биологии.- 9 класс/(авт.-сост).В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин.- М. : Дрофа , 2009.

Учебник : Сонин Н.И. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б.Агафонова ИБ. «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература:

Методические пособия для учителя:

  1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006.- 128 с.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для        школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002.
  1. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология.  Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004. – 216 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...